Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 16:51, курс лекций
Таким образом, если раньше палеолитические люди считались примитивными и телесно и умственно, то теперь ученые доказывают их гениальность. На самом деле же не было ни того, ни другого и уровень развития доисторического человека был естественным для этого этапа его развития. Палеолитический человек – это Homo sapiens в полном смысле слова – человек разумный, мыслящий, рисующий, с определенными эстетическими и мифологическими воззрениями, но в то же время у него еще нет ни производительного хозяйства, ни гончарного производства, всего того, что позволит нам говорить о неолитической «революции».
Тема 1 Эволюция человека и первобытное общество
Тема 2 История открытия памятников первобытного искусства
Художественный образ,
выраженный наиболее типически
в изображенной действительност
Важнейшим для древнего человека представителем «чужого» был его ближайший сосед – зверь. Образ животного занимал важнейшее место в картине мира как в связи с изображаемой реальностью, так и вне зависимости от нее, поскольку входил в сферу положительного знания человеческого рода.
Первобытный человек,
благодаря своему образу жизни,
Сфере «чужого» противостоит сфера «своего», которая включает в себя объекты окультуренной сферы мироздания – самого человека и его мир. Эти две сферы общаются благодаря особым «пограничным» существам – «колдунам», то есть, людям, переодетым в животных – посредникам между двумя сферами.
Важнейшим персонажем, обеспечивавшим
устойчивость сферы «своего», была
женщина. Образ женщины –
Следует отметить
Очень важна для его
характеристики теория, связывающая
женские статуэтки с образом
матери-прародительницы и
Определенная мифология подразумевает и определенную систему поведения, в рамках которой были запрещены либо разрешены те или иные действия.
Древнейшие изображения
могут быть рассмотрены в
Миф часто неотрывен от реальности и палеолитический миф не является в этом случае исключением. По крайней мере, вполне реально обоснованы некоторые ведущие в статистическом отношении сюжеты искусства древнего каменного века: «бык и лошадь», «бык и женщина», «женщина и луна». Обратившись к соответствующим циклам беременности, мы констатируем, что одинаковое время – 10 лунных месяцев – они длятся у женщин и самок быков, тогда как у лошадей совпадают с важной календарной единицей – солнечным годом.
Итак, в палеолитическом
искусстве Евразии мы видим
истоки наиболее общих астральных
мифов, которые позднее
В жизни первобытного общества искусство, мифы и обряды тесно переплетены. Мифы воплощены в обрядах и отражены в искусстве, а произведения искусства являются неотъемлемым компонентом ритуала. Мифы о творении, о создании земли и первых людей, о жизни, деяниях и метаморфозах тотемических предков, культурных героев и демиургов – весь этот поистине необъятный мир мифологии отражен в первобытном искусстве.
При изучении палеолитического искусства наиболее сложным вопросом наряду с его возникновением нам представляется его «исчезновение». Известно, что генезис, расцвет и упадок пещерных настенных росписей приходятся на верхнепалеолитический период и уже к мезолиту и неолиту эта традиция полностью исчезает. От полихромных, реалистичных рисунков остаются только маловыразительные и достаточно схематичные петроглифы. Что произошло в течение этого периода до сих пор остается загадкой, которой почти не касаются исследователи проблемы.
Как пишет один из
исследователей
Некоторые ученые, как,
например, Я.А. Шер предлагают
следующее объяснение – так
как суровые условия
Академик А. Окладников, писал, что «всего вероятнее, причина заключается в коренной смене мировоззрения и мироощущения людей, связанной с переходом от присваивающего, охотничье-собирательского хозяйства к производительному (земледелию и скотоводству)».
На первый взгляд, такое объяснение сложно оспорить. Вся совокупность известных нам данных, казалось бы, свидетельствует, о том, что искусство древнего каменного века было способом фиксации знаний наших предков о взаимосвязи их жизни с жизнью окружающей природы: отсюда и несомненное преобладание изображений животных над всеми другими рисунками в этом искусстве. Это было изобразительное творчество, главной целью которого стало познание общей сущности окружающего мира. Целью же искусства последующей эпохи стало знание - создание подробной топографической карты и описание Земли как она открывалась в процессе хозяйственного освоения. Мы знаем, что у описания совершенно иные изобразительные приемы, и оно не нуждается в ни в фигуративном совершенстве, ни в монументализме. И потому, переход к скотоводству и земледелию, многократно усложнив взаимоотношения человека с окружающим миром, потребовал для отображения и познания действительности новую изобразительной систему — художественно упрощенную, трансформированную в знак.
Кроме того, с возникновением
производительного хозяйства,
Неоспоримость подобных
умозаключений, действительно,
Если ближе взглянуть на древнее искусство, то уже нельзя будет столь однозначно говорить о смене искусства при переходе от палеолита к неолиту. Хотя бы потому, что петроглифическая схематичность — вовсе не изобретение неолита. Нечто подобное можно видеть и в так называемом мобильном искусстве палеолита — на гравировках на кости и камне, да и на самих фресках в виде неидентифицируемых схематических знаков. Можно сказать, что такой стиль существовал и раньше, а в неолите лишь стал доминировать.
Искусство палеолита не исчезло – оно просто видоизменилось – очень сильно, но и такие случаи в истории живописи отнюдь не редки – стоит лишь вспомнить переход от безупречных произведений античности к средневековым примитивам или от классицизма к модерну. При появлении новых социально-культурных потребностей, искусство, призванное служить им тоже принимает новые формы, причем переходный период от палеолита к мезолиту и неолиту – не является исключением.
В целом, стоит
сказать, что при исследовании
палеолитического искусства
Казалось бы и сам вопрос
о происхождении искусства не
слишком новый. Однако, как вопрошает
в одной из своих работ В.Е.
Ларичев: «почему предлагаемые
доселе интерпретации не
И, надо сказать, вопросов
накопилось немало. Проблемы художественного
творчества включают важные и
достаточно сложные аспекты: со
Художественное изображение явилось незаменимым средством фиксации, моделирования и передачи из рода в род нерасчленимого комплекса духовной культуры, заключавшего в себе будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями, оно оказалось под сильным влиянием анимизма (наделение природных явлений человеческими качествами) и тотемизма (культ животного — прародителя рода).
Тема 11 Мобильное искусство и орнамент
Орнамент в
интересующем нас периоде представлен
в основном на предметах искусства
«малых форм». Он прослеживается не только на женских статуэтках, но
и на орудиях труда, и на предметах различного
характера: теслах,
Приближенным
к орнаментальной форме может
быть стилизованное
Узоры,
выполненные на памятниках