Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

  При освещении первого вопроса  важно усвоить основные черты  Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, модификация средневеко-вой христианской традиции, интерес к античной культуре, новое отношение к миру, светский характер культуры, становление национальной литературы, литературных языков европейских народов

и дать им объяснение. Названные черты  тесно связаны друг с другом, поэтому  изучение одной в отрыве от другой грозит потерей объективности в  оценке этого времени.

 

23.Творчество великих  мастеров эпохи Возрождения: итальянское  Возрождение и северный Ренессанс.

Необходимо  отметить, что если в средние века искусство имело в основном прикладной характер, то в эпоху Ренессанса оно впервые приобретает самоценность, становится самостоятельной областью прекрасного, воспринимается как одно из самых мощных средств познания и даже уравнивается с наукой. Следует показать, как искусство воплощало эти принципы в архитектуре (Д. Браманте), литературе (Данте А., Ф. Петрарка), скульптуре (Донателло) и др.

  Давая характеристику творчества  мастеров эпохи Возрождения, не-обходимо  отметить особенности Северного  Возрождения в отличие от итальянского. Так, итальянское Возрождение опиралось на античное наследие, в то время как Северное происходило в период Реформации, и в культуре этих народов (Англия, Голландия, Франция и др.) отсутствовали памятники античности. Особо следует подчеркнуть эстетическое начало итальянского Возрождения (на примере творчества Леонардо да Винчи, Р. Санти, С. Боттичелли и др.) и этическое – Северного Ренессанса (творчество Рембрандта, Х. Босха, А. Дюрера и др.).

  Целесообразно в рассматриваемых  вопросах проанализировать проявление  черт Возрождения в различных  видах искусства.

 

24.Общая характеристика  культуры Нового времени. Европейская  культура 17 века.

Европейская культура Нового времени охватывает период к. 17—19 века. Хотя в истории  принято считать началом Нового времени — французскую буржуазную революцию 1789 года. В данном случае можно наблюдать хронологическое  несовпадение культурной и исторической периодизации. Основными базовыми ориентирами  возникновения данной культуры принято  считать развитие буржуазного способа  производства и ориентация на развитие человеческой индивидуальности.

  Каждый период Нового времени  отличается своеобразием:

  ·   17 век — становление капитализма. 

  ·   18 век — Просвещение (выдвижение  проблемы полной свободы человека, стремление к атеизму, материалистическая  картина мира, экспериментальные  методы познания, не поиск истины, а поиск путей ее познания, промышленная революция, развитие  торговых отношений, рождение  третьего сословия, расцвет науки  и рационализма). Происходит заметный  разрыв с философией. Те, кого  считают просветители философами (Вольтер, Монтескье, Дидро) скорее  могут быть отнесены к идеологам.  Философия изначально стремится  выйти за рамки человеческого  знания, а просветители основывают  свое знание исключительно на  человеческом разуме.

  ·   19 век — (развитие крупной  буржуазии, развитие промышленности, нарастание социального расслоения  в обществе, развитие национального  самосознания, обострение социальных  противоречий, небывалый научно-технический  прогресс).

Мироощущение  эпохи Нового времени:

  Ø   научность (в основе которой  гениальные творения Паскаля  и Декарта);

  Ø   рационализм (обусловлен  возникновением идей деизма);

  Ø   вера в прогресс; Миф о  прогрессе – главный миф нового  времени. Через прогресс человек  пытается еще раз утвердить  идею антропоцентризма.

  Ø   абсолютизация значимости  воспитания (материалом для этого  стало «третье сословье», среди  которого начали выделяться фигуры  торгаша и «представителя свободной  профессии» (получившего в России  название «интеллигент»);

  Ø   понимание личности как  сложное и противоречивое явление.  У Паскаля – есть две реальности  – Вселенная и человек. Первая  могущественна, вторая – возвышенна. Разум в человеке проявляется  только тогда, когда он осознает  свое ничтожество. Ларошфуко в  «Максимах» пишет о том, что  человек – это существо, движимое  страстью. Страсть не настигает  человека, а возникает из него. В ней он не страдает, а самоутверждается  и самопроявляется. 

  Ø   Наследница бюргерства –  буржуазия. Но ее сущность не  в городской принадлежности, а  в добывании богатства. С 18 века буржуа уверенно заявляют  о себе и проявляют свое  господство в культуре. Вершина  – 19 век. Антагонистом буржуа  выступает дворянство. С 20 века  проявляется кризис буржуа. Но  Запада культура отличается однородностью.  Дворянство практически исчезло. 

  Ø   Идеи буржуа сформулированы  Бенджаменом Франклином в «Автобиографии».  К богатству ведет не только  неустанный труд и предприимчивость, но и неустанная работа над  собой. Франклин выделяет 13 добродетелей, среди которых такие как выдержанность в еде и питье, немногословность и способность избегать пустых разговоров, порядок, решительность и неукоснительное выполнение того, что решено, бережливость, трудолюбие, искренность и отказ от обмана, справедливость, умеренность, чистота и опрятность одежды и помещений, спокойствие и умение не беспокоиться по мелочам, целомудрие и скромность. Он пишет о деньгах, что они должны служить сами себе и идти в рост. Человеку же в его системе отводится скромное место рядом.

17 век 

17 век явил основные предпосылки  развития культуры Нового времени,  к которым можно отнести следующие: 

  ·   начало массового книгопечатания  в Европе (уже в сер. 15 века житель Майнца Иоганн Гуттенберг напечатал 42-строчную Библию, в 16 века свои печатни имели около 240 городов Европы) В Венеции уже в 16 веке существовали рукописные сводки новостей, за которые платили мелкую монету (газетту). Печатные сводки появляются в 17 веке — «журналы», т. е. «дневник»; первый журнал вышел во Франции и назывался «Журналь де саван», в распространении прессы большое значение имело развитие почты;

  ·   великие географические открытия (Выход европейской культуры за свои территориальные рамки, географические открытия и образование колониальной системы, развитие наций, национальных культур и национальных государств, к. 15 века португальцы открывают новый путь в Индию, испанцы во главе с Христофором Колумбом открывают Новый свет, затем португальцы захватывают территории в Азии, Африке и большую часть Бразилии. Европа оказывается зараженной поисками сказочного богатства страны Эльдорадо. В 16 и 17 веке морские плавания стали совершать англичане и голландцы, в затем и французы: французы основываются в Канаде, а голландцы—в Австралии и Новой Зеландии. Русские открывают Берингов пролив, осваивают пространства Сибири).

  ·   развитие естествознания (все в мире можно подвергнуть сомнению, несомненен только сам факт сомнения, который является непосредственным свидетельством существования разума. Мир огромен и безграничен, Земля стала познаваемым объектом. Торричелли, Паскаль, Бойль, Мариотт получили начало научному изучению жидкостей и газов, Декарт и Ньютон делают первые шаги в объяснении света. Гарвей открывает законы кровообращения. Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей делают поистине космические открытия, были совершены открытия в области гидростатики, электромагнетизма, механики и физики, баллистики, оптике, в физиологии растений и животных наука становится коллективной, академической, выходит «из кабинетов»).

  ·   промышленные открытия и  техническое развитие (возникает  убеждение, что все можно механизировать), развитие финансового капитала  и торговых отношений, рождение  мануфактурного производства и  водяного колеса,

  ·   урбанизация (формируется  городская культура, для которой  характерны особый уклад и  образ жизни, разделение труда  и расслоение населения, наличие  интеллектуальной жизни и чиновничества,  наличие рынка, стремление к  новизне и моде);

  ·   формирование классов (буржуазия,  наемные рабочие, торговцы и  т.д.).

  ·   становление светского искусства  и отделение искусства в качестве  самостоятельного культурного феномена  от религии и науки. Новые  стили – барокко и классицизм.

 

25.Развитие культуры  Европы в эпоху Просвещения.

В эпоху Просвещения завершился переход  к современной культуре. Складывался  новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует  общий дух этого течения в  области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума. Идеи общественного равенства и  личной свободы овладели прежде всего  третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов.Основные творческие принципы XVII века — классицизм и барокко — обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами. Просветительская литература вела к появлению нового читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели Просвещения называли себя философами.Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро, даниеля дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». «Путешествие Гулливера» джонатан сбифт. XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан — в Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше — во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер — в Германии, Гольдони — в Италии. Кроме общепринятых в Европе стилей — барокко и классицизма, — в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII в. стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи.

жан батист симеон шарден (1699-1779) и жан  батист грез (1725-1805)-художники. Выразителем  классицизма в живописи стал жак  луи давид (1748-1825). Замечательным  подтверждением этому можно считать  творчество величайшего художника  Испании франсиско Гойи (1746-1828) Характерные особенности эпохи

В экономической и социально-политической сфере:

промышленный  переворот;

рост  экономического и политического значения буржуазии;

усиление антифеодального движения;

распространение просветительских идей общественного равенства и личной свободы.

В духовной сфере:

падение авторитета и ценностей феодально-клерикальной культуры;

революция в естествознании;

распространение рационалистического мышления и деизма;

расцвет просветительской материалистической философии;

изменение соотношения видов и жанров искусства, превращение литературы и музыки в ведущие формы художественного  творчества.

 

ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, период итальянского искусства (кон. 15 1-я четв. 16 вв.) классическая фаза художественной культуры Возрождения. В архитектуре, живописи и скульптуре Высокого Возрождения (Браманте, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Джорджоне, Тициан) ренессансные реализм и гуманизм, героические идеалы получили обобщенное, полное титанической силы выражение; искусству  Высокого Возрождения присущи монументальное величие, сочетание возвышенной  идеальности, гармонии с глубиной и  жизненной яркостью образов.

 

 

26. Художественные традиции ХІХ в. и их эволюция в изобразительном искусстве рубежа   ХІХ – нач. ХХ века

XIX веке начинается новая эра  в художественной культуре Европы, ставшей на путь капиталистического  развития после Французской буржуазной  революции 1789 - 1794 г. Эта революция  и промышленный переворот в  Англии XVIII века стали теми историческими  событиями, которые в корне  изменили все стороны жизни  не только в Европе, но и  на других континентах. Новая капиталистическая формация с её новыми экономическими, политическими и социальными отношениями, утверждавшаяся в течение всего XIX века в мире ведёт к кардинальным изменениям в духовной жизни общества, к зарождению новой художественной культуры, которая по мере усложнения общественных отношений, усиления социальных противоречий становится всё сложнее, противоречивее в осмыслении и отражении современности.

Как правило, каждое новое направление  в искусстве XIX века рождается во Франции, и поэтому логичнее всего  проследить их эволюцию на французской  почве. С середины векав архитектуре  воцаряется эклектика и историзм - подражание великим стилям прошлых жпох. В живописи и скуотптуре наряду с классицизмом, который всё более приобретает черты академической схемы, с1820-х годов рождается сильное романтическое течение, с 1840-х годов развивается реализм. В последней трети XIX века, в переломное для западноевропейского реализма время, вновь укрепляются позиции академизма, который становится официальным искусством, выражающим вскусы правительственных кругов Франции. Реакцией на академизм становится импрессионизм, который сменяется неоимпрессионизмом, а затем постимпрессионизмом.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"