Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа
Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
Введение
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках________________________6
2.Практические аспекты деятельности банка ОАО «Белгазпромбанк»___________
2.1Характеристика банка как объекта исследования__________________________13
2.2Система управления банка. Организационная структура управления, её характеристика_________________________________________________________19
2.3Характеристика финансово-хозяйственной деятельности банка.________________________________________________________________ 24
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________________________________________________44
Список использованных источников_______________________________________46
Содержание
Введение
1.Особенности ведения
бухгалтерского учета в банках_
2.Практические аспекты
2.1Характеристика банка как
2.2Система управления банка. Организационная
структура управления, её характеристика________________
2.3Характеристика финансово-
2.4Особенности ведения бухгалтерского учета в банке_______________________ 35
Заключение____________________
Список использованных источников____________________
Приложение
Введение
Банк - по законодательству Республики Беларусь коммерческое учреждение, являющееся юридическим лицом, которому в соответствии с законом и на основании лицензии, выдаваемой Национальным банком РБ предоставлено право привлекать денежные средства от юридических и физических лиц и размещать их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности, а также осуществлять иные банковские операции.
Коммерческие банки – универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления многих других банковских операций.
В данной курсовой работе будет исследован бухгалтерский учет банков. Правильный бухгалтерский учет в деятельности банков имеет первостепенное значение.
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Целью курсовой работы является: исследовать в теоретическом плане сущность и значение бухгалтерского учета в банках, а также проанализировать практику осуществления данного учета на примере ОАО «Белгазпромбанк».
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
-дать характеристику
коммерческому банку и
-определить сущность
бухгалтерского учета
-выяснить роль бухгалтерского
учета в деятельности
-изучить бухгалтерский учет на примере коммерческого банка.
При написании данной курсовой работы были использованы учебные пособия и методические разработки, материалы периодической печати, статистическая информация, так же были использованы материалы из сети Интернет.
1.Особенности ведения бухгалтерского учета в банках.
Банковский
бухгалтерский учет
Четкость и оперативность банковского учета позволяет осуществлять контроль за сохранностью денежных средств, денежным оборотом и состоянием расчетных и кредитных отношений.
Правильная организация бухгалтерского учета и документооборота в учреждениях банков непосредственно влияет на состояние бухгалтерского учета предприятий и организаций. Учреждения банков ежедневно составляют лицевые счета аналитического учета и выдают клиентам выписки (копии) из этих счетов, в которых отражены все выполненные за день расчетные, кредитные, кассовые и другие денежные операции. Такие выписки служат основанием для отражения в учете предприятий, организаций и учреждений всех банковских операций.
Базой бухгалтерского учета в банках является операционная работа, к которой относятся:
-прием денежных документов
от предприятий, организаций и
учреждений и проверка
-подготовка документов
для их отражения в
-ведение картотек расчетных документов и картотек срочных обязательств;
-осуществление контроля за своевременностью платежей;
-операции по
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета в кредитных организациях, включает в себя документы
четырех уровней.
Документами
первого, высшего уровня
К документам первого уровня относятся и такие законы, как Закон "Об акционерных обществах", Закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", Закон "О банках и банковской деятельности", Закон "О Национальном банке РБ" с изменениями и дополнениями, а также постановления Правительства РБ: "Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли с последующими изменениями и дополнениями, "Положение об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями" с последующими изменениями и дополнениями, "О первичных учетных документах" и др.
Второй уровень документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в кредитных организациях составляют положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), в которых обобщаются базовые принципы и правила ведения бухгалтерского учета отдельных банковских и небанковских (хозяйственных) операций: в тех ПБУ, которые на сегодняшний день разработаны и утверждены Минфином РБ, содержится, как правило, оговорка "не распространяется на кредитные организации", кроме ПБУ "Учетная политика предприятия".
Для кредитных организаций к документам второго уровня следует отнести, прежде всего: часть I Правил, которая формулирует основные принципы бухгалтерского учета в банках, определяет состав элементов, подлежащих закреплению в учетной политике кредитной организации, дает ряд общих рекомендаций по организации и ведению бухгалтерского учета в банках; часть III Правил, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках; приложение № б "Порядок учета основных средств, нематериальных активов и их воспроизводства, амортизации (износа) и выбытия" к приказу НБ РБ, приложение "Порядок организации учета материальных ценностей в кредитных организациях" к тому же приказу, а также ряд положений НБ РБ, изданных как до введения нового Плана счетов, так и после этого: положение "О порядке ведения бухгалтерского учета валютных операций в кредитных организациях", положение "О порядке ведения бухгалтерского учета сделок покупки-продажи иностранной валюты, драгоценных металлов и ценных бумаг в кредитных организациях", положение "О проведении безналичных расчетов кредитными организациями в Республике Беларусь", положение "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием", положение "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)", положение "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета” и др.
К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это - методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся, прежде всего, План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкция по его применению, содержащаяся в части II "Характеристика счетов" правил. Кроме того, к документам третьего уровня относятся инструкции, указания, письма, телеграммы и приказы, которые носят инструктивный, информационный или консультационный (разъяснительный) характер по вопросам бухгалтерского учета в кредитных организациях.
И наконец,
к документам четвертого
В соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" организации, руководствуясь законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определены положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденным приказом Минфина РБ. Оно устанавливает основы формирования (выбора и обоснования) учетной политики организаций. Этот документ является первым национальным стандартом по бухгалтерскому учету и содержит в себе несколько разделов.
Так, в разделе
"Общие положения" дается
определение учетной политики. Под
учетной политикой организации
понимается совокупность
К способам
ведения бухгалтерского учета
относятся методы группировки
и оценки фактов хозяйственной
деятельности, погашения стоимости
активов, приемы организации
Согласно части
I Правил, кредитная организация
разрабатывает и утверждает
руководителем кредитной организации:
-рабочий план счетов бухгалтерского учета в кредитной организации, ее филиалах и подведомственных учреждениях, основанный на утвержденном НБ РБ Планом счетов;
-формы первичных учетных документов, применяемых для оформления операций, включая формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
-порядок проведения
отдельных учетных операций, не
противоречащих действующему
-порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
-правила документооборота
и технология обработки
-порядок контроля за совершаемыми внутри банковскими операциями;
-порядок и периодичность
вывода на печать документов
аналитического и синтетическог
Содержание учетной политики кредитной организации должно определять конкретные варианты учета тех или иных операций, по которым предусмотрено альтернативное решение в рамках системы нормативного
регулирования бухгалтерского учета. В то же время формирование учетной политики тесно связано с налоговым планированием, оптимизацией налогообложения кредитной организации. Выбирая тот или иной вариант, банк должен оценить "налоговые последствия" их применения. Вот почему в последние годы наряду с организационно-техническими и методологическими аспектами учетной политики принято рассматривать и ее налоговые аспекты.
Учетная политика
подлежит оформлению
Выбранная
кредитной организацией
Изменение
в учетной политике должно
быть обоснованным и
Как было
сказано выше, определяя те или
иные элементы учетной