После XIII в. древнерусская культура
развивается по трем основным руслам
(Украина, Белоруссия, Великороссия), сохранив
первоначальный “византийский след”,
но одновременно оказавшись в постоянном
и долгом контакте-взаимодействии со
степным Востоком (Золотая орда)
и католическим Западом (Ливонский
орден, Польша, позднее Литва). Расцвет
российской культуры XIV-XVI вв. (эпоха
Московского царства) прерывается
“смутой”, знаменовавшей, однако, резкий
подъем духовно-религиозного, национально-государственного
и общекультурного самосознания.
С XVII в. и до наших дней продолжается
“новый период” в развитии русской
культуры — период “европеизации”
и одновременно “универсализации”,
неуклонного нарастания секуляризма
(вплоть до “атеизации” культуры в
советское время) и возврата к
христианству и православной духовности.
61. Культурологические
основы вузовского образования.
Хотя в образовательные
планы учебных заведений культурология
как отдельная дисциплина вошла
сравнительно недавно, с середины ХХ
века, а в стандарты вузовского
образования лишь с 80-х годов, тем
не менее, культура всегда находилась
в центре внимания общества. Об этом
говорят не только ее объемы. Можно
привести лишь один факт, который подтверждает
ее значимость. Ученые всех времен и
народов создавали свои концепции
культуры, первые использования термина
культура есть в древнеиндийских
ведах. А в настоящее время
количество определений возросло до
полутысячи, и число их увеличивается.
Пожалуй, ни одна другая наука не имеет
такого числа дефиниций своего базового
понятия. Это подтверждает и момент
ее значимости для человека и общества
и необходимость ее изучения и
грамотного использования.
Значительные объемы культурологии,
соединение в ней трех основных способов
познания мира (науки, искусства, религии)
чрезвычайно благотворно сказывается
на развитии интеллекта. Это связано
с первую очередь с тем, что
вся культурология основана на исследовании
высших достижений человечества. По сути
дела они - есть мерило, уровень, на которые
студенты сразу ориентируются, усваивая
высокие и прекрасные образцы
творчества. В силу этого, культурология
очень красива и эстетична
в изучении, Она знакомит не только
с блестящими творениями, но и с
творческими лабораториями великих
людей. Более того, она исследует
разные направления творчества в
жизни конкретного человека. А
ведь известно, что почти все великие
люди оставили после себя наследство
в разных сферах творчества. Как
они взаимодействовали между
собой, как влияют друг на друга - серьезная
проблема, которая переходит в
феноменологические позиции культурологии.
Она сразу ставит высокую планку
отчета для развития интеллекта и
интеллектуальности личности и демонстрирует
возможности решения сложных
задач, определяет познавательные способности
и уровень мышления. Это объясняется
ее интегральностью, позволяет развить
способности нетривиального видения
мира, уйти от стандартов и догм.
В силу этого, интеллектуальный
потенциал культурологии чрезвычайно
высок и востребован, так как
созданный и обработанный культурой
разум не позволяет человеку утопать
в мелочной суете повседневности,
и делает жизнь интересной, содержательной,
освещенной идеалами гуманизма, добра
и красоты. Образованный культурологически
человек умеет понять других людей
и другие культуры, отличается терпимостью
и доброжелательностью, общение
с ним интересно и доставляет
удовольствие. Разумеется, знакомство
с кратким учебным курсом культурологии,
еще не делает личность носительницей
и выразительницей высокой культуры.
Одного желания мало, нужно, как и
везде приложить немало усилий, чтобы
войти в нее, научиться понимать
ее язык, ее символику, семиозис, смысл
многообразных феноменов и варианты
ее интерпретации. Как и везде
нужна серьезная работа, длительное
пребывание в поле ее ценностей.
Изучаемые объемы, естественно,
ориентируют культурологию на понимание
и осознание громадного пласта информации,
который должен быть интегрирован в
сознании и осознании своей причастности
к жизни культуры в мире. Это
совершенно есте ственным путем расширяет
сознание личности, которое начинает
разви ваться более интенсивно.