Основы безналичных расчетов и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера при­менения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тен­денция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития пла­тежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналич­ных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУ­ЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАР­ТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 540.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

диплом ОБР1.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

В нашей стране также рассма­тривается возможность внедрения проекта такого типа, как «Город­ские карточки». На сегодняшний день его потенциальные участни­ки занимаются уточнением орга­низационных вопросов. Реализа­ция проекта предусматривает по­степенное создание в определен­ном регионе единой инфраструк­туры приема карточек к обслужи­ванию в тех сферах, где ранее ис­пользовались или только налич­ные деньги, или неэффективные бумажные технологии, либо специализированные платежные ин­струменты (например телефонные карточки) и где имеются неучтен­ные торговые операции.

Основной экономический и со­циальный эффект от внедрения «карточки горожанина» заключа­ется в сокращении налично-денежного обращения и затрат на его поддержание, в привлечении дополнительных средств населе­ния в экономику города, целевом использовании денежных средств, а также в ускорении «движения» денег, оптимизации региональных денежных потоков, повышении контроля и сокраще­нии потерь от неучтенной торгов­ли, в том числе теневой экономи­ки.

Рассмотрим до­стижения и проблемы в развитии белорусской модели «карточного» бизнеса в общей системе «retail banking».

Если пользоваться нашей тра­диционной терминологией, то «retail banking» включает ведение текущих и кредитных счетов част­ных и юридических лиц, а также срочных депозитов, расчетно-кас­совое обслуживание предприятий, кредитование под потребительские нужды частных лиц, продажа всех типов дорожных и коммерческих чеков, банковских карточек для обслуживания граждан в зарубеж­ных поездках, ведение овердрафтных и кредитных счетов через бан­ковские карточки для юридичес­ких и частных лиц, различные си­стемы быстрого перевода денеж­ных средств с открытием и без от­крытия счетов. Это направление в банковской деятельности экономи­чески развитых стран стало бурно развиваться с 80-х годов прошлого века благодаря стремительному освоению банками информацион­ных технологий,

Наилучшим подходом для изу­чения данной темы является сравнение неко­торых ключевых позиций разви­тия банковских карточек на обще­мировом уровне и анализ наиболее типичного опыта отдельных госу­дарств ЕС и стран Восточной Евро­пы.

Квартальные стати­стические отчеты VISA являются одним из немногих доступных в Беларуси серьезных источников, по которым можно прослеживать общеэкономические тенденции развития мировых рынков банков­ских карточек. Обратим внимание на некото­рые закономерности развития рынков банковских карточек че­рез статистические данные VISA International по банкам США, Ев­ропейского сообщества, стран Цен­тральной Европы, Ближнего Вос­тока и Африки.

Более чем полувековой опыт работы с банковскими карточками сформи­ровал у американцев  экономически обоснованную и логически грамотную организа­цию работы с физическими лица­ми. В связи с этим для банков США приоритетом является созда­ние заинтересованности для граж­дан страны в открытии счета бан­ковской карточки, а они более охотно идут на сотрудничество с банком, если имеется гарантия круглосуточного доступа к счету. Статистика показывает, что ежегодно около 10% карт-счетов клиентов закрывается в банках-эмитентах США, поэтому работа по привлечению новой клиентуры и сохранению существующей до­стигла здесь очень высокой степе­ни совершенства. Важнейшим мо­ментом в сохранении клиентской базы является создание системы постепенного формирования у клиентов культуры использования данного банковского продукта. [12, с.14]

Таким образом, в работе с кли­ентами - держателями карточек банкам необходимо учитывать и психологический фактор, который в данном случае прямо влияет на экономику и доходность банков­ского бизнеса.

Бан­ковские институты Беларуси должны практиковать методологи­ческие принципы развития бизне­са в области банковских карточек и в целом «retail banking», адек­ватные реальной зрелости рынка. Задачу перехода на преимущест­венно безналичные расчеты бан­ковскими карточками можно ста­вить, если данный вид бизнеса перейдет хотя бы на третий уровень готовности в разрезе количества выпущенных карточек, числа ус­тановленных банкоматов и сети ПТС, принимающих карточки в качестве платежного средства.

В странах Европейского сообщества темпы развития сети банкоматов почти сопоставимы с ростом числа держателей карточек. Ос­новной рост приходится на дебетовые карточки с жестким техническим режимом работы — VISA Electron и Maestro. Эмиссия такого типа продуктов привела банки к необходимости установки банкоматов за предела­ми своих отделений.

Из этого следует вывод, что на­ращивание эмиссии карточек оста­ется важнейшей задачей и для ев­ропейских банков, а методология решения этого вопроса лежит в плоскости предоставления перво­начально клиенту доступа к его на­личным денежным средствам. Па­раллельно банки продолжают при­влекать предприятия торговли, сервиса, туризма к приему карто­чек в качестве безналичного пла­тежного инструмента.

Из вышесказанного следует вы­вод, что доминирование безналич­ных расчетов банковскими карточ­ками состоялось в тех странах, где данный продукт возник и развива­ется как форма кредитования фи­зических лиц. В странах, где пре­валируют дебетовые карточки, картина по части популярности безналичных расчетов ими не очень оптимистична.

Ведущие эмитенты банковских карточек Великобритании, Герма­нии, Франции, Италии и других стран Европейского союза еще на­ходят значительные ресурсы в рос­те эмиссии дебетовых продуктов типа Maestro/Cirrus и VISA Electron. На определенных этапах работы их главная задача — не столько развитие безналичных расчетов, сколько привлечение де­шевых пассивов частных лиц, ми­ни-кредитование в форме оверд­рафтов, а также получение сопут­ствующих комиссионных доходов от платежей и выдачи наличных денег в устройствах иных банков-эквайреров. В экономике разви­тых стран кредитование через карт-счета – мощный рычаг расширения покупательной способно­сти населения и стимулирования его трудовой активности.

Значительно пополнил теоре­тическую основу ведения бизнеса в сфере банковских карточек опыт стран Восточной Европы. Наи­больших успехов в этом достигли банки Венгрии. Примечательно, что до 1996 года положение с эмиссией банковских карточек в этой стране было полной копией ситуации по динамике эмиссии в нашей стране. Однако с начала 1996 года темпы выпуска карто­чек стали резко меняться, и стра­на вышла в лидеры по объемам их выпуска. Венгрия к концу 2000 года вы­шла в лидеры по эмиссии банков­ских карточек ни душу населения не только среди стран Восточной Европы, но и некоторых госу­дарств ЕС. В Венгрии, ЕС и США развитие сети банкоматов опережает рост эмис­сии и является ее важнейший опо­рой.

Таким образом, знание венгер­скими банками методологических принципов работы в данном спект­ре банковской деятельности позво­лило решать проблемы роста эмис­сии карточек в довольно сжатые сроки, привлечь средства населе­ния на карт-счета и обеспечивать окупаемость своих проектов.

Подводя итог вышесказанно­му, можно сделать вывод, что раз­витие системы безналичных рас­четов с использованием банков­ских пластиковых карточек явля­ется одним из основополагающих направлений развития платеж­ной системы нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

        Рассматривая состояние пла­тежной системы в Беларуси на фо­не платежных систем развитых го­сударств, следует отметить, что она является достаточно эффектив­ной и развивается в русле мировых тенденций.

        Но постоянная модернизация технологий, изменение потребностей экономики и прочие условия требуют постоянного совершенствования национальной платежной системы. Для этого необходимо обеспечить:

1.      увеличение степени автомати­зации и надежности системы рас­четов;

2.      минимизация уровня риска бан­ковских операций;

3.      поддержание безопасности пла­тежной системы;

4.      включение страны в мировые финансо­вые потоки;

5.      формирование в госу­дарстве платежной системы, соот­ветствующей унифицированным стандартам;

6.      обеспечение полного соответствия платежной системы Национального банка  ключевым прин­ципам

С целью совершенствования нормативной правовой базы и мо­дернизации национальной платеж­ной системы в 2002 году были раз­работаны и введены в действие:

      до­полнения и изменения в Инструк­цию по организации функциониро­вания Автоматизированной систе­мы межбанковских расчетов Рес­публики Беларусь;

      Правила расчетов по биржевым сделкам купли-продажи иностранной валюты;

      для сокращения сроков нахождения средств в рас­четах Национальным банком Рес­публики Беларусь внедрен элек­тронный документооборот при про­ведении операций по поддержа­нию, а также изъятию текущей ликвидности банковской системы.

          Безналичные расчеты являются частью платежной системы страны. Следовательно, перспективы и тенденции развития безналичных расчетов напрямую зависят от совершенствования платежной системы республики.

              Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

              Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, прводимые через банк в безналичном порядке. Данный вид расчетов является доминирующим звеном в платежном обороте большинства развитых государств мира и занимает около 90% всего денежного оборота.

          Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, и предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.

         По приоритетности использования в организации безналичных расчетов можно выделить следующую направленность:

1.      Кредитовые переводы являют­ся доминирующей формой безна­личных расчетов в Республике Бе­ларусь;

2.      Дебетовые переводы на основании платежных требований – следующие по масштабу использования;

3.      Доля чеков в безна­личном платежном обороте являет­ся незначительной, поэтому пере­хода с бумажной технологии обра­ботки данных платежных инстру­ментов на безбумажную не плани­руется;

4.      Основополагающими направлениями  развития безналичных расчетов в республике Беларусь, как и во всем мире, являются расчеты банковскими пластиковыми карточками.

Для расширения сферы действия банковских пластиковых карточек применяются следующие меры:

      развитие национальной системы безналич­ных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек осуществляется  с   учетом осо­бенностей того или иного региона с привлечением административного ресурса органов исполнительной власти, министерств и ведомств;

      для расширения эмиссии бан­ковских пластиковых карточек и увеличения их популярности сре­ди населения проводится работа по организации эмиссии кредитных карточек, созданию необходимой нормативно-правовой базы;

      проводятся работы по разработке и внедрению про­граммного обеспечения двойного применения;

      современным уровнем в развитии безналичных расчетов является введение «городских» карточек;

      реализация зарплат­ных проектов с использованием банковских пластиковых карто­чек.

       Совершенствование законодательной базы, улучшение банками обслуживания клиентов, обеспечение  удобства осуществления безналичных расчетов, устранение имеющихся недостатков, создание универсального правового каркаса – основа для дальнейшего развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1.      Инструкция о банковском переводе №66 от 29 марта 2001 года // Банковский вестник №15 2001 с.23-42

2.      Правила осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек №65 от 29 марта 2001года // Банковский вестник №12 2001г. 40-44

3.      Антонович О. «Городские карточки»: современный уровень в безналичных расчетах // Банковский вестник №4 2003 с.29-31

4.      Антонович О., Игнатов А. Банковские карточки: прошлое, настоящее, будущее //  Банковский вестник №19 2002 с.2-6

5.      Банковский кодекс Республики Беларусь // Принят Палатой представителей 3.10.2000.– Мн., 2001.

6.      Банковское дело: Учебник / Под. ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П.Кроливецкой.– 5-е изд. перераб. и доп.– М., 2003.

7.      Банковское дело: стратегическое руководство / Под. ред. В.Платонова, М.Хиггинса.– М., 2001.

8.      Банковское дело: Учебник.– 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.И.Колесникова.– М., 2002.

9.      Волчек Д. Безналичные расчеты в Республике Беларусь // Главный бухгалтер №28 2002 с.62-64

10. Гусаров В. Стратегические направления развития рынка пластиковых карточек // Банковский вестник №4 2003 с.9-14

11. Гусаров В. Конкуренция на белорусском рынке  банковских пластиковых карточек // Банковский вестник №4 2003 с.17-22

12. Гусаров В. Retail Banking // Банковский вестник №2 2000 с.24-25

13. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.– 2-е изд., перераб. и доп.– М., 2002.

14. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.И.Кравцовой.– Мн., 1997.

15. Ефанова Э. Комментарий к Инструкции о банковском переводе // Банковский вестник №15 2001 с.43

16. Жарковская Е., Аренд И. Банковское дело: Курс лекций.– М., 2002.

17. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник.– М., 2003..

18. Жуков В. Цели и задачи реформирования платежной системы // Банковский вестник №5 1998 с.17-20

19. Инструкция о банковском переводе. Комментарий отдельных положений // Налоговый вестник №16 2002 с.56-64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к курсовой.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Операции с пластиковыми карточками.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

показатели функционирования платежной системы.doc

— 137.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации