Литературный герой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 00:54, реферат

Краткое описание

Литературным героем принято называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.
Литературный герой является носителем конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении воображения. Помимо личности, это может быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся на главных, побочных и эпизодических.

Вложенные файлы: 1 файл

Литературный герой.docx

— 752.45 Кб (Скачать файл)

Литературный  герой

Литературным героем принято  называть одного из центральных персонажей в литературном произведении, того, кто сосредотачивает на себе внимание и является основным для развития сюжета и действия. Именно судьба литературного  героя находится в центре фабулы любого литературного произведения.

Литературный герой является носителем  конструктивной роли в произведении, он должен быть олицетворенным в представлении  воображения. Помимо личности, это может  быть животное, растение или фантастическое существо. Литературные герои делятся  на главных, побочных и эпизодических.

Во многих определениях литературного  героя упоминается и характер, а точнее – то, что фиктивная личность в прозе и поэзии называется и литературным героем, и характером. Также понятие героя тесно связано и понятие образа, и можно встретить определение героя, как художественный образ человека в литературе.

Характер

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и  индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который  присущ определенному историческому  времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию  человеческого существования. О  характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер – это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного  характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и  роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются  в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях  являются речь и поступок. Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

 

Содержание

1.  Значение терминов «герой», «персонаж»

2.  Персонаж и характер

3.  Структура литературного героя

4.  Система персонажей

 

1. Значение терминов  «герой», «персонаж»

Слово «герой» имеет богатую  историю. В переводе с греческого «heros» означает полубог, обожествленный человек. В догомеровские времена (X–IX век до н.э.) героями в Древней  Греции назывались дети бога и смертной женщины или смертного и богини (Геракл, Дионис, Ахилл, Эней и т.д.). Героям поклонялись, в честь них сочиняли стихотворения, им воздвигали храмы. Право  на имя героя давало преимущество рода, происхождения. Герой служил посредником  между землей и Олимпом, он помогал  людям постигнуть волю богов, иногда сам приобретал чудесные функции  божества.

Такую функцию, например, получает прекрасная Елена в древней греческой  храмовой легенде-сказке об исцелении  дочери друга Аристона, царя спартанцев. Этот безымянный друг царя, как повествует легенда, имел очень красивую жену, в младенчестве бывшую весьма уродливой. Кормилица часто носила девочку  в храм Елены и молила богиню избавить девочку от уродства (Елена имела  в Спарте собственный храм). И  Елена пришла, и помогла девочке.

В эпоху Гомера (VIII в. до н.э.) и вплоть до литературы V века до н.э. включительно слово «герой» наполняется иным значением. В героя превращается уже не только потомок богов. Им становится любой смертный, достигший выдающихся успехов в земной жизни; любой человек, сделавший себе имя в сфере войны, нравственности, путешествий. Таковы герои Гомера (Менелай, Патрокл, Пенелопа, Одиссей), таков Тесей Вакхилида. Авторы называют этих людей «героями» потому, что те прославились определенными подвигами и вышли, тем самым, за рамки исторического и географического.

Наконец, начиная с V века до н.э., в героя превращается уже  не только человек выдающийся, но любой  «муж», как «благородный», так и  «негодный», попавший в мир литературного  произведения. В качестве героя выступает  также ремесленник, вестник, слуга  и даже раб. Подобное снижение, десакрализацию образа героя научно обосновывает Аристотель. В «Поэтике» – глава «Части трагедии. Герои трагедии» – он замечает, что герой может уже  не отличаться «(особенной) добродетелью и справедливостью». Героем он становится, просто попадая в трагедию и переживая  «ужасное».

В литературоведении значение термина «герой» весьма неоднозначно. Исторически это значение вырастает  из обозначенных выше смыслов. Однако в теоретическом плане оно  являет новое, преображенное содержание, которое читается на нескольких смысловых  уровнях: художественной реальности произведения, собственно литературы и онтологии  как науки о бытии.

В художественном мире творения героем называется всякое лицо, наделенное внешностью и внутренним содержанием. Это не пассивный наблюдатель, но актант, реально действующее в  произведении лицо (в переводе с  латинского «актант» означает «действующий»). Герой в произведении обязательно  что-то созидает, кого-то защищает. Главная  задача героя на этом уровне – это  освоение и преображение поэтической  реальности, построение художественного  смысла. На общелитературном уровне героем является художественный образ человека, обобщающего в себе наиболее характерные  черты действительности; проживающего повторяемые схемы бытия. В этом плане герой является носителем  определенных идейных принципов, выражает замысел автора. Он моделирует особый оттиск бытия, становится печатью эпохи. Классический пример – это лермонтовский  Печорин, «герой нашего времени». Наконец, на онтологическом уровне герой образует особый способ познания мира. Он долженствует нести людям истину, знакомить  их с многообразием форм человеческой жизни. В этом плане герой –  это духовный проводник, проводящий читателя по всем кругам человеческой жизни и указывающий путь к  истине, Богу. Таков Вергилий Д. Алигьери («Божественная комедия»), Фауст  И. Гете, Иван Флягин Н.С. Лескова («Очарованный странник») др.

Термин «герой» часто  соседствует с термином «персонаж» (иногда эти слова понимают как  синонимы). Слово «персонаж» французского происхождения, однако имеет латинские  корни. В переводе с латинского языка  «регзопа» – это особа, лицо, личина. «Персоной» древние римляне называли маску, которую надевал актер  перед выступлением: трагическую  или комическую. В литературоведении  персонажем называется субъект литературного  действия, высказывания в произведении. Персонаж представляет социальный облик человека, его внешнюю, чувственно воспринимаемую персону.

Однако герой и персонаж – далеко не одно и то же. Герой  являет собой нечто целостное, законченное; персонаж – частичное, требующее  пояснения. Герой воплощает в  себе вечную идею, предназначается  к высшей духовно-практической деятельности; персонаж просто обозначает присутствие  человека; «работает» статистом. Герой  – это актер в маске, а персонаж одна только маска.

2. Персонаж и  характер

Персонаж легко превращается в героя в том случае, если получает индивидуальное, личностное измерение  или характер. По Аристотелю, характер соотносится с проявлением направления  «воли, каково бы оно ни было».

В современном литературоведении  характер – это неповторимая индивидуальность персонажа; его внутренний облик; то есть все то, что делает человека личностью, что отличает его от других людей. Иначе говоря, характер –  это тот самый актер, который  играет за маской – персонажем. В  основе характера находится внутреннее «я» человека, его самость. Характер проявляет образ души со всеми  ее поисками и ошибками, надеждами  и разочарованиями. Он обозначает многогранность человеческой индивидуальности; раскрывает ее нравственный и духовный потенциал.

Характер может быть простым  и сложным. Простой характер отличается цельностью и статичностью. Он наделяет героя незыблемым набором ценностных ориентиров; делает его либо положительным, либо отрицательным. Положительные  и отрицательные герои обычно разделяют систему персонажей произведения на две враждующих группировки. Например: патриоты и агрессоры в трагедии Эсхила («Персы»); русские и иностранцы (англичане) в повести Н.С. Лескова «Левша»; «последние» и «множества» в повести А.Г. Малышкина «Падение Дайра».

Простые характеры традиционно  объединяются в пары, чаще всего  на основе противопоставления (Швабрин  – Гринев в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина, Жавер – епископ Мириэль в «Отверженных» В. Гюго). Противопоставление заостряет достоинства положительных героев и умаляет заслуги героев отрицательных. Оно возникает не только на этической основе. Его образуют и философские оппозиции (таково противостояние Йозефа Кнехта и Плинио Дезиньори в романе Г. Гессе «Игра в бисер).

Сложный характер проявляет  себя в непрестанном поиске, внутренней эволюции. В нем находит выражение  многообразие душевной жизни личности. Он открывает как самые светлые, высокие стремления души человеческой, так и самые темные, низменные  ее порывы. В сложном характере  закладываются, с одной стороны, предпосылки для деградации человека («Ионыч» А.П. Чехова); с другой – возможность его будущего преображения и спасения. Сложный характер очень трудно обозначить в диаде «положительный» и «отрицательный». Как правило, он стоит между этими терминами или, точнее, над ними. В нем сгущается парадоксальность, противоречивость жизни; концентрируется все самое загадочное и странное, что составляет тайну человека. Таковы герои Ф.М. Достоевского Р. Музиля, А. Стриндберга и др.

 

3. Структура литературного  героя

Литературный герой –  персона сложная, многоплановая. Он может жить сразу в нескольких измерениях: объективном, субъективном, божественном, демоническом, книжном (Мастер М.А. Булгакова). Однако в своих отношениях с обществом, природой, другими людьми (всем тем, что противоположно его личности) литературный герой всегда бинарен. Он получает два облика: внутренний и внешний. Он идет двумя путями: интровертирующим и экстраверти-рующим. В аспекте интроверзии герой – это «обдумывающий заранее» (воспользуемся красноречивой терминологией К.Г. Юнга) Прометей. Он живет в мире чувств, грез, мечтаний. В аспекте экстра-верзии литературный герой «действующий, а потом обдумывающий» Эпитемей. Он живет в реальном мире ради его активного освоения.

На создание внешнего облика героя «работает» его портрет, профессия, возраст, история (или прошлое). Портрет  наделяет героя лицом и фигурой; преподает ему комплекс отличительных  особенностей (толстоту, худобу в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий») и ярких, узнаваемых привычек (характерное ранение в шею партизана Левинсона из романа А.И. Фадеева «Разгром»).

Очень часто портрет становится средством психологизации и свидетельствует  о некоторых чертах характера. Как, например, в известном портрете Печорина, данного глазами рассказчика, некоего  странствующего офицера: «Он (Печорин  – П.К.) был среднего роста; стройный тонкий стан его и широкие плечи  доказывали крепкое сложение, способное  переносить все трудности кочевой  жизни <…>. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак  скрытности характера».

Профессия, призвание, возраст, история героя педалируют процесс  социализации. Профессия и призвание  дают герою право на общественно  полезную деятельность. Возраст определяет потенциальную возможность тех  или иных действий. Рассказ о его  прошлом, родителях, стране и месте, где он живет, придает герою чувственно осязаемый реализм, историческую конкретность.

Внутренний облик героя  складывается из его мировоззрения, этических убеждений, мыслей, привязанностей, веры, высказываний и поступков. Мировоззрение  и этические убеждения наделяют героя необходимыми онтологическими  и ценностным ориентирами; дают смысл  его существованию. Привязанности  и мысли намечают многообразную  жизнь души. Вера (или отсутствие таковой) определяет присутствие героя  в духовном поле, его отношение  к Богу и Церкви (в литературе христианских стран). Поступки и высказывания обозначают результаты взаимодействия души и духа.

Информация о работе Литературный герой