Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа
Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера применения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тенденция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития платежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналичных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.
ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В нашей стране также рассматривается возможность внедрения проекта такого типа, как «Городские карточки». На сегодняшний день его потенциальные участники занимаются уточнением организационных вопросов. Реализация проекта предусматривает постепенное создание в определенном регионе единой инфраструктуры приема карточек к обслуживанию в тех сферах, где ранее использовались или только наличные деньги, или неэффективные бумажные технологии, либо специализированные платежные инструменты (например телефонные карточки) и где имеются неучтенные торговые операции.
Основной экономический и социальный эффект от внедрения «карточки горожанина» заключается в сокращении налично-денежного обращения и затрат на его поддержание, в привлечении дополнительных средств населения в экономику города, целевом использовании денежных средств, а также в ускорении «движения» денег, оптимизации региональных денежных потоков, повышении контроля и сокращении потерь от неучтенной торговли, в том числе теневой экономики.
Рассмотрим достижения и проблемы в развитии белорусской модели «карточного» бизнеса в общей системе «retail banking».
Если пользоваться нашей традиционной терминологией, то «retail banking» включает ведение текущих и кредитных счетов частных и юридических лиц, а также срочных депозитов, расчетно-кассовое обслуживание предприятий, кредитование под потребительские нужды частных лиц, продажа всех типов дорожных и коммерческих чеков, банковских карточек для обслуживания граждан в зарубежных поездках, ведение овердрафтных и кредитных счетов через банковские карточки для юридических и частных лиц, различные системы быстрого перевода денежных средств с открытием и без открытия счетов. Это направление в банковской деятельности экономически развитых стран стало бурно развиваться с 80-х годов прошлого века благодаря стремительному освоению банками информационных технологий,
Наилучшим подходом для изучения данной темы является сравнение некоторых ключевых позиций развития банковских карточек на общемировом уровне и анализ наиболее типичного опыта отдельных государств ЕС и стран Восточной Европы.
Квартальные статистические отчеты VISA являются одним из немногих доступных в Беларуси серьезных источников, по которым можно прослеживать общеэкономические тенденции развития мировых рынков банковских карточек. Обратим внимание на некоторые закономерности развития рынков банковских карточек через статистические данные VISA International по банкам США, Европейского сообщества, стран Центральной Европы, Ближнего Востока и Африки.
Более чем полувековой опыт работы с банковскими карточками сформировал у американцев экономически обоснованную и логически грамотную организацию работы с физическими лицами. В связи с этим для банков США приоритетом является создание заинтересованности для граждан страны в открытии счета банковской карточки, а они более охотно идут на сотрудничество с банком, если имеется гарантия круглосуточного доступа к счету. Статистика показывает, что ежегодно около 10% карт-счетов клиентов закрывается в банках-эмитентах США, поэтому работа по привлечению новой клиентуры и сохранению существующей достигла здесь очень высокой степени совершенства. Важнейшим моментом в сохранении клиентской базы является создание системы постепенного формирования у клиентов культуры использования данного банковского продукта. [12, с.14]
Таким образом, в работе с клиентами - держателями карточек банкам необходимо учитывать и психологический фактор, который в данном случае прямо влияет на экономику и доходность банковского бизнеса.
Банковские институты Беларуси должны практиковать методологические принципы развития бизнеса в области банковских карточек и в целом «retail banking», адекватные реальной зрелости рынка. Задачу перехода на преимущественно безналичные расчеты банковскими карточками можно ставить, если данный вид бизнеса перейдет хотя бы на третий уровень готовности в разрезе количества выпущенных карточек, числа установленных банкоматов и сети ПТС, принимающих карточки в качестве платежного средства.
В странах Европейского сообщества темпы развития сети банкоматов почти сопоставимы с ростом числа держателей карточек. Основной рост приходится на дебетовые карточки с жестким техническим режимом работы — VISA Electron и Maestro. Эмиссия такого типа продуктов привела банки к необходимости установки банкоматов за пределами своих отделений.
Из этого следует вывод, что наращивание эмиссии карточек остается важнейшей задачей и для европейских банков, а методология решения этого вопроса лежит в плоскости предоставления первоначально клиенту доступа к его наличным денежным средствам. Параллельно банки продолжают привлекать предприятия торговли, сервиса, туризма к приему карточек в качестве безналичного платежного инструмента.
Из вышесказанного следует вывод, что доминирование безналичных расчетов банковскими карточками состоялось в тех странах, где данный продукт возник и развивается как форма кредитования физических лиц. В странах, где превалируют дебетовые карточки, картина по части популярности безналичных расчетов ими не очень оптимистична.
Ведущие эмитенты банковских карточек Великобритании, Германии, Франции, Италии и других стран Европейского союза еще находят значительные ресурсы в росте эмиссии дебетовых продуктов типа Maestro/Cirrus и VISA Electron. На определенных этапах работы их главная задача — не столько развитие безналичных расчетов, сколько привлечение дешевых пассивов частных лиц, мини-кредитование в форме овердрафтов, а также получение сопутствующих комиссионных доходов от платежей и выдачи наличных денег в устройствах иных банков-эквайреров. В экономике развитых стран кредитование через карт-счета – мощный рычаг расширения покупательной способности населения и стимулирования его трудовой активности.
Значительно пополнил теоретическую основу ведения бизнеса в сфере банковских карточек опыт стран Восточной Европы. Наибольших успехов в этом достигли банки Венгрии. Примечательно, что до 1996 года положение с эмиссией банковских карточек в этой стране было полной копией ситуации по динамике эмиссии в нашей стране. Однако с начала 1996 года темпы выпуска карточек стали резко меняться, и страна вышла в лидеры по объемам их выпуска. Венгрия к концу 2000 года вышла в лидеры по эмиссии банковских карточек ни душу населения не только среди стран Восточной Европы, но и некоторых государств ЕС. В Венгрии, ЕС и США развитие сети банкоматов опережает рост эмиссии и является ее важнейший опорой.
Таким образом, знание венгерскими банками методологических принципов работы в данном спектре банковской деятельности позволило решать проблемы роста эмиссии карточек в довольно сжатые сроки, привлечь средства населения на карт-счета и обеспечивать окупаемость своих проектов.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что развитие системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек является одним из основополагающих направлений развития платежной системы нашей страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая состояние платежной системы в Беларуси на фоне платежных систем развитых государств, следует отметить, что она является достаточно эффективной и развивается в русле мировых тенденций.
Но постоянная модернизация технологий, изменение потребностей экономики и прочие условия требуют постоянного совершенствования национальной платежной системы. Для этого необходимо обеспечить:
1. увеличение степени автоматизации и надежности системы расчетов;
2. минимизация уровня риска банковских операций;
3. поддержание безопасности платежной системы;
4. включение страны в мировые финансовые потоки;
5. формирование в государстве платежной системы, соответствующей унифицированным стандартам;
6. обеспечение полного соответствия платежной системы Национального банка ключевым принципам
С целью совершенствования нормативной правовой базы и модернизации национальной платежной системы в 2002 году были разработаны и введены в действие:
дополнения и изменения в Инструкцию по организации функционирования Автоматизированной системы межбанковских расчетов Республики Беларусь;
Правила расчетов по биржевым сделкам купли-продажи иностранной валюты;
для сокращения сроков нахождения средств в расчетах Национальным банком Республики Беларусь внедрен электронный документооборот при проведении операций по поддержанию, а также изъятию текущей ликвидности банковской системы.
Безналичные расчеты являются частью платежной системы страны. Следовательно, перспективы и тенденции развития безналичных расчетов напрямую зависят от совершенствования платежной системы республики.
Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии, как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.
Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, прводимые через банк в безналичном порядке. Данный вид расчетов является доминирующим звеном в платежном обороте большинства развитых государств мира и занимает около 90% всего денежного оборота.
Безналичные расчеты организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, и предъявляемых к их организации, определенных конкретными условиями хозяйствования, а также форм и способов расчетов и связанного с ними документооборота.
По приоритетности использования в организации безналичных расчетов можно выделить следующую направленность:
1. Кредитовые переводы являются доминирующей формой безналичных расчетов в Республике Беларусь;
2. Дебетовые переводы на основании платежных требований – следующие по масштабу использования;
3. Доля чеков в безналичном платежном обороте является незначительной, поэтому перехода с бумажной технологии обработки данных платежных инструментов на безбумажную не планируется;
4. Основополагающими направлениями развития безналичных расчетов в республике Беларусь, как и во всем мире, являются расчеты банковскими пластиковыми карточками.
Для расширения сферы действия банковских пластиковых карточек применяются следующие меры:
развитие национальной системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек осуществляется с учетом особенностей того или иного региона с привлечением административного ресурса органов исполнительной власти, министерств и ведомств;
для расширения эмиссии банковских пластиковых карточек и увеличения их популярности среди населения проводится работа по организации эмиссии кредитных карточек, созданию необходимой нормативно-правовой базы;
проводятся работы по разработке и внедрению программного обеспечения двойного применения;
современным уровнем в развитии безналичных расчетов является введение «городских» карточек;
реализация зарплатных проектов с использованием банковских пластиковых карточек.
Совершенствование законодательной базы, улучшение банками обслуживания клиентов, обеспечение удобства осуществления безналичных расчетов, устранение имеющихся недостатков, создание универсального правового каркаса – основа для дальнейшего развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.
1. Инструкция о банковском переводе №66 от 29 марта 2001 года // Банковский вестник №15 2001 с.23-42
2. Правила осуществления операций с использованием банковских пластиковых карточек №65 от 29 марта 2001года // Банковский вестник №12 2001г. 40-44
3. Антонович О. «Городские карточки»: современный уровень в безналичных расчетах // Банковский вестник №4 2003 с.29-31
4. Антонович О., Игнатов А. Банковские карточки: прошлое, настоящее, будущее // Банковский вестник №19 2002 с.2-6
5. Банковский кодекс Республики Беларусь // Принят Палатой представителей 3.10.2000.– Мн., 2001.
6. Банковское дело: Учебник / Под. ред. Г.Н.Белоглазовой, Л.П.Кроливецкой.– 5-е изд. перераб. и доп.– М., 2003.
7. Банковское дело: стратегическое руководство / Под. ред. В.Платонова, М.Хиггинса.– М., 2001.
8. Банковское дело: Учебник.– 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. проф. В.И.Колесникова.– М., 2002.
9. Волчек Д. Безналичные расчеты в Республике Беларусь // Главный бухгалтер №28 2002 с.62-64
10. Гусаров В. Стратегические направления развития рынка пластиковых карточек // Банковский вестник №4 2003 с.9-14
11. Гусаров В. Конкуренция на белорусском рынке банковских пластиковых карточек // Банковский вестник №4 2003 с.17-22
12. Гусаров В. Retail Banking // Банковский вестник №2 2000 с.24-25
13. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.– 2-е изд., перераб. и доп.– М., 2002.
14. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. Г.И.Кравцовой.– Мн., 1997.
15. Ефанова Э. Комментарий к Инструкции о банковском переводе // Банковский вестник №15 2001 с.43
16. Жарковская Е., Аренд И. Банковское дело: Курс лекций.– М., 2002.
17. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник.– М., 2003..
18. Жуков В. Цели и задачи реформирования платежной системы // Банковский вестник №5 1998 с.17-20
19. Инструкция о банковском переводе. Комментарий отдельных положений // Налоговый вестник №16 2002 с.56-64
Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации