Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5 |
Взаимопосещение коррекционных занятий |
А) Октябрь — 2 класс Б) Декабрь — 1 класс Февраль ОУ |
У логопеда: А) Итоговое занятие по теме: «Звонкие и глухие согласные», Б) «Твердые и мягкие согласные» У психолога: «Взаимосвязь в работе школьного психолога и логопеда» У педагогов начального звена: 1 «А», «Б» — октябрь 2 «А», «Б» — ноябрь 3 «А», «Б» — декабрь |
Ответственный Участник Слушатель |
А) 2 октября Б) 10 декабря 17 февраля 4 октября 18 ноября 15 декабря |
6 |
Подготовка документации к ПМПк, направление на ПМПк и ПМПЦ |
На ПМПк — согласно плану работы МОУ (3 раза в год — ежеквартально). На ПМПЦ - по мере необходимости. ОУ |
Логопед, психолог и другие педагоги ОУ совместно составляют пакет документов при необходимости представления ребенка на ПМПк и ПМПЦ (с согласия родителей). В случае необходимости смены образовательного маршрута, при окончании коррекционного обучения и т. д. |
Участник единого коррекционного процесса (учитель-логопед) |
Подготовлена документация на заседания ПМПк (28 сентября, 16 января, 25 мая) |
7 |
Индивидуальное консультирование |
Еженедельно: понедельник, четверг: 14.15 — 15.00 |
Индивидуальное консультирование специалиста с целью обсуждения методов, приемов коррекционной работы, обсуждение |
Учитель-логопед |
В рамках консультаций (по графику работы) |
№ |
Наименование мероприятия (уровень мероприятия: ОУ, район, город и т. д.) |
Дата и место проведения |
Содержание |
Роль специалиста |
Сведения о выполнении |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
необходимости изготовления или приобретения наглядных пособий и т. д. |
Как показала практика, каждый педагог выбирает наиболее удобный для себя вариант оформления журнала обследования устной и письменной речи. Альтернативой такому журналу являются различного рода протоколы.
Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся отличаются простотой оформления и полнотой сведений. Их цель — показать наличие речевого дефекта. Протокол логопедического обследования содержит материал, на основе которого логопед делает первичное заключение. Пример заполнения протокола логопедического обследования приведен на с. 28.
Составляется логопедом и содержит сведения о:
— состоянии кабинета в соответствии с нормативно-гигиеническими нормами;
— расположении кабинета в здании и возможности совмещения с другими специалистами школы (психолог, социальный педагог и т. д.);
— наличии в кабинете мебели;
— наличии необходимых пособий (картотека);
— наличии методической литературы;
— наличии другого оборудования (зонды, кушетка и инструментарий для массажа и т. д.).
Данный документ заверяется директором школы, хранится у логопеда. В ходе работы логопед может дополнять или вносить изменения в список имеющихся пособий.
В качестве журнала
посещаемости фронтальных и индивидуальных
занятий логопед может
Основная цель данного документа — фиксирование посещения занятий (индивидуальных или групповых) каждым ребенком и наполняемости фронтальных занятий в каждой группе. Оформление журнала посещаемости основывается на требованиях, предъявляемых к заполнению классного журнала (без оценивания знаний учащихся). Данный документ, наряду с другой документацией образовательного учреждения, представляет собой финансовый документ и проверяется администрацией ОУ.
Несмотря на то,
что логопед является сотрудником
образовательного учреждения и его
занятия имеют некоторое
График работы учителя-логопеда составляется в соответствии с тем количеством "часов, которое определено в постановлении Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений». График работы заверяется директором школы. Пример заполненного графика приведен на с. 43.
Циклограмма рабочего времени логопеда составляется на основе графика работы и раскрывает содержание каждого рабочего дня специалиста. Ее цель — определить выработку рабочего времени, соблюдение режимных моментов. В циклограмме отражена следующая информация:
— количество групп, занимающихся на логопункте;
— количество фронтальных и индивидуальных занятий, проводимых логопедом в неделю;
— частота проведения занятий с конкретной группой или ребенком;
— продолжительность занятий и перерывов между ними.
Необходимо помнить, что основная задача логопеда в школе — устранение нарушений письма и чтения либо их предупреждение. Таким образом, большая часть времени отводится на групповую работу по исправлению вышеперечисленных нарушений. Например, из 25 детей, зачисленных на логопункт, 6-7 человек посещают занятия с целью коррекции произносительной стороны речи, а остальные (18-19) нуждаются в коррекции письменной речи.
Ниже приведен пример графика работы логопеда и циклограмма рабочего времени.
Утверждаю___________ Директор МОУ № ______ ______________________ | ||
ГРАФИК РАБОТЫ на 200___/200___учебный год логопеда МОУ №_____ |
||
Понедельник 11.00—15.35 Вторник 13.00—17.00 Среда 11.00—15.00 |
Четверг 13.00—17.00 Пятница 11.00—15.00 | |
Утверждаю _
Директор МОУ № _
ЦИКЛОГРАММА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА 200___/200
УЧЕБНЫЙ ГОД ЛОГОПЕДА МОУ №________
Понедельник 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.15 - 15.35 — работа с документацией |
Вторник 13.05 - 13.25 — индивидуальное №4 13.35 - 14.15 — группа №4 14.25 - 15.05 — индивидуальное №5 15.15 - 15.35 — индивидуальное №6 15.40 - 16.00 — индивидуальное №7 16.10 - 16.50 — группа №5 16.50 - 17.45 — работа с документацией |
Среда 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.20 - 15.10 — консультации 15.00 - 15.35 — работа с документацией |
Четверг 13.05 - 13.25 — индивидуальное №4 13.35 - 14.15 — группа №4 14.25 - 15.05 — индивидуальное №5 15.15 - 15.35 — индивидуальное №6 15.40 - 16.00 — индивидуальное №7 16.10 - 16.50 — группа №5 16.50 - 17.45 — работа с документацией |
Пятница 11.00 - 11.40 — группа №1 11.50 - 12.30 — группа №2 12.40 - 13.00 — индивидуальное №1 13.05 - 13.25 — индивидуальное №2 13.35 - 14.15 — группа №3 14.20 - 15.10 — консультации |
Примечания.
1. Посещение педагогического
совета, перерывы между занятиями,
оформление документации и
2. Перерывы между
занятиями соответствуют
Опираясь на материалы обследования и мониторинг, логопед составляет календарно-тематическое планирование на каждую группу учащихся. Цель такого планирования — распределить намеченные темы в течение учебного года, определить объем изучаемого материала до каждой теме, лексический материал в зависимости от речевого дефекта и возрастных особенностей детей.
Составляя календарно-тематический план, логопед должен учитывать все направления работы для устранения имеющегося речевого дефекта. Например, при устранении ОНР — развитие фонематических процессов, работа над слоговой структурой, развитие лексико-грамматического уровня речи, развитие устной речи; при преодолении ошибок письма и чтения у детей с оптической дисграфией — развитие оптико-пространственных представлений, развитие моторной координации, объем лингвистического материала и т. д.
Необходимо помнить о том, что при составлении планирования на группу логопед исходит из структуры дефекта и отбирает из программы темы, направленные на его преодоление.
Пример календарно-
ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЗАНЯТИЙ
по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания
с элементами оптической дисграфии
1. Акустически сходные звуки (38-40 часов)
Тема занятия |
Часы |
Направления работы | ||
Фонетика |
Лексика |
Грамматика | ||
1. Гласные и согласные звуки |
2 |
— развитие фонематического слуха; — развитие фонематического анализа; — развитие фонематического восприятия; — выделение звуков во всех позициях; — дифференциация твердых и мягких звуков; — звуковой анализ; — дифференциация звуков во всех позициях; — выделение звуков во всех позициях; — дифференциация твердых и мягких согласных звуков; — звуковой анализ; |
Словарь на изучаемые звуки и буквы |
— образование гласных II ряда; — работа со схемой слова; — запись букв, слогов, слов, предложений с оппозиционными звуками и буквами, обозначающими на письме при помощи Ь знака; — слуховые и зрительные диктанты; — тексты с оппозиционными звуками; — слуховые и зрительные диктанты; |
2. Дифференциация гласных I—II ряда |
2 |
Словарь на изучаемые звуки и буквы |
||
3. Дифференциация гласных А—Я |
3-4 |
Слова-паронимы |
||
4. Дифференциация гласных У—Ю |
3-4 |
Слова-паронимы |
||
5.
Обозначение мягкости |
4 |
Словарь на изучаемые звуки и буквы |
||
6. Звуки Б, Б', П, П' |
3 |
Слова-паронимы |
||
7. Звуки 3,3', С, С' |
3 |
Слова-паронимы |
||
8. Звуки Ж—Ш |
3 |
Слова-паронимы |
||
9. Дифференциация звуков С—Ц |
3 |
Слова-паронимы |
||
10. Дифференциация звуков Ц—ТС |
3 |
Слова-паронимы |
Тема занятия |
Часы |
Направления работы | ||
Фонетика |
Лексика |
Грамматика | ||
11. Дифференциация звуков Ч—Щ |
3 3 |
— дифференциация звуков во всех позициях. |
Слова-паронимы |
— тексты с оппозиционными звуками звуками. |
12. Дифференциация акустически сходных звуков на уровне текста |
6 |
Словарь на изучаемые звуки и буквы |
2. Оптически сходные буквы (45 часов))
Тема занятия |
Часы |
Направления работы | ||
1. Развитие неречевых процессов. Зрительный анализ |
8 |
— развитие зрительного внимания; — развитие предметного восприятия (реальные предметы, предметные картинки, фигуры); знание цвета (основные и оттеночные), формы, величины; — развитие восприятия цифр и букв: цвета (основные и оттеночные), форма, величина; — развитие зрительной памяти; — развитие временных представлений: вчера, сегодня, завтра, послезавтра...; время года; месяцы; дни недели; время суток; — развитие пространственных представлений: ориентировка в схеме тела, в пространстве, понимание пространственных предлогов; — развитие зрительно-моторной координации. | ||
2. Зрительное восприятие, внимание, память |
8 |
|||
3. Пространственные и временные представления |
2 |
|||
Работа с буквами |
Речевые процессы |
Неречевые процессы |
||
4. Дифференциация гласных букв. Буквы: а—о, и—у |
6 |
— уточнение артикуляции изучаемых звуков; — соотнесение артикулемы, — соотнесение буквы с символом для обозначения на письме; — дифференциация сходных по начертанию букв: изоли- |
— закрепление умений и навыков, полученных на первом этапе; — развитие зрительного внимания; — развитие зрительной памяти; — развитие зрительно-моторной координации; |
|
5.
Дифференциация гласных и |
3 |
|||
Тема занятия |
Часы |
Направления работы | |
Работа с буквами |
Речевые процессы |
Неречевые процессы | |
6. Дифференциация согласных букв. Буквы л—м (Л—М, л—м), п—т (П—Т, п—т), б—д, ц—щ (Ц—Щ, ц—щ) |
12 |
рованно, в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и тексте; — работа со словами-паронимами; — написание зрительных и слуховых диктантов с изучаемыми буквами. |
— развитие пространственных представлений (на расположении элементов букв в пространстве; — развитие умений конструирования и реконструирования букв. |
7.
Дифференциация оптически |
6 |