Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 21:19, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Художественное творчество".

Содержание

Введение 2
Раздел I Творчество как объект психологии 4
Общая характеристика творчества. 4
Психология творческой личности. 10
Раздел II. Художественное творчество 18
Художественный образ 18
Роль воображения в художественном творчестве 24
Этапы художественного творчества. 31
Психология вдохновения 35
Раздел III. Психология искусства. 41
Понятие об искусстве 42
Язык искусства 49
Особенности художественного восприятия. 60
Раздел IV Развитие творческой активности личности. 66
Развитие детского творчества. 66
Тренинг творческого воображения. 68
Литература 75

Вложенные файлы: 1 файл

Психология художественного творчества.doc

— 673.50 Кб (Скачать файл)

 В художественном  произведении, как источнике информации, можно выделить несколько информационных уровней или смысловых слоев. Наряду с простой информацией об изображенном объекте (таковая, несомненно, тоже имеется, и по портрету мы можем получить представление о том, как выглядел оригинал) в произведении содержатся и другие смысловые слои, имеющие отношение к состоянию художника, его переживаниям, идеалам, мыслям, ценностям, эстетическим предпочтениям и т.д. Понимание произведения искусства – это постижение все более и более глубоких смысловых уровней. Нередко художественное произведение несет информацию не осознанную даже самим художником и связанную с процессами его подсознания.

Смысловые слои художественного произведения не являются некими самостоятельными и изолированными уровнями, как кружочки в детской пирамиде. Они взаимозависимы, переплетены и представляют собой некое единство – целостный художественный образ. Среди этих смысловых слоев можно выделить и общепринятые значения, обусловленные социальной заданностью произведения искусств или являющиеся следствием социализации художника, и сугубо индивидуальные, связанные нередко с самыми интимными переживаниями творца.

Таким образом, искусство, как форма коммуникации обладает значительно большими возможностями, чем язык понятий. Любой объект действительности, изображенный в произведении искусства значит больше, чем простое отображение. «Все, что проходит через горнило произведения искусства, подвергается процессу семантизации». (62; 117.)

Вопрос о знаковости искусства не ограничивается взаимоотношениями произведения и действительности, он касается и взаимоотношения произведения и воспринимающего. Нередко художественное произведение вызывает в сознании человека такие смысловые значения, которые изначально в него не были заложены. Это является результатом восприятия реципиентом произведения искусств, осмысления его через призму собственного мировосприятия, мироощущения и просто житейского опыта. Бывает, что смысловые значения, ассоциирующиеся с произведением искусств – не что иное, как порождение позднейших эпох, нового видения мира и новых (отсутствующих у автора произведения) жизненных ощущений. И, следовательно, источником информации, которую мы получаем в процессе взаимодействия с этим произведением искусств, является не художник прошлого, а современная нам культурная традиция. Таким образом, содержание художественного произведения, как формы передачи информации, зависит не только от целей и задач коммуникатора и его эмоционального состояния, а так же от жизненной позиции, мироощущения и эмоционального состояния реципиента. Любое произведение искусства представляет собой единство творческой и смыслообразующей деятельности, и это справедливо как в отношении художника, так и в отношении воспринимающего произведение. В связи с этим, видимо, следует признать неверным утверждение о том, что некоторые люди не правильно понимают то или иное произведение искусств, так как любое художественное восприятие носит сугубо личностный, индивидуальный смыслообразующий  характер.

 

Средства передачи информации в искусстве.

 

Средства, используемые в искусстве, для передачи информации, тесно связаны со спецификой различных видов искусства и обусловлены особенностями их отображения реальности. Своеобразие коммуникативных (или, что более верно в отношении искусства,  изобразительных) средств мы рассмотрим на примере трех видов искусства: живописи, музыки и литературы. Мы не ставим целью характеристику и анализ с точки зрения психологии всех изобразительных средств этих видов искусства.  Данная задача очень объемна и трудоемка и является прерогативой такой области психологии, которую Д.Л. Леонтьев назвал психотехникой искусства. Нашей целью является лишь иллюстрация разнообразия коммуникативных возможностей различных видов искусства.

Изобразительное искусство, в частности живопись, является пространственным искусством. Оно изображает действительность с помощью пространственных средств ее самой: с помощью линий, форм, цвета, плоскостей, объемов, пропорций, света, длины, глубины и т.д. Изобразительное искусство опирается на визуальную систему восприятия – наиболее информативную из всех сенсорных систем, - и с этим связано своеобразие его выразительных средств.

Нередко можно услышать мнение, что главный признак «хорошей» живописи  - ее реалистичность, то есть соответствие художественного образа оригиналу. Однако в отношении адекватности передачи информации реалистичность изобразительного искусства не является главным критерием. Как мы уже отмечали выше, художественный образ может иметь дополнительные значения или совершенно иной смысл, нежели объект действительности, отображенный на картине, а искажения, намерено внесенные художником в изображаемую им действительность, служат задачам передачи определенного смысла. Особенно хорошо это заметно в искусстве древности. Так в древней живописи соотношение изображаемых объектов было не столько пространственным, сколько смысловым: более значимые фигуры (вождей, правителей, жрецов) изображались существенно большими по размеру, чем фигуры простых людей. Ради передачи смысла и значения легко нарушались законы композиции и перспективы. Даже в эпоху Возрождения расположение фигур на картине зависело от их жизненных взаимоотношений.

Художники древности изображали не то, как они видят предмет, а то, что они знают о предмете и как они понимают общий смысл произведения. Например, художники Древнего Египта рисовали на лице, изображенном в профиль, оба глаза, а живописцы Южной Меланезии изображают плоскости, скрытые от прямого взгляда: над головой человека рисуется диск, обозначающий затылок, или двойное лицо, передающее «круговой взгляд».

Одним из важнейших средств передачи информации в живописи является цвет. О его роли в искусстве и психологическом значении написано много работ, основанных на серьезных физиологических и психологических исследованиях. Интерес к особенностям цветовосприятия и роли цвета в жизни человека имеет давнюю историю. Древние индусы считали человека «светоносным» («тенджаси»). В нем в единстве находятся «соки» тела и цветовые энергии. Согласно убеждениям индийских йогов человеческий организм соткан из переплетающихся вибраций звуков, цветов и световых потоков, динамика которых определяет жизнедеятельность человека. Современные исследователи убеждены, что «цвет глубочайшим образом включен в культурные традиции, биологически связан с психогенетическим кодом каждого человека». (17; 9) Любой цвет несет определенный эмоциональный заряд и способен как отражать, так и провоцировать у человека то или иное эмоциональное состояние.

 Многие авторы полагают, что за долгую историю развития  человечества в культурной традиции сложились неосознанные соответствия между отдельными цветами и определенными символическими значениями. При встрече человека с тем или иным цветом происходит спонтанное ассоциирование физиологического ощущения с закрепленным в данной культурной традиции символическим смыслом. Так, например, черный цвет в современной культуре большинства европейских стран связан с идей смерти и темными силами, стоящими у нее на службе, поэтому он несет отрицательный эмоциональный заряд. А вот белый цвет считается символом чистоты, непорочности и святости. В древние же, дохристианские времена у языческих народов Европы цветом смерти, небытия считался именно белый цвет, который вызывал тогда соответствующие эмоциональные ассоциации.

Воздействие цвета на человека объясняется не только культурными предпочтениями (кстати, природа этих предпочтений тоже далеко не ясна). Физиологам давно известно о независящем от настроений субъекта влиянии цвета. Например, красный цвет возбуждает и активизирует, а синий успокаивает и затормаживает. Эксперименты показали, что у человека, помещенного в комнату с красными стенами увеличивается частота сердечных сокращений, повышается кровяное давление. Воздействие цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения к нему человека. Таким образом, «символическое значение цвета и его «психологический код» объективны и не зависят от положения того или иного цвета в ряду индивидуальных предпочтений». (17; 11.)

Цвет в картине не просто средство передачи определенной идейной и эмоциональной информации; он может оказывать на человека довольно сильное воздействие, изменяя его психическое и даже физиологическое состояние. Еще М. Бехтерев заметил, что «умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». (17; 18.) Действительно, цвет может гармонизировать человека, он может мобилизовать его ресурсы, а может  успокоить и расслабить. Но не стоит забывать, что воздействие цвета на психику человека может носить и негативный характер: сочетание некоторых цветов, особенно при длительном воздействии, может привести человека в угнетенное состояние или вызвать чувство безотчетного раздражения.

Наряду с цветом, важную роль в изобразительном искусстве играют и такие выразительные средства как линия, форма, композиционное построение. Воздействие произведения искусства на человека носит целостный характер, и при восприятии художественного образа человек, как правило, не отдает себе отчет в том, каким образом то или иное выразительное средство влияет на его сознание. Поэтому выделение цвета как одного из средств весьма условно, а воздействие картины на человека не ограничивается цветом.

Следующим видом искусства, на котором мы остановимся, будет музыка. Как по форме, так и по содержанию этот вид искусства представляется весьма отличным от изобразительной деятельности, в первую очередь потому, что он использует совершенно иную систему знаков. Во-вторых, в процессе восприятия произведений музыки работает другая сенсорная система. Вследствие этого в музыке должны быть иные принципы передачи информации, чем в изобразительном искусстве.

Согласно эстетическим воззрениям прошлого, в особенности античным и средневековым, музыка является выражением гармонии, как всеобщей категории бытия, и своей внутренней упорядоченностью выражает упорядоченность мира, имеющую математическую основу. Ряд теоретиков искусства (начиная с Пифагора, сформулировавшего математическое обоснование звукочастотной системы), считают, что в музыке не играет роли субъективное начало, и специфика музыки не зависит от отношения человека к действительности. Однако, это далеко не так. Несмотря на то, что выразительные средства в музыке действительно существуют в рамках стандартизированной знаковой системы, она в не меньшей степени, чем изобразительное искусство, отражает внутренний мир человека, его эмоциональное состояние и отношение к миру.

Музыка способна передавать особую, только для данного вида искусства характерную информацию. Произведения изобразительного искусства передают некое состояние, а музыка процесс. Изобразительное искусство, как форму передачи информации, можно иллюстрировать высказыванием Фауста Гете: «Остановись мгновение, ты прекрасно!» Художник пытается зафиксировать на полотне или бумаге мгновения быстротечной жизни, а музыка передает саму эту быстротечность. Музыка, конечно, способна передавать не только временные, но и пространственные характеристики, но изображение текучести, переменчивости явлений, состояний и объектов мира в музыкальных произведениях наиболее ярко и выразительно. «Музыка фиксирует движение как логику вещей, как способ их существования, их протекание во времени». (62; 160.)

Хотя все виды искусства передают информацию о мире и отношение к нему художника, но каждому виду искусства соответствует определенный круг явлений действительности, которые оно способно наиболее адекватно отражать. Изобразительное искусство отображает, в первую очередь, внешнюю сторону действительности. Музыке же приписывается способность наиболее адекватно выражать человеческие переживания. Это, конечно, не означает, что изобразительное искусство не способно передавать эмоции и чувства. Дело в том, что в произведениях изобразительного искусства восприятие эмоциональных состояний опосредовано художественным образом, изображением объекта действительности. В отличие от музыки, ни живопись, ни скульптура не способны передать чувства в «чистом виде». «Музыкальный образ лишен непосредственной видимости живописи и конкретности слова. Он не передает точные понятия, не создает зрительно ощутимые картины, не пересказывает события. Музыка не столько изображение предметного мира, сколько отображение человеческих чувств и мыслей» (8; 298.)

Своеобразие средств, используемых музыкой для передачи информации, заключено, в первую очередь, в звуковой форме. Но в музыке создаются звуки особого свойства, которых нет в природе, и вне музыки они не существуют, тем не менее, они являются отражением звукового фона, в котором существует человек. Музыкант не просто подражает звукам мира, он видоизменяет их, наполняя особым значением и смыслом, то есть, создавая музыкальный образ, несущий определенную смысловую информацию, не сводящуюся к собственно звукам.

Несомненно то, что музыкальный звук имеет интонационную основу, а первым музыкальным инструментом был голос. Музыка развивает и закрепляет функцию звукового общения, связанную с человеческой речью. «Интонации человеческой речи, лежащие в основе музыкального образа, всегда эмоционально насыщены, сотканы из человеческих чувств. Это накладывает печать на особенности музыки, которая говорит с людьми на «непосредственном языке души», волнует человека, вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков». (8; 298.)

Эстетическая, эмоциональная и идейная информация, передаваемая изобразительным искусством и музыкой, обусловлена их непосредственным чувственно-феноменальным подобием и конкретностью. Они воздействуют на человека с помощью конкретных чувственных средств (звука, цвета, линии, объема и т.д.), то есть непосредственно на органы чувств.

 В литературе это  воздействие опосредовано словом. Как мы уже отмечали, набор слов в любом языке ограничен, тогда как состояний человеческой души неограниченное многообразие. Поэтому литературное творчество можно оценивать как более сложный вид творчества. При создании художественного образа в литературе используются различные средства, связанные с подбором слов, их синтаксически-семантической стилизацией. «Слово в литературном произведении гибко, подвижно, изменчиво и определенно в своем смысле. Оно трепещет в руке поэта, как только пойманная рыба». (8; 291.) Слова подбираются таким образом, чтобы они могли передавать отношение писателя или поэта и его эмоциональные состояния. Нередко  в литературе слово получает дополнительное, не характерное для него значение. Благодаря нетождественности звуковой стороны слова его значению, литературный текст способен активизировать весьма широкую сферу человеческой фантазии.

В литературе информацию несет не столько слово, наделенное определенным значением, сколько совокупность слов, как целостная конструкция. В литературном произведении каждая фраза является единственно возможной, в ней нельзя изменить ничего без ущерба для выразительности и смысла. Поэтому так сложно переводить литературные произведения на иностранный язык (это касается не только стихов, но и прозы). Словесная форма передачи информации в литературе позволяет ей выражать эмоции или эстетические идеалы, но и общественно-политические принципы, устанавливать тесную связь с философией, политикой, моралью и другими формами общественного сознания.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Художественное творчество"