Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
41. Место и роль науки в культурном процессе.
Культурная функция науки.
Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том,
что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного
развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание
программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения.
Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная
функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику,
систему образования и средств массовой информации, просветительскую
деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным
феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает
исключительно важное место
в сфере духовного
Культурная функция науки не сводима только к результативному исходу, т.е.
к тому, что результаты научной деятельности составляют также и совокупный
потенциал культуры как таковой. Культурная функция науки сильна своей
процессуальностью. Она предполагает прежде всего формирование человека в
качестве субъекта деятельности и познания. Само индивидуальное познание
совершается исключительно в окультуренных, социальных формах, принятых и
существующих в культуре. Индивид застает уже готовыми («априори» в
терминологии И. Канта) средства и способы познания, приобщаясь к ним в
процессе социализации. Исторически человеческое сообщество той или иной
эпохи всегда располагало и общими языковыми средствами, и общим
инструментарием, и специальными понятиями и процедурами — своеобразными
«очками», при помощи которых прочитывалась действительность, «призмой»,
сквозь которую она разглядывалась. Научное знание, глубоко проникая в быт,
составляя существенную основу формирования сознания и мировоззрения людей,
превратилось в неотъемлемый компонент социальной среды, в которой
происходит становление и формирование личности.
Наука, понимаемая как социокультурный феномен, не может развиваться вне
освоения знаний, ставших общественным достоянием и хранящихся в социальной
памяти. Культурная сущность науки влечет за собой ее этическую и ценностную
наполненность. Открываются новые возможности этоса науки: проблема
интеллектуальной и социальной ответственности, морального и нравственного
выбора, личностные аспекты принятия решений, проблемы нравственного климата
в научном сообществе и коллективе.
42. Проблема "Восток-Запад", "Север-Юг" в культурологии.
— условная смысловая конструкция,
выработанная культурологической мыслью
человечества для первичной типологии
мировой культуры. 3. и В. — парная
категория, выражающая дихотомию поляризованного
целого всемирной культуры, поэтому
она одновременно характеризует
и амбивалентное единство культуры
человечества (в пределе складывающееся
из 3. и В.), и разделенность на принципиально
отличные друг от друга, а во многом
и противоположные модели культурной
идентичности. 3. и В. взаимно полагают
друг друга и в то же время взаимоисключают;
они воплощают собой
Проблема соотношения 3. и В. усложняется, если учесть истор. изменчивость культурно-смысловых границ между тем и другим. Сев. Африка в эллинистич. период представляла собой несомненную часть Запада — преемника античной культуры и колыбели христианства (родина бл. Августина), однако после завоевания арабами стала неотъемлемой частью мусульманского Востока. Присоединение к России Закавказья превратило эти сугубо вост. по менталитету и культуре территории в европеизируемый Запад. Можно сказать, что истор. динамика культур 3. и В. никак не затрагивает содержания 3. и В. как элементов объединяющей их смысловой конструкции: условная “система координат” мировой культуры, ее феноменология остаются неизменными при бесконечной изменчивости и текучести охватываемых ею конкр. феноменальных форм. Это означает, что дихотомия “З. — В.” является необходимым компонентом любой культурной рефлексии и культурологич. знания как такового, ограждающим человеческое познание от неправомерной унификации разл., не сводимых друг к другу культур в единую всемирную культуру, равно как и от соблазна представить все конкр. культуры автономными и несовместимыми друг с другом единичными феноменами.
Наряду с проблемой
«Восток—Запад» в последнее время
все большую важность приобретает
проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь
понимается социокультурный мир
народов субтропического пояса
— африканского континента, Меланезии,
Океании. Живущие же севернее народы
образуют социокультурный мир «Севера»,
в котором ведущую роль играет
западная культура. Географические границы
между Севером и Югом трудно четко
определить. Мир Юга частично пересекается
с миром Востока и
Однако «возврат к детству» в жизни общества, как и в жизни индивида, может воскресить утраченную с годами свежесть чувств и радость бытия. Подобное в какой-то мере происходит в западном обществе. Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмоционально обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец (джаз, рэгги, диско, рэп, брейк-данс). Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество выдающихся европейских художников конца XIX — начала XX века (Гоген, Матисс, Пикассо, Дали и др.). Эхо африканской культуры можно заметить и в области философии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX века А. Швейцера). Благодаря негритянским спортсменам стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища — футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика.
Таким образом, культура Юга уже сейчас оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Севером и Югом несомненно будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных миров.
43. Типология культур: "специфические", "локальные", "срединные" культуры.
Специфические и срединные культуры
Для рассмотрения проблемы «культура
и общество» представляется важным
рассмотрение некоторых типологических
проблем характеризующих
Существуют разные типы срединных культур, специфичные для той или иной цивилизации, а позднее для национальных общностей. В классических цивилизациях Востока срединная культура формируется в рамках религиозной системы, дающей место самым широким слоям верующих. В индустриальном обществе такая культура создается на основе единства хозяйственной системы и рынка, которые и порождают средний класс.
Весьма актуально стоит
Срединная культура проникает, не сливаясь с ней, в культуру повседневности, или обыденную культуру, формируемую прежде всего обычаями и нормами. Конечно, повседневная жизнь не лишена и ценностных ориентации, но прежде всего это витальные ценности — физического благосостояния и комфорта, умеренная приверженность таким социальным ценностям, как стабильность и порядок.
Любая культура обладает своими особенностями,
которые сохраняются и в
Во-первых, в качестве специфической может выступать так называемая маргинальная культура. Это пограничная культура, возникающая на грани культурно-исторических эпох, мировоззрений, языков, этнических культур или субкультур, отличная от доминирующей в 4 6 обществе (срединной) культуры. Такая культура возникает в связи с резким изменением образа, условий жизни. Причинами возникновения маргинальной культуры являются:1) крупные социальные потрясения; 2) урбанизация; 3) эмансипация этнических меньшинств; 4) изменяющийся способ производства; 5) деятельность неформальных движений и общественных организаций.
Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура. Они оказываются между, например, традиционной и современной культурами, между различными исповеданиями и т.д.*
Во-вторых, специфическая культура может выступать как субкультура. Субкультура — культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную ориентацию и менталитет ее носителей. Существование субкультур объясняется многими причинами, и одной из важнейших является то, что культура включает в себя массу разнородного материала. Культуры детей и взрослых, тинейджеров и пенсионеров достаточно резко различаются: разные возрастные категории людей практикуют специфичные жизненные стили, поклоняются различным кумирам, неодинаково проводят свой досуг.
вслед за появлением понятия
о культуре вообще появилось, во-первых,
понятие об отдельных культурах,
во-вторых, понятие о человеческой
культуре в целом как совокупности
всех этих отдельных культур. Значительно
позднее эти отдельные
44. Особенности становления архаической культуры.
В архаический период (VIII-VI вв.) проходила великая колонизация – освоение греками побережья Средиземного, Черного, Мраморного морей. У греков появляется алфавитное письмо, зарождаются естественные науки, в частности астрономия и геометрия, появляются первые философские системы. Под влиянием восточной архитектуры и скульптуры формируется греческое искусство.
В
период архаики происходит
Афиняне
строили свою цивилизацию,
Засушливый
и некогда пустынный горный
край, пришедший в эпоху варварства
к пределу экологического
45. Культура Древних цивилизаций.\
Египет
Эта древняя земледельческая цивилизация начала формироваться в 4в. до нашей эры. История гос-ва и к-ры Е. делится на неск-ко периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Новое царство. Ранний Е. - это было время образования рабовладельческого строя и деспотического гос-ва, на протяжении кот. сформировалась хар-рное для древ. египтян религиозное верование: культ природы и предков, астральный и загробный культы, фетишизм, тотемизм, анимизм и магия. В культовом строительстве начал широко использоваться камень. Др. и Ср. царства хар-ризовались укреплением и централизацией бюрократического аппарата правления, усилением могущества Е. и его желания расширить свое влияние на соседние народы. В к-рном развитии это эпоха строительства, удивляющая размерами гробниц фараонов, таких как пирамиды Хеопса и др., создание уникальных памятников ис-ва, таких как сфинксы фараонов, портретные рельеф на дереве. О грандиозности самой большой из егип. пирамид - пирамиды Хеопса, кот. не имеет себе равных среди каменных сооружений всего мира, говорят ее размеры: 146м - высота, а длина основы каждой из 4 граней - 230м. расцветала ар-ра храмов. В Др. Е. все специальные знания концентрировались в небольшой группе людей, кот. составляла властвующая в общ-ве каста жрецов. Жрецы эффективно использовали для управления массами накопленные на протяжении времен данные астрономических наблюдений, открыв периодичность солнечных затмений и научившись их предвидеть. В Др. Е. впервые в мире возникла практическая медицина, опред. развития достигла десятичная система счета в арифметике. Древ. египтяне владели также некот. эл-тарными знаниями в алгебре. Открытие иероглифов как письменности способствовало развитию таких жанров словесности как мифы, сказки, байки, молитвы, гимны, плачи, эпитафии, повести, любовная лирика и даже ф-фские диалоги и полит. трактаты, позднее появляется религиозная драма и светский театр.