Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 11:53, курс лекций
Цель данного пособия — помочь учителю-логопеду в организации и проведении диагностических мероприятий, а также планировании коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений письма и чтения любой формы.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 4
ЧАСТЬ 1 Организация работы логопеда на школьном логопункте.................................... 6
1. Инструктивное письмо......................................................................................................... 7
2. Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР (сентябрь 1979 г.) 8
3. Должностные инструкции логопеда.................................................................................... 9
4. Программы обучения........................................................................................................... 16
5. Годовой план работы логопеда............................................................................................ 17
6. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.......................................... 28
7. Паспорт логопедического кабинета.................................................................................... 28
8. Журнал учета посещаемости фронтальных и индивидуальных занятий........................ 29
9. График рабочего времени логопеда. Циклограмма рабочего времени............................ 32
10. Календарно-тематическое планирование на каждую группу.......................................... 34
11. Речевые карты...................................................................................................................... 37
12. Отслеживание динамики развития устной и письменной речи (мониторинг) с аналитической справкой по результатам мониторинга............................................................................................................................... 39
13. Аналитический отчет о проделанной работе в конце года.............................................. 44
ЧАСТЬ 2 Обследование устной и письменной речи детей на школьном логопункте…… 49
1. Речевые пробы и система их оценки.................................................................................... 51
Индивидуальный речевой профиль ребенка с ОНР................................................................ 67
Образец заполнения индивидуального речевого профиля ребенка с ОНР........................... 68
2. Экспресс-диагностика письменной речи младших школьников....................................... 69
Протокол отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией 70
Образец заполнения протокола отслеживания динамики состояния письма у младших школьников с дисграфией.................................................................................................... 70
3. Речевая карта младшего школьника................................................................................. 70
ЧАСТЬ 3 Программа работы по преодолению нарушений письма у младших школьников 91
1. Особенности письменной речи у детей с дисграфией.................................................. 94
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 94
Акустическая дисграфия...................................................................................................... 94
Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.................... 95
Аграмматическая дисграфия............................................................................................... 96
Оптическая дисграфия.......................................................................................................... 96
2. Планы работы по преодолению нарушений письменной речи при различных формах дисграфии........................................................................................................................................................ 97
Артикуляторно-акустическая дисграфия......................................................................... 97
Акустическая дисграфия.................................................................................................... 104
Дисграфия, обусловленном нарушением языкового анализа и синтеза................. 110
Аграмматическая дисграфия............................................................................................. 115
Оптическая дисграфия........................................................................................................ 120
(в зависимости от речевого дефекта)
В ходе обследования устной и письменной речи логопед заполняет речевую карту на каждого ребенка. Тип и состав речевой карты зависят от возраста ребенка и структуры речевого дефекта. В ходе практической деятельности автором были разработаны различные типы речевых карт. Эта необходимость возникла ввиду того, что имеющиеся в арсенале карты либо не отражали картину дефекта в целом, либо были чересчур громоздкими и неудобными в работе.
В настоящее время
в литературе по логопедии можно
встретить различные варианты оформления
и ведения речевых карт. Однако
среди множества вариантов
Основные разделы речевой карты:
1. Анамнестические данные;
2. Обследование фонетической стороны речи;
3. Обследование звукопроизношения;
4. Обследование
строения артикуляционного
5. Обследование функционального базиса речи (память, восприятие, внимание, мышление);
6. Обследование
лексико-грамматического строя
7. Обследование связной речи;
8. Приложение (в виде образцов творческих и контрольных работ ребенка).
В данном пособии я предлагаю вниманию специалистов несколько вариантов речевых карт, составленных с учетом возраста и специфики речевого нарушения ребенка.
Хочется обратить ваше внимание на речевую карту для ученика 2—4 класса. В приложение к этой карте помимо традиционных образцов детских работ предлагается включить задания, которые дети выполняют самостоятельно. Также рекомендуется дважды проводить слуховые и зрительные диктанты (сначала дети пишут диктант в классе под руководством учителя начальных классов, потом — на логопункте с логопедом). Работы детей анализируются. Логопед также просматривает рабочие тетради детей, выписывает специфические ошибки, и только потом ставится первичное логопедическое заключение.
Обратимся к образцам речевых карт. Их три вида:
1. Речевая карта на ребенка с ОНР;
2. Речевая карта на ребенка с дисграфией;
3. Речевая карта на ребенка с ФФНР или ФНР.
Речевая карта первого вида рассчитана на первоклассника с ОНР и содержит набор заданий, направленных на выявление данного вида речевого нарушения.
При необходимости она может быть дополнена приложением, состоящим из заданий, предназначенных для самостоятельного выполнения ребенком, и тогда ее возможно использовать для обследования школьника с дисграфией (речевая карта второго вида). Также ею можно воспользоваться на втором году обучения ребенка с ОНР, если коррекционная работа не завершена и необходимо обследовать уже письменную речь.
Третий вид речевой
карты рассчитан на учащегося
начального звена с фонетико-
Более подробно методика обследования речи младших школьников описана в части 2 данного пособия.
В начале года логопед
проводит обследование устной и письменной
речи учащихся, заполняет речевую
карту и оформляет профили. За
годы многолетней практики я пришла
к убеждению, что подготовить
абсолютно все необходимые
Поэтому возникла необходимость разработки такой методики исследования речевых процессов, которую можно было бы использовать в качестве мониторинга. При этом предложенный лексический материал должен соответствовать речевой карте, которая используется для обследования данной группы детей.
Необходимо также помнить, что мониторинг — это не один документ, а система мероприятий: проведение исследования устной и письменной речи с использованием какой-либо методики, заполнение протоколов (индивидуальных и групповых профилей), обработка результатов и их оформление в виде гистограмм (индивидуальных и групповых), а также написание аналитической справки по результатам данного исследования. Данные мероприятия рекомендуется проводить в сроки, установленные для обследования. Образцы документов, необходимые для их проведения, приводятся во второй части пособия.
Завершает систему
мониторинга аналитическая
В данном пособии
автор приводит схему аналитической
справки на конец коррекционного
обучения. Ее основное отличие от предыдущих
аналогичных документов заключается
в том, что она содержит сведения
о состоянии устной и письменной
речи, приведенные в сравнении
с предыдущими этапами работы.
В аналитической справке, составленной
в сентябре, сравнительных данных
не будет, так как это начало коррекционной
работы, В аналитической справке,
составляемой по окончании промежуточного
обследования, уже приводятся данные
по каждому блоку в сравнении
с началом коррекционной работы
(индивидуально и средний
Таким образом, данный документ является статистическим отчетом о результатах проведенного исследования (на начало года), частично о результатах коррекционной работы и направлениях последующей работы (в промежуточном обследовании) или результатах коррекционной работы (в конце учебного года).
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по итогам обследования устной и письменной речи
учащихся начальных классов проведенного логопедом
______________________________
на логопедическом пункте МОУ №___
____________________района в мае 20___года
В конце 20___/ 20___учебного года проводилось повторное исследование устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста с целью выявления уровня сформированности навыка обучения основных факторов речи по тем же параметрам, что и в начале учебного года.
Было обследовано ___ детей. Из них:
___ человек — учащиеся 1-го класса;
___ человек — учащиеся 2-го класса;
___ человек — учащиеся 3-го класса;
___ человек — учащиеся 4-го класса.
За основу была взята методика Фотековой Т. А., предложенная автором для исследования речевой сферы детей младшего школьного возраста. Представленная диагностика уже использовалась для исследования этих детей в начале года.
Диагностика состояла также из шести речевых проб для исследования состояния устной речи и двух проб для исследования состояния письма. В ходе выполнения заданий логопед также заполнял протоколы на каждого ребенка. На основании полученных данных составлены индивидуальные речевые профили и речевой профиль группы.
При оценке результатов были получены следующие данные:
___ детей в 1-й группе справились со всеми заданиями данной серии и получили максимальное количество баллов против ___ на начало года,
___ детей из ___ успешно выполнили
пробы задания и получили
Среди детей группы не было детей, не выполнивших данный вид заданий.
Во 2-й группе... (Далее описать по каждой группе.)
Средний балл по каждой группе составляет:
1 группа ___ против ___ в начале года;
2 группа ___ против ___ в начале года...[3]
При исследовании сформированности уровня звукопроизношения детям предлагалось повторить ряд слогов, слов и предложений с оппозиционными звуками. У ___ детей на начало 20___/ 20___учебного года отмечалось нарушение звукопроизношения различной степени тяжести... (Описать состояние звукопроизношения в % по группам.)
Уровень сформированности звукопроизношения по группе возрос на (далее описать по каждой группе) ___ % и составил ___ %.
Для выявления уровня сформированности слоговой структуры детям предлагались различные задания.
По итогам оценки результатов уровень сформированности слоговой структуры у детей в группе составил ___%. По сравнению с началом года этот показатель вырос на ___%, что объясняется... (Объяснить причину.)
При исследовании словаря детям предлагались задания на выявление уровня сформированности номинативного, предикативного словаря и словаря признаков, а также на подбор антонимов. При исследовании этого уровня получены следующие результаты... (Описать по группам в %.)
При исследовании уровня сформированности грамматического строя были предложены задания на исследование уровня сформированности:
— словообразования;
— словоизменения;
— согласования;
— практического владения предлогами.
Средний показатель по грамматическому строю составил ___%, что на ___% выше начала года.
При исследовании связной речи детям предлагались два вида заданий: составление рассказа по серии картинок и пересказ рассказа логопеда. Здесь также положительная динамика у ___% детей.
Таким образом, уровень сформированности связной речи на начало года составлял по каждой группе... (перечислить в %), а на конец года... (Перечислить в %.)
После обработки результатов
1. Фонематического анализа и синтеза:
начало года — ... конец года — ...
2. Фонематического слогового
начало года — ... конец года — ...
3. Звукопроизношения:
начало года — ... конец года — ...
4. Словаря:
начало года — ... конец года — ...
5. Грамматического строя:
начало года —... конец года — ...
6. Связной речи:
начало года — ... конец года — ...
7. Письменной речи:
начало года — ... конец года — ...
Таким образом, по результатам исследования на конец года отмечается положительная динамика у ___% детей:
у ___% (___детей) — полная коррекция устной и письменной речи (эти дети выпускаются с логопункта);
у ___% (___детей) — частичная коррекция речи со значительным улучшением письменной и устной речи (они продолжат обучение на логопункте);
у ___% (___ детей) — незначительная динамика;
остальные ___% (т. е. ___ учащихся) не имеют улучшений.
В течение учебного года ___ детей были отчислены с логопедического пункта в виду... (Указать причину.)
По итогам проведенного исследования логопедом намечены направления коррекционно-логопедической работы на следующий год для тех детей, которые продолжат свое обучение... (Перечислить направления работы.)
Логопед _____________
Директор МОУ ______________
После проведения коррекционной работы в конце учебного года логопед составляет годовой отчет. В данном отчете учитель-логопед указывает не только результаты деятельности за год (сколько детей выпущено с уровнем письма и чтения, соответствующим норме; сколько продолжат обучение; сколько детей прервали занятия в течение года и по какой причине), а также динамику в ходе коррекционного обучения во всех группах и у каждого ребенка индивидуально (данные логопед берет из протоколов мониторинга).
Помимо статистических данных отчет содержит и анализ проведенной работы, а также сведения о том, в каких мероприятиях он участвовал в течение года, как специалист данного ОУ.
Если логопед не имеет единого образца для заполнения или составления аналитического отчета, можно обратиться к варианту, рекомендованному ниже.
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МОУ №___
за 20___/ 20___учебный год
В этом учебном году коррекционно-логопедическая работа на школьном логопункте строилась на основе программы по дисграфии_________, рекомендованной для преодоления нарушений письма и чтения у младших школьников, а также на основе перспективного планирования для детей с ОНР согласно результатам проведенного первичного обследования.
В результате проведенного обследования на школьный
логопункт было зачислено ___ детей, из них ___ учащихся с нарушением письменной речи, ___ детей с ОНР, а также ___ детей с ФФН (список детей с заключением логопеда прилагается).
Из зачисленных детей было сформировано ___ групп, из учащихся 2—4 класса — ___ группы; из первоклассников — ___ группы, остальным рекомендованы индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения. Необходимо отметить, что ___ ребенка из группы с ОНР посещали помимо групповых и индивидуальные занятия.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, четкой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе четко спланированной работы учителя-логопеда.
В прошедшем учебном году работа учителя-логопеда велась по следующим направлениям:
1. Организационная работа.
1. Систематизирован
2. В начале учебного года