Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций
1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.
 
При освещении первого вопроса 
важно усвоить основные черты 
Возрождения: антропоцентризм, 
и дать им объяснение. Названные черты тесно связаны друг с другом, поэтому изучение одной в отрыве от другой грозит потерей объективности в оценке этого времени.
23.Творчество великих 
мастеров эпохи Возрождения: 
Необходимо отметить, что если в средние века искусство имело в основном прикладной характер, то в эпоху Ренессанса оно впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной областью прекрасного, воспринимается как одно из самых мощных средств познания и даже уравнивается с наукой. Следует показать, как искусство воплощало эти принципы в архитектуре (Д. Браманте), литературе (Данте А., Ф. Петрарка), скульптуре (Донателло) и др.
 
Давая характеристику 
 
Целесообразно в 
24.Общая характеристика 
культуры Нового времени. 
Европейская 
культура Нового времени охватывает 
период к. 17—19 века. Хотя в истории 
принято считать началом Нового 
времени — французскую 
Каждый период Нового времени отличается своеобразием:
 
·   17 век — становление капитализма.
 
·   18 век — Просвещение (выдвижение 
проблемы полной свободы 
 
·   19 век — (развитие крупной 
буржуазии, развитие 
Мироощущение эпохи Нового времени:
Ø научность (в основе которой гениальные творения Паскаля и Декарта);
Ø рационализм (обусловлен возникновением идей деизма);
 
Ø   вера в прогресс; Миф о 
прогрессе – главный миф 
 
Ø   абсолютизация значимости 
воспитания (материалом для этого 
стало «третье сословье», 
 
Ø   понимание личности как 
сложное и противоречивое 
 
Ø   Наследница бюргерства – 
буржуазия. Но ее сущность не 
в городской принадлежности, а 
в добывании богатства. С 18 
века буржуа уверенно заявляют 
о себе и проявляют свое 
господство в культуре. Вершина 
– 19 век. Антагонистом буржуа 
выступает дворянство. С 20 века 
проявляется кризис буржуа. Но 
Запада культура отличается 
 
Ø   Идеи буржуа сформулированы 
Бенджаменом Франклином в «
17 век
17 
век явил основные предпосылки 
развития культуры Нового 
 
·   начало массового 
· великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).
· развитие естествознания (все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только сам факт сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Мир огромен и безграничен, Земля стала познаваемым объектом. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт получили начало научному изучению жидкостей и газов, Декарт и Ньютон делают первые шаги в объяснении света. Гарвей открывает законы кровообращения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей делают поистине космические открытия, были совершены открытия в области гидростатики, электромагнетизма, механики и физики, баллистики, оптике, в физиологии растений и животных наука становится коллективной, академической, выходит «из кабинетов»).
 
·   промышленные открытия и 
техническое развитие (возникает 
убеждение, что все можно 
 
·   урбанизация (формируется 
городская культура, для которой 
характерны особый уклад и 
образ жизни, разделение труда 
и расслоение населения, 
 
·   формирование классов (
 
·   становление светского 
25.Развитие культуры Европы в эпоху Просвещения.
В 
эпоху Просвещения завершился переход 
к современной культуре. Складывался 
новый образ жизни и мышления, 
а значит, изменялось и художественное 
самосознание нового типа культуры. Название 
«Просвещение» хорошо характеризует 
общий дух этого течения в 
области культурной и духовной жизни, 
ставящего себе целью заменить воззрения, 
основанные на религиозных или политических 
авторитетах, такими, которые вытекают 
из требований человеческого разума. 
Идеи общественного равенства и 
личной свободы овладели прежде всего 
третьим сословием, из среды которого 
и вышла большая часть 
жан батист симеон шарден (1699-1779) и жан батист грез (1725-1805)-художники. Выразителем классицизма в живописи стал жак луи давид (1748-1825). Замечательным подтверждением этому можно считать творчество величайшего художника Испании франсиско Гойи (1746-1828) Характерные особенности эпохи
В экономической и социально-политической сфере:
промышленный переворот;
рост экономического и политического значения буржуазии;
усиление антифеодального движения;
распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.
В духовной сфере:
падение 
авторитета и ценностей феодально-
революция в естествознании;
распространение рационалистического мышления и деизма;
расцвет просветительской материалистической философии;
изменение 
соотношения видов и жанров искусства, 
превращение литературы и музыки 
в ведущие формы 
ВЫСОКОЕ 
ВОЗРОЖДЕНИЕ, период итальянского искусства 
(кон. 15 1-я четв. 16 вв.) классическая фаза 
художественной культуры Возрождения. 
В архитектуре, живописи и скульптуре 
Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо 
да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, 
Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, 
героические идеалы получили обобщенное, 
полное титанической силы выражение; искусству 
Высокого Возрождения присущи 
26. Художественные традиции ХІХ в. и их эволюция в изобразительном искусстве рубежа ХІХ – нач. ХХ века
XIX 
веке начинается новая эра 
в художественной культуре 
Как правило, каждое новое направление в искусстве XIX века рождается во Франции, и поэтому логичнее всего проследить их эволюцию на французской почве. С середины векав архитектуре воцаряется эклектика и историзм - подражание великим стилям прошлых жпох. В живописи и скуотптуре наряду с классицизмом, который всё более приобретает черты академической схемы, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение, с 1840-х годов развивается реализм. В последней трети XIX века, в переломное для западноевропейского реализма время, вновь укрепляются позиции академизма, который становится официальным искусством, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Реакцией на академизм становится импрессионизм, который сменяется неоимпрессионизмом, а затем постимпрессионизмом.