Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:08, курс лекций

Краткое описание

1.Понятие культуры. Основные определения понятия «культура»
2.Место культурологии в системе гуманитарных знаний. Предмет и задачи культурологии
3.Культура как специфически человеческий способ бытия. Материальная и духовная культура в жизни общества.
4.Становление развитие культурологического знания. Историческое развитие представлений о культуре.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 551.51 Кб (Скачать файл)

Что меняется с приходом христианства? Меняется абсолютно все — представления  о Боге, мире и самом человеке. Прежде всего, Бог обращен уже  к каждой личности, а не к народу, как это было в язычестве. Бог  — это начало надмирное, то есть неподвластное природным циклам. И это самое главное — Бог  свободен от природы, созданной Им Самим. А раз свободен Он, то свободен и человек, как его подобие. От того, что Бог обращен к каждому человеку, представление о мире меняется. Мир — это уже не нечто враждебное, а напротив, мир — это удивительная собственность человека. Человек в мире, как и в себе самом, находит первопричину всего — божественные силы, то есть дух. Именно дух объединяет человека, Бога и мир в некое единое целое, причем мир уже не выступает для человека как самостоятельная личность, отличная от Бога, а становится великим произведением творчества, красота и тайна которого скрыта в глубинах самого человека.[с.116, 10]

Вместе  с этим представлением о мире продолжает развиваться наука о материальных законах мироздания. Но она уже  воспринимается не как самостоятельная  наука о бытии, а как наука  о материальных закономерностях  мира, в законах которого человек  находит отражение собственных  законов и учится использовать их в своих целях.

Именно  такие глобальные перемены во взглядах человека на Бога, мир и самого произошли  с приходом христианства, что требовало  совершенно иного отношения и  к себе, и к действительности. Важным двигателем культуры западноевропейского  Средневековья стало учение о  спасении души. Почему требовалось  спасать человека? Потому что человек  умирает, человек страдает. Человек  потерян в мире вещей и законов, в мире собственных страстей и  жестокости — от всего этого его  необходимо спасти и спасает его Сам Господь. Идея о спасении души, обращенной к Богу с покаянием в собственном несовершенстве, стала главной в Средневековье, на ней строилась политика многих государств средневековой Западной Европы, политика западной Церкви.[с.117, 10] Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем» исторического завершения античной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:

- раннее средневековье V-Х вв.;

- зрелое средневековье X-XIII вв.;

- позднее средневековье XIV-XV вв.

За  этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась  ее неповторимая христианская культура.

 

20.Средневековая наука  и система европейского образования.

Становление современной науки - тема достаточно разработанная, но не утратившая своей  актуальности и сегодня: для понимания  природы науки, определившей характер индустриальной цивилизации, исследование ее генезиса имеет первостепенное значение. Несмотря на то, что многие аспекты этой темы достаточно хорошо изучены историками науки, философии и культуры, остается все же немало вопросов, касающихся, в частности, того периода, который можно было бы назвать предысторией становления новоевропейской науки и который сыграл весьма важную роль в пересмотре принципов античной онтологии и логики, подготовив тем самым переход к иному типу мышления и миропонимания, составивших предпосылку науки и философии Нового времени. Имеется в виду период позднего средневековья - XIV-XVI вв. Для этой эпохи характерна общая атмосфера скептицизма, которую до сих пор недостаточно принимали во внимание, но которая существенна для понимания тех интеллектуальных сдвигов, которые произошли в конце XVI-XVII вв. и которые именуют научной революцией.

Средневековая наука развивалась в больших  городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению  знаний, а также созданию новых  отраслей знания, которые чуть позднее  оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию  и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс.

Постепенно  формируется совершенно новый слой общества - студенчество, который и  поныне является двигателем образования  и науки в современном обществе.

В средневековых университетах создаются  столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день. Например, лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. В университетах сформировались ученые звания и степени, факультеты как учебные подразделения. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе.

Преподавание  велось на латинском языке, равно  как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был  международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов. До сих пор в европейских университетах  торжественные речи читаются, а дипломы  пишутся на латинском языке. На торжественных  актах профессора появляются в средневековых  докторских мантиях и шапочках. Так  современная наука сохраняет  память о первых университетах, возникновение  которых явилось одной из главных  предпосылок научного прогресса.

В эпоху Средневековья было сделано  немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими  из этих достижений мы пользуемся по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

 

21.Возникновение христианства  и его распространение в европейских  странах.

История христианской религии насчитывает  уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и

Америке, имеющей весомые позиции в  Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [2, с.164]

     Однако человечество перед тем,  как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. [1, с.43-47]

     История религиозных представлений  и верований, со времени их возникновения вусловиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода врабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные

представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образови все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большойконкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божествдостигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологическихпредставлений, классические образы которых дает мифология древних греков иримлян.

     Высший этап развития религиозных  представлений и верований в обществе техдалеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на переднийплан выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различныхбогов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонениеодному богу вытесняет верования в других богов.

     Эта тенденция или этап в  развитии религиозных верований и представленийназывается монотеизмом. Возникновение монотеистических представленийсреди верующих было одной из предпосылок появления христианства.  Однако

данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы вобщих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.

     Христианство возникло в первом  веке в восточной части Римской империи. В этотпериод Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством,включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мировогогосударства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его

территории  установились достаточно сложные религиозные отношения междуносителями разных верований.

     Это было вызвано рядом факторов: во-первых, шел процесс разложениянациональных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся вримскую эпоху; во-вторых, происходил процесс стихийного взаимодействия

различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм.Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновениюближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, всознание и религиозную жизнь античного общества.

     На основе взаимопроникновения  и слияния различных сторон вероучений и культовпроисходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводилисьни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в тойили иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние настановление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция счетко выраженным монотеизмом.

     Христианство возникло на перекрестке  эпох, культур, смогло объединитьдостижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их длянужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных инациональных религиозных представлений и верований. Сила христианствапроявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамоктерриториальной обособленности этносов.

Возникшее в Римской империи, христианство в средние века стало религией всей Европы. Ко времени распада  Западной Римской империи большинство  населявших ее народов уже были христианами. Постепенно христианство приняли и  так называемые варвары, проживавшие  как на территории империи, так и  за ее пределами.

       Германские племена — готы  и вандалы приняли христианство  еще в IV в., правда, в еретической  арианской форме. Впоследствии  большинство из них перешло  в истинную (ортодоксальную) римскую  веру. Франки приняли христианство  сразу. В 496 г., с крещением короля  и основателя Франкского государства  Хлодвига, христианство стало религией  всего Франкского королевства,  а впоследствии и империи. В  VI— VIII вв. оно распространилось  в Англии и на Пиренейском  полуострове, в IX—XII вв.— в  Венгрии, Скандинавии и славянских  странах. Наконец, в XIII—XIV вв. христианство  приняли страны Восточной Прибалтики, в том числе и Литва.

 

22.Социально-экономические  и культурно-исторические предпосылки  эпохи Возрождения. Ее периодизация, особенности и характерные черты.

Эпоха Возрождения – один из самых ярких  периодов в истории развития европейской  культуры, где главными открытиями стали мир и человек: мир как  сфера приложения человеческого  разума и воли; человек как состоявшаяся и самодостаточная личность. Следует  отметить, что культура Возрождения  формируется в лоне средне-вековой, постепенно вырастая из нее. От предшествующей культуры Возрождение не отделяют те исторические катастрофы и катаклизмы, которые лежали между Античностью и Средними веками.

  Поэтому изучение первого вопроса рекомендуется начать с характеристики социально-экономических предпосылок Возрождения: кризис феодализма, зарождение капитализма и связанные с ним изменения в социальной структуре общества (роль третьего сословия, великие географические открытия, рост городов, создание крупных национальных государств, формирование наций).

  Рассматривая культурно-исторические предпосылки, необходимо осмыслить, почему в истории мировой культуры эту эпоху сравнивают с классическим периодом Древней Греции, какие исторические события стимулировали знакомство итальянских гуманистов с ан-тичной культурой (формирование городской культуры, духовное обновление в памятниках великой античной культуры, Реформация, которая сформировала свою систему ценностей и этику).

  Анализ предпосылок приводит  к мысли о том, что в основе  культуры Возрождения лежат значительные изменения в экономической и общественной жизни стран Европы.

  Характеризуя вторую часть первого  вопроса, следует обратить внимание  на то, что хронологические рамки  эпохи Возрождения в различных  странах не совпадают. В современной культурологической литературе, например, выделяют 2 основных фазы развития культуры Ренессанса:

 

1) итальянская фаза (1300 – 1450 гг.), где ярко выражен интерес к античности;

2) общеевропейская фаза (1450 – 1620 гг.) связана с широким распространением  ренессансного стиля за пределами  Италии. Центр тяжести культуры  Ренессанса перемещается ко дворам  абсолютитских европейских монархий  Англии, Франции, Испании. Белорусское  Возрождение охватывает XVI – XVII вв.

  Кроме различных временных границ  для искусства эпохи Возрож-дения характерно неравномерное развитие видов искусства, поэтому необходимо отметить, что в странах северной Европы ведущая роль принадлежала живописи и графике в отличие от второстепенности скульптуры, и особенно, архитектуры. Подумайте, почему существо-вала такая особенность.

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"