Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".
Определяющей стороной игры как таковой является содержание, которое может быть основанием для классификации игр (рис. 6.3). Содержание дает основание подразделять игры на самобытные (цельные) и комплексные, органично объединяющие игры разного вида.
Некоторые игры выделяются в самостоятельные типовые группы: детские игры всех типов; игры-празднества; игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и др. Вместе с тем существует множество других классификационных признаков, позволяющих объединить игры по определенным основаниям:
В системе классификации модельно-социальных форм различают игры состязательного, театрального, поэтического, дипломатичного, военного характера, а также игры-правосудие, т.е. боевые, любовные, подражательные, социальные, драматические игры. В основе такой классификации лежит идея состязательности.
В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсивность поведения в игре).
Физические игры, построенные на движении, можно подразделить на две группы: подвижные (игры, разные по содержанию, организации и сложности правил, среди которых можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы) и спортивные (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, футбол, хоккей и др.).
К шоу-играм относятся конкурсы (относительно интеллектуальные игры, построенные на вопросах и ответах и имеющие возрастную специфику — для школьников, молодежи и взрослой аудитории) и викторины (интеллектуальная игра, в которой на вопросы могут отвечать несколько человек — команда; при этом вопросы викторины содержат познавательную информацию, свидетельствующую о наличии у участников определенной эрудиции. Викторины различаются по составу участников — семейные, индивидуальные, групповые, а также по тематике — музыкальные, литературные).
Игра является самым популярным видом психологической работы как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. Трудно в одном игровом действии совместить все элементы игры, объять весь ее потенциал. Выделяют игровые пространства пяти видов, которые по отдельным параметрам могут переплетаться друг с другом:
• игровые оболочки, когда игра используется как некоторое обрамление, общий фон какой-либо работы (путешествие на поезде от станции к станции, внутренние движения от уровня к уровню, международная туристская конференция с проходящими в ее рамках мастер- классами);
• игра-переживание — более сложный вид игры, связанный с необходимостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» (для такой игры можно придумать множество игровых пространств — необитаемый остров, фантастические миры мужчин и женщин, неосвоенная планета, доисторическое время, применив театральные и сценические атрибуты);
• психологическая акция — игровая среда, создаваемая в пространстве коллектива на определенное время, особенностью которой является ненавязчивость и необычность (имеет собственное содержание, свои правила и намеченный результат, девиз которых может быть заключен в выражении «жизнь богаче, чем вы ее воспринимаете»).
Особым, творческим процессом является создание большой психологической игры, начинающейся с осознания проблемы и вытекающих из нее психологических задач, определения вида игры с учетом особенностей группы, опыта участия игроков в психологических процедурах, степени доверия друг к другу и ведущему и др. Залогом успешности игры являются создание, поиск, подбор подходящего сюжета и конструирование сценария игры, ход которой зависит от опытности аниматора. Сюжеты могут быть волшебными (погружающими участников игры в миры, подобные реальному миру), метафорическими (погружающими участников игры в миры, подобные реальному), реальными (основанными на логике нашего собственного мира, в котором нет ни волшебства, ни «чужой» логики, ни парадоксов).
Принимая роль и некоторые правила поведения в игре, логику поступков или их последствий, игроки погружаются в игру.
В проведении праздников как анимационных программ большое значение имеет использование народных игр. Народные игры являются самой доступной формой развития художественного творчества. В игровых ситуациях формируются песенное, фольклорное, танцевальное творчество и элементы народного театра, в них ярко проявляется характер, темперамент, демонстрируются костюмы, украшения, фольклорные атрибуты.
Народные игры классифицируются по месту проведения (в помещении, на природе, на стадионе и т.п.), сезонности (весенние, летние, зимние, осенние), возрасту и категории. Они бывают:
• интеллектуальные игры (шахматы и шашки).
Видоизменение игр основано на социальных изменениях в структуре и поведении различных социальных групп, но их классификация может быть основана на трех основных уровнях:
Игровая деятельность представляет собой многогранную палитру возможностей проявления в различных сферах жизни и культуры, особенно на основании проведения анимационных программ в духе народности (по принципу народных праздников, особенности которых связаны с народным календарем и были рассмотрены ранее).
58. Традиционные и народные формы игр.
Интересной формой игровой деятельности в структуре анимационных программ могут быть различные формы традиционного и инновационного характера. Элементы инноватики могут быть привнесены и в существующие традиционные и народные формы игры.
Посиделки — народная форма досуга молодежи, включающая в себя элементы игры, основанные на принципах игровой этики, культуры общения, воспитанности, открытости участников.
Театр — представление, в котором участник пребывает в воображаемом мире, особенностью которого является зрительская аудитория, которой и представляется данная игра.
Фольклор — художественное искусство, создаваемое народным творчеством, включая такие виды, как поэзия, музыка, театр, Танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, и отличающееся глубиной художественного освоения действительности, правдивостью образов, силой творческого общения и т. п.
Игровая деятельность способствует развитию определенных качеств личности. Так, развитию логического мышления способствуют интеллектуальные игры, которые расширяют эрудицию, кругозор, развивают логику мышления, речь, тренируют память, приучают работать со словарем. К интеллектуальным играм относятся: настольные игры — шахматы, шашки, рэндзю, морской бой, нарды, домино, индивидуальные игры — эрудит, кроссворды, чайнворды, анаграммы, метаграммы, палиндромы, стихотворные загадки и т.п.
К разряду головоломок относятся:
• омографы — слова, которые пишутся одинаково, но имеют разные ударения и разные смысловые значения (замок — замок);
Существует множество игр развивающего характера:
•развитию памяти способствуют игры, в задании которых определен поиск недостающих предметов или элементов, повторение определенных движений за аниматором и т.п.;