Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Краткое описание

Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

Содержание

Введение
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках________________________6
2.Практические аспекты деятельности банка ОАО «Белгазпромбанк»___________
2.1Характеристика банка как объекта исследования__________________________13
2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19
2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________________________________________________44
Список использованных источников_______________________________________46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 673.00 Кб (Скачать файл)

  



Содержание

Введение

1.Особенности ведения  бухгалтерского учета в банках________________________6

2.Практические аспекты деятельности  банка ОАО «Белгазпромбанк»___________

2.1Характеристика банка как объекта  исследования__________________________13

2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19

2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24

2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35

Заключение____________________________________________________________44

Список использованных источников_______________________________________46

Приложение

 

Введение

    Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ  предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.

    Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.

В данной курсовой работе будет исследован бухгалтерский  учет  банков. Правильный бухгалтерский  учет в деятельности банков имеет  первостепенное значение.

    Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

    Целью курсовой работы является: исследовать в теоретическом плане сущность и значение бухгалтерского учета в банках, а также проанализировать практику осуществления данного учета на примере ОАО «Белгазпромбанк».

    Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

-дать характеристику  коммерческому банку и выяснить  его основные функции и операции;

-определить сущность  бухгалтерского учета коммерческих  банков;

-выяснить роль бухгалтерского  учета в деятельности коммерческих  банков и  охарактеризовать его;

-изучить бухгалтерский  учет на примере коммерческого  банка.

    При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати, статистическая информация, так же  были использованы материалы из сети Интернет.

 

   1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках.

    Банковский  бухгалтерский учет характеризуется  оперативностью и единством формы  построения. Это проявляется в  том, что все расчетные, кредитные  и другие операции, совершенные в банке в течение операционного времени, в тот же день отражаются в лицевых счетах аналитического бухгалтерского учета клиентов и контролируются путем составления ежедневного бухгалтерского баланса учреждения банка. Единая для всех банков форма учета создает возможность анализа банковской деятельности.

    Четкость и  оперативность банковского учета позволяет осуществлять контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.

    Правильная  организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.

    Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к которой относятся:

-прием денежных документов  от предприятий, организаций и  учреждений и проверка правильности  их оформления;

-подготовка документов  для их отражения в бухгалтерском  учете;

-ведение картотек  расчетных документов и картотек срочных обязательств;

-осуществление контроля  за своевременностью платежей;

-операции по корреспондентским  счетам, возникающим в связи с  осуществлением расчетов между  плательщиками и получателями  денег, счета которых ведутся разными банками.

   Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы

 четырех уровней.

    Документами  первого, высшего уровня нормативного  регулирования являются законы и иные законодательные акты, такие, как указы Президента, постановления Правительства, прямо или косвенно регулирующие вопросы бухгалтерского учета в Республике Беларусь. К числу таких документов в первую очередь относится закон "О бухгалтерском учете". Важным документом первого уровня является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчета, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. Во второй части ГК РБ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями, что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.

    К документам  первого уровня относятся и такие законы, как Закон "Об акционерных обществах", Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закон "О банках и банковской деятельности", Закон "О Национальном банке РБ" с изменениями и дополнениями, а также постановления Правительства РБ: "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли с последующими изменениями и дополнениями, "Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с последующими изменениями и дополнениями, "О первичных учетных документах" и др.

    Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций: в тех ПБУ, которые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РБ, содержится, как правило, оговорка "не распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ "Учетная политика предприятия".

    Для кредитных  организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных средств, нематериальных активов и их воспроизводства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу НБ РБ, приложение "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений НБ РБ, изданных как до введения нового Плана счетов, так и после этого: положение "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях", положение "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Республике Беларусь", положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", положение "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета” и др.

        К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" правил. Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.

    И наконец,  к документам четвертого уровня  относятся рабочие документы  в области регулирования бухгалтерского  учета в конкретной кредитной организации. Это прежде всего рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы, совокупность которых формирует учетную политику кредитной организации.

    В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденным приказом Минфина РБ. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в себе несколько разделов.

    Так, в разделе  "Общие положения" дается  определение учетной политики. Под  учетной политикой организации  понимается совокупность способов  ведения бухгалтерского учета  - первичного наблюдения, стоимостного  измерения, текущей группировки  и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности.

    К способам  ведения бухгалтерского учета  относятся методы группировки  и оценки фактов хозяйственной  деятельности, погашения стоимости  активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

    Согласно части  I Правил, кредитная организация  разрабатывает и утверждает учетную  политику, основанную на Плане счетов и Правилах бухгалтерского учета, положениях, инструкциях и других нормативных актах НБ РБ. Она включает следующие составные части, которые подлежат обязательному утверждению

 руководителем кредитной организации:

-рабочий план счетов  бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном НБ РБ Планом счетов;

-формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  операций, включая формы документов  для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;

-порядок проведения  отдельных учетных операций, не  противоречащих действующему законодательству и нормативным актам НБ РБ ;

-порядок проведения  инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;

-правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

-порядок контроля  за совершаемыми внутри банковскими операциями;

-порядок и периодичность  вывода на печать документов  аналитического и синтетического учета.

    Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного

регулирования бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.

    Учетная политика  подлежит оформлению соответствующей  организационно-распорядительной документацией  (приказом, распоряжением и т.п.).

    Выбранная  кредитной организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного года к  другому. Изменения в учетной  политике банка могут иметь  место в случае: реорганизации  кредитной организации (слияния,  разделения, присоединения), смены собственников, изменений законодательства Республики Беларусь или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РБ, разработки новых способов бухгалтерского учета.

    Изменение  в учетной политике должно  быть обоснованным и оформляться  приказом или распоряжением. Последствия изменений в учетной политике, не связанные с изменением законодательства Республики Беларусь, должны быть оценены в стоимостном выражении.

    Как было  сказано выше, определяя те или  иные элементы учетной политики, необходимо предвидеть их налоговые последствия. Налоговый аспект учетной политики выражается еще и в том, что банкам дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость. Выбор того или иного варианта следует закрепить в учетной политике банка. Существует еще один важный налоговый аспект учетной политики. Это деление всех расходов (доходов) банка на расходы (доходы), учитываемые и не учитываемые для целей налогообложения.

Информация о работе Особенности ведения бухгалтерского учета в банках, на примере ОАО «Белгазпромбанк»