Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 01:27, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________5
Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок___________________________________________6
Понятие налогового механизма. Его особенности в Республике Беларусь______________________________________________________18
Роль налогообложения в развитии инновационной деятельности. Зарубежный опыт налогообложения инновационной деятельности_____39
Особенности налогообложения инновационной деятельности: проблемы и пути их решения ____________________________________50
Анализ налоговой нагрузки на субъекты инновационной деятельности___________________________________________________54
Особенности налогообложения объектов инновационной инфраструктуры ________________________________________________58
Основные направления совершенствования налогообложения в
инновационной сфере___________________________________________59

2. Практическое задание к курсовой работе по дисциплине «Экономика инновационной деятельности»__________________________________64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________79
Список литературы_______________

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовоая ОИС.docx

— 121.06 Кб (Скачать файл)

       Существуют  банковские инновации. В этом секторе  экономики жизненный цикл инновации  не долгий. От того, что банковские продукты не патентуются, но представляют ноу-хау, продуцент банковской операции может  потерять монополию на операцию, не успев продать ее на рынке. Таким  образом, государству необходимо урегулировать  законодательно этот пробел. Через  инструмент налогообложения государство  могло бы уменьшать налогооблагаемую базу на сумму произведенных расходов, которые были связаны с инновацией. Практика показывает, что специалистов в области налогообложения банков не хватает. Налоговые органы могли  бы сотрудничать с продуцентом банковских операций. Для этого продуцент  банковской операции мог бы разработать  схему налогообложения данной операции. А налоговые органы могли бы в  случае одобрения предоставить ему  льготу в налогообложении. Законодателю целесообразно изучить возможные  приемлемые варианты стимулирования внедрения  современных банковских продуктов.

       Рассмотрев  систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для определенных видов деятельности, можно отметить, что ее влияние  на инновационную деятельность весьма незначительно. Так как в этом налоге точно определены объекты  и суммы налогообложения, то внедрить результат инновационной деятельности трудно, ибо налогоплательщика устраивает уплата налога с базовой доходности. Этот налог позволяет скрыть действительную доходность налогоплательщика. Отсюда можно сделать вывод, что эта  часть скрытого дохода уходит в тень, хотя могла  быть направлена на разработку или продвижение инновационной  деятельности. И налогоплательщик мог  бы использовать это в своих интересах.

       У любой налоговой системы есть два существенных для инвестора  измерения: собственно налоговая нагрузка (величина эффективной налоговой  ставки) и стабильность налоговой  системы. Негативная основная характеристика белорусской налоговой системы  заключается, в основном, не столько  в ее высоком совокупном уровне налогообложения, сколько в сочетании этого  все еще довольно высокого уровня эффективной налоговой ставки (доли налогов в цене) с отсутствием  стабильности налогообложения на весь срок реализации долгосрочных инвестиционных проектов. В свою очередь, инновационные проекты требуют долгосрочных инвестиций, так как доходы, получаемые от данных проектов, предполагают доходы будущих периодов.

       Одним из источников финансирования долгосрочных проектов являются кредиты коммерческих банков, но и здесь не все так  прозрачно. Эффективная работа коммерческого  банка зависит от размера кредитных  ресурсов, их структуры, от правильного  выбора соотношения риска и дохода. Банку необходимо создавать многочисленные резервы, в зависимости от их специфической  деятельности. Например, такие резервы, как резервы по сомнительным долгам, создаются не всеми банками и  не по всем суммам просроченной дебиторской  задолженности, но все учитываются  при налогообложении; резервы под  обесценение ценных бумаг создаются  и принимаются к налогообложению  только у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность; резервы  на возможные потери создаются и  принимаются к налогообложению, только резервы на возможные потери по ссудам создаются всеми банками  и учитываются при налогообложении.

       Данные  резервы (четырех видов) влияют на финансовый результат банка. При этом первые два вида резервов отражаются только в налоговом учете, третий вид  только в бухгалтерском, а четвертый  находит отражение в том и  другом. В случае если сумма вновь  создаваемого в отчетном периоде  резерва, учитываемого при налогообложении, меньше, чем сумма остатка резерва  предыдущего отчетного периода, также учтенного при налогообложении, разница подлежит включению в  состав внереализационных доходов  банка в последний день отчетного  периода. И, наоборот, в случае, если сумма вновь создаваемого резерва  больше, чем сумма остатка резерва  предыдущего отчетного периода, разница подлежит включению во внереализационные  расходы банков в последний день отчетного периода. Корректировка  резерва на возможные потери происходит по той же схеме, но она отражается только на балансовой прибыли в бухгалтерском  учете. Зато корректировка резервов по сомнительным долгам и под обесценение  ценных бумаг у банков дилеров  отражается  только на налогооблагаемой сумме прибыли. Эти и другие особенности  двух видов учета прибыли (бухгалтерского и налогового) вызывают отклонения в размерах налогооблагаемой прибыли, определяющей финансовый результат  деятельности банка. Реальная налоговая  нагрузка на прибыль за счет этих отклонений может быть гораздо выше или ниже действующей ставки в 24%. При росте  нагрузки инвестиционная возможность  снижается. В то же время перед  банками стоят сейчас задачи по внедрению  МСФО, по работе с ценными ипотечными бумагами, по кредитованию под залог  этих бумаг, по более широкому внедрению  в расчеты пластиковых карт, системы  «Клиент Банк» и др. При решении этих задач невозможно обойтись без разработки и внедрения в банковскую практику новых банковских продуктов, как в операционной, так и в других видах деятельности. Стимулом для этого может быть снижение налоговой нагрузки.

       Таким образом, законодателю в области  налогообложения инновационной  деятельности, в частности, полученных доходов от нее, требуется изучить  необходимость и пути внесения изменений  и дополнений, чтобы привлечь инвесторов к продвижению инновационных  проектов и заинтересовать инноваторов.

       Зарубежный  опыт налогообложения инновационной  деятельности:

       Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется способами  финансовой поддержки. В Беларуси в  качестве источников инвестиций в инновационную  деятельность выделяют: собственные  средства субъектов хозяйствования, привлеченные средства, заемные средства, бюджетные средства, средства инновационных  фондов, прочие источники финансирования.

       Обратимся к статистике, характеризующей инвестиционную деятельность Беларуси. Структура источников инвестиций в Беларуси в  первой половине 2008 года выглядела следующим  образом (в % к общему итогу): прибыль  фирм – 46%, средства население – 10%, кредиты банков – 18%, иностранные  источники составляли 1%,  бюджетные  ассигнования – 23%, прочие источники - 2%.

       Вывод однозначен  - половина национальных инвестиций осуществляется самим бизнесом, как государственным, так и частным. Средства населения  в инвестировании задействованы недостаточно. При  том, что потенциал финансов домашних хозяйств, как  инвестиционного источника, достаточно велик. Этому есть подтверждение. В центральном банке республики  подчеркивают, что в 2008 году сохраняется  тенденция увеличения общего объема вкладов населения. Объем рублевых депозитов физических лиц увеличился за 11 месяцев текущего года на 27%. С  начала года прирост валютных депозитов  физических лиц составил  23,1%. За этот же период привлеченные средства физических лиц-нерезидентов выросли  на 46,2%. Банки постоянно создают  более выгодные условия для привлечения  денежных сбережений граждан во вклады. Внедряются новые виды депозитов, предусматривающие  возможность досрочного снятия средств  со счетов без потери процентов, пополнение вклада, ежемесячное снятие процентов, начисление дополнительного дохода по достижении оговоренного срока и  ряд других новшеств. По сравнению  с другими странами в Беларуси созданы наиболее выгодные для вкладчиков условия хранения сбережений в банковской системе. Так, согласно действующему в  республике законодательству доходы физических лиц от размещения денежных средств в банковских вкладах не облагаются налогами. Декретом Президента предусмотрена полная сохранность сбережений населения во всех банках.

       Кроме этого, в соответствии со статьей 186 Банковского кодекса Беларуси вкладчики  имеют право на досрочное расторжение  договора банковского вклада (депозита) и снятие денежных средств, а банки  по требованию вкладчиков в течение 5 дней обязаны возвратить вклад.

       Таким образом, главное банковское учреждение страны проводит политику, направленную на повышение доверия населения  к белорусской банковской системе.  Такая практика позволит более объемно  задействовать в качестве инвестиционного  ресурса средства граждан.

       Кредиты банков имеют преимущества перед  другими источниками инвестиций. В то же время массового кредитования банками рисковых инновационных  проектов практически не проводится. Коммерческие банки  Беларуси неохотно предоставляют долгосрочные кредиты  реальному сектору экономики  под инновационные проекты. Основными  причинами пассивной роли банков в долгосрочном кредитовании инновационных  проектов являются:

  1. в соответствии с правилами регулирования банковской деятельности  инвестиции в форме рискового капитала приводят к уменьшению собственного капитала коммерческих банков;
  2. на рисковое инвестирование сроком на 5-6 лет банки могут направлять ограниченную величину собственного капитала;
  3. важнейшей задачей деятельности коммерческих банков является надежное и безопасное обеспечение денежных операций. Что входит в противоречие с вложением средств в рисковые инновационные проекты.

       Организациям, осуществляющим инновационную деятельность, в свою очередь, невыгодны банковские кредиты из-за высоких процентов  по ним (от 20% годовых).

         Учитывая то обстоятельство, что  «жизнь в кредит» на ближайшие  годы закончилась во всем мире, Беларуси нужно будет искать  альтернативные источники финансирования  инновационной деятельности.

       Иностранные инвестиции в инновационную деятельность «не делают погоды» на инвестиционной площадке Беларуси. Доля иностранных  инвестиций ничтожно мала (1%). Учитывая то обстоятельство, что в 2009 году внешняя  среда для экономики Беларуси станет значительно менее благоприятной, как впрочем, и для большинства  стран мира, следует опять же задуматься в многовекторности инвестиционной помощи.

       Бюджетные средства являются одним их основных источников финансирования инновационной  деятельности (23%), однако их размер ограничен  доходами бюджетной системы. Учитывая состояние  белорусской экономики  в условиях финансового кризиса  – не приходится излишне  надеяться  на расширенное использование бюджетных  инвестиционных ресурсов. В условиях финансового кризиса правительства  направляют  бюджетные средства, в первую очередь, на решение неотложных социально-значимых задач, решение  которых имеет статус национально  значимых и обеспечивающих экономическую  безопасность.

       Прочие  источники финансирования инновационной  деятельности составляют 2%. К ним  можно отнести, в частности, и  средства Белорусского инновационного фонда. Деньги фонда выделяются заявителю  инновационного проекта на принципах  долевого (до 50% общей стоимости проекта) финансирования и могут быть направлены на цели, связанные с организацией и проведением научных исследований и разработок. Другими направлениями  деятельности фонда являются промышленное освоение результатов НИОКР, изобретений, создание или содействие созданию новых  и высокотехнологичных производств, выставочное, информационное и маркетинговое  обеспечение инновационной деятельности.

       Таким образом, видится объективная необходимость  в поиске дополнительных институтов поддержки инноваций. Для этого  обратимся к зарубежному опыту  инновационного финансирования  с  целью адаптации  его к  отечественной  практике.

       Мировая практика выделяет следующие источники  финансирования инноваций: государственные  ассигнования; собственные средства промышленных организаций; высших учебных  заведений; средства некоммерческих организаций; кредитные ресурсы; частные сбережения населения и иностранный капитал.

       Государственная статистика в России  ведет учет источников финансирования по следующим  направлениям: средства республиканского (местного) бюджета; собственные средства; средства внебюджетных фондов; средства организаций предпринимательского сектора; средства частных неприбыльных организаций; средства иностранных  источников.

       По  видам собственности  эти источники  финансирования можно подразделить на: государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций, имущество  государственной собственности) и  инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы  хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и  т.д.  Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

       Важным  финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых  выполняются целевые комплексные  программы, приоритетные государственные  проекты.  Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных  исследований, а также на долевой  основе финансируют федеральный  фонд производственных инноваций и  др. Объектами  бюджетного финансирования являются также такие целевые  бюджетные фонды, как: Российский гуманитарный научный фонд и Фонд  содействия  развитию малых предприятий в  научно-технической сфере.

       Соинвестирование  инновационных предприятий через  региональные венчурные фонды стало  одной из наиболее значимых форм поддержки  малого инновационного бизнеса в  России. Региональные венчурные фонды  строятся по следующей схеме: 25% средств  вкладывает федеральный бюджет, 25% - региональный бюджет и 50% - частные инвесторы.

Информация о работе Особенности продвижения объектов интеллектуальной собственности на рынок