Конкурентоспособность автотранспортного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 21:56, курсовая работа

Краткое описание

Перспективность, достоинства конкуренции доказаны не только для потребителей, но и для производителей. Чем больше факторов конкурентной борьбы задействовано на рынке, тем больше шансов для предприятия, владеющего методами и подходами маркетинга, проявить себя с лучшей стороны и занять на рынке достойное место. Победа в конкурентной борьбе является конечной целью "маркетингового марафона". Но победа не разовая, не слу¬чайная, а как закономерный итог постоянных грамотных действий по достижению и успешной реализации конкурентоспособности своих товаров.

Содержание

Введение 2
1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ 5
3.1. Методологические основы конкурентоспособности 5
3.2. Взаимосвязь категории качества с конкурентоспособностью 8
3.3. Показатели, раскрывающие конкурентоспособность продукции, работ, услуг 11
3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности товара 14
3.5 Конкурентоспособность предприятия 22
ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 24
ПРЕДПРИЯТИЯ 24
5.1 Выявление приоритетных конкурентов 24
и силы их позиции 24
5.2 Отслеживание стратегий конкурентов 26
5.3 Исследование конкурентоспособности ПРУ 26
и эффективности маркетинговой деятельности 26
5.4 Исследование конкурентоспособности предприятия в целом 27
5.5 SWOT-анализ деятельности предприятия 34
5.6 Прогноз поведения конкурентов

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 388.38 Кб (Скачать файл)

Согласно западноевропейским исследованиям восточноевропейские транспортные компании по качеству перевозок и уровню их развития отстают от западноевропейских на 5—30 лет. Это утверждение можно было бы оставить без внимания как информацию к размышлению, если бы не начала просматриваться следующая тенденция.

В последние годы в странах ЕС, кроме обычных требований, предъявляемых грузоотправителями к грузоперевозчикам, выдвигается в качестве необходимого условия при заключении контракта на перевозку наличие Сертификата качества ИСО-9002, выдаваемого Международной организацией по стандартизации. Этим клиентура стремится получить дополнительные гарантии того, что перевозка будет осуществляться наиболее эффективным способом. Кроме того, грузоотправители стараются учитывать требования грузополучателей, для которых основным критерием является получение любых товаров в нужном объеме, в необходимое время в любом месте и за минимальную цену. По их мнению качество перевозок - это способность перевозчика решать проблемы клиентуры наиболее рентабельным способом.

Поэтому и российским перевозчикам необходимо учитывать, что с ростом конкуренции не только растут требования к качеству товаров, но и усиливается тенденция к сокращению партий товаров на складах, уменьшению сроков доставки, повышению синхронности грузоперевозок.

3.3.   Показатели, раскрывающие  конкурентоспособность продукции, работ, услуг

Комплекс параметров, характеризующих конкурентоспособность ПРУ, включает технические, экономические и социально-организационные группы параметров.

Технические параметры наиболее жесткие и в значительной степени характеризуют качество ПРУ. Определяются они действующими стандартами, нормами, правилами, техническими регламентами, рекомендациями, законодательными актами, соответствием международным нормам и характеризуют границы изменения технических параметров.

По техническим параметрам можно судить о назначении ПРУ, их принадлежности к определенному виду или классу. Так грузовые автомобили в зависимости от грузоподъемности могут делиться на автомобили малой, средней или большой грузоподъемности.

Технические параметры могут определяться габаритами, надежностью, долговечностью, эргономическими, патентно-правовыми, эстетическими, экологическими показателями, показателями безопасности.

Эргономические показатели характеризуют соответствие ПРУ свойствам человеческого организма и его психики в процессе выполнения трудовых операций — удобству пользования, скорости утомления, степени стыковки человека с машиной. Так, например, конструкция сидений легковых автомобилей выпуска последних лет существенно улучшена, что позволяет делать гораздо более длительные поездки без ощущения усталости.

Нарушение патентно-правовых норм страны-экспортера делает невозможным экспорт отечественных ПРУ. Когда же патентовладельцем является российское предприятие, это усиливает конкурентные позиции его ПРУ, так как юридически ограничивается доступ аналогичных конкурирующих ПРУ.

Эстетические параметры вызывают положительные или отрицательные эмоции, играющие немаловажную роль в покупательском восприятии и оценке ПРУ. Особенно важна роль эстетических параметров в конкурентоспособности ПРУ личного пользования, так как через внешний вид, дизайн ПРУ могут выражаться такие их свойства, как современность, стиль-ретро, национальных особенностей и др.

С помощью экологических параметров может определяться уровень нанесения вреда работающим, пользователям, окружающей среде: например, снижение или исключение вредных выбросов в окружающую среду тетраэтилсвинца при переходе от этилированного к неэтилированному бензину.

Параметры безопасности оцениваются вероятностью наступления негативных последствий при пользовании ПРУ, например, возможностью расцепки автомобиля и прицепа при движении автопоезда.

Экономические параметры характеризуются единовременными затратами на приобретение ПРУ (оплаченной стоимостью товара, расходами на транспортировку, монтаж, предпродажное обслуживание, налоги, таможенными сборами) и затратами на эксплуатацию ПРУ (расходами на обслуживание, услуги, ремонт, запчасти, топливо, энергию, амортизацию, утилизацию).

Более часто экономические параметры, как уже отмечалось, делится на расходы на покупку товара-ПРУ и расходы, связанные с потреблением. Цена потребления складывается из следующих затрат:

  • расходы на транспортировку изделия;
  • расходы на монтаж и приведение в работоспособное состояние;
  • затраты на топливно-смазочные материалы или электроэнергию;
  • затраты на послегарантийный сервис, техобслуживание и ремонт;
  • заработная плата персонала;
  • расходы на налоги и таможенные сборы;
  • расходы на страхование изделия;
  • расходы на амортизацию;
  • расходы на утилизацию изделия после выработки ресурса;
  • непредвиденные расходы

Социальные параметры характеризуются учетом социальной структуры потребителей, моды, сдвигов в структуре потребления, национальных особенностей в организации производства, рекламы, сбыта, сервиса. Могут учитываться тенденции изменения внешних факторов: экономики, конъюнктуры рынка, научно-технического прогресса, внезапное появление или уход конкурентов с рынка.

Организационные параметры характеризуются объемом и сроками поставки; формами платежа и условиями оплаты; комплектностью поставки; условиями гарантии, ответственностью сторон за выполнение контракта поставки; системой скидок; страхованием; грузов и др.

3.4. Анализ и оценка конкурентоспособности  товара

Анализ и оценка конкурентоспособности могут использоваться для обоснованности принимаемых решений при:

  • разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности ПРУ;
  • комплексном изучении рынка и определении направлений деятельности предприятия на рынке;
  • разработке мероприятий по развитию производственного потенциала предприятия;
  • установлении цен на ПРУ;
  • реализации ПРУ через тендеры и торги.

Исследование поведения покупателей показывает, что в процессе отбора и сравнения покупатели отдают предпочтение тому товару, у которого максимальное соотношение

где Эп — эффект, условие предпочтения одного товара другому и его конкурентоспособности;

П— полезный эффект;

С — затраты на приобретение и потребление товара.

Потребитель стремится израсходовать минимум средств для приобретения и потребления товара, т. е. оптимизировать свои полные затраты. В качестве базы сравнения конкурирующих ПРУ могут рассматриваться потребность покупателя, необходимый потребителю полезный эффект (например, объем выполняемой  транспортной работы для транспортных средств), либо базой сравнения служит образец.

Рассмотрим вначале оценку конкурентоспособности, не подходящую более для всех составляющих ПРУ, а рассчитанную в первую очередь на продукцию, представляемую как товар, изделие, технически сложное в изготовлении и использовании (например, автомобиль).

Чтобы объективно оценить конкурентоспособность своего товаpa при его анализе и оценке, производитель должен использовать те же критерии, которыми пользуются потребители. Это позволяет ожидать, что данная производителем товара оценка совпадает с мнением потребителей. Отсюда вытекает необходимость определения потребителем перечня параметров, подлежащих анализу и оценке, существенных для потребителя, на основании которых он и выбирает тот или иной товар и его производителя. Для предпринимателя эта проблема должна рассматриваться шире: он должен оценить принципиальную возможность реализации своих товаров на конкретном рынке — определить емкость рынка и перспективы сбыта.

При оценке конкурентоспособности могут использоваться дифференциальный и комплексный методы оценки.

Дифференциальный метод основан на использовании единичных параметров анализируемых ПРУ и базы их сравнения. Если за базv оценки принята потребность, то используется формула (3) (см далее), а если базой является образец, то формула (6) или (7).

Комплексный метод основан на применении комплексных — групповых, обобщенных и интегральных показателей и используются формулы (2), (4), (8), (9).

Оценка конкурентоспособности товара и определение принципиальной возможности его реализации проходят следующие этапы.

1. Оценка  патентной чистоты. Она отражает отсутствие реализации в изделии технических решений, защищенных действием патентов, выданных в стране потребителей товара. Если в товаре есть части, не обладающие патентной чистотой, то оценивать конкурентоспособность целесообразно лишь после реализации мер, обеспечивающих патентную чистоту товара.

2. Определение соответствия параметров анализируемого товара обязательным нормам и стандартам. Если товар им не соответствует, то он не может использоваться для удовлетворения существующих потребностей. Следовательно, товар не конкурентоспособен, если хотя бы один из нормативных параметров изделия не соответствует регламентированным нормам и стандартам (на региональном, государственном, международном или ином уровне). Не отвечающий этим требованиям товар не может быть запущен в эксплуатацию.

Методически при оценке конкурентоспособности учет нормативных параметров обеспечивается введением показателя, принимающего лишь два значения — единица, если товар соответствует норме, или ноль, если не соответствует.

Групповой показатель по всем нормативным параметрам

Где J /н п — групповой показатель по нормативным параметрам;

qi— единичный показатель по i-му нормативному параметру;

n — число нормативных параметров, подлежащих рассмотрению.

Групповой показатель — не сумма, а произведение нормативных параметров. И если хотя бы один параметрический показатель по нормативным параметрам равен нулю, товар полностью не конкурентоспособен на данном рынке и дальнейшее рассмотрение конкурентоспособности не имеет смысла

3. Оценка технических параметров. По ним потребитель отбирает возможные варианты для приобретения, отдавая предпочтение изделиям, удовлетворяющим существующую потребность. Возможна ситуация, когда потребитель не находит на рынке товар, полностью удовлетворяющий потребность, и вынужден, учитывая существующее предложение, снижать свои требования, отбрасывая самые незначительные. Эта корректировка продолжается до тех пор, пока измененные требования не будут соответствовать набору технических параметров хотя бы одного из предлагаемых товаров.

По величине каждого технического параметра, интересующего потребителя, им оценивается, насколько свойства представленного ему товара удовлетворяют соответствующие элементы потребности. При этом определяется единичный, параметрический показатель как отношение технического параметра предлагаемого товара, к тому же параметру воображаемого товара, позволяющему удовлетворить элемент потребности полностью:

где qi — единичный параметрический показатель по i-му параметру;

Pj — величина i-го параметра для анализируемого товара;

Рi100 — величина i-го параметра воображаемого товара, при которой потребность удовлетворяется полностью на 100%.

Чтобы получить из единичных показателей групповой показатель, характеризующий соответствие товара потребности по техническим параметрам, единичные показатели объединяют с учетом значимости каждого единичного показателя:

Где Jтп — групповой показатель по техническим параметрам (характеризует соответствие товара потребности по всему набору технических параметров);

qi — единичный параметрический показатель по i-му техническому параметру

аi — вес i-го параметра (коэффициент значимости) в общем на боре технических параметров (определяется методами экспертной оценки);

n - число параметров, подлежащих оценке.

Чем больше показатель Jтп, тем выше степень удовлетворения запросов потребителей. Но для оценки конкурентоспособности этого недостаточно. Надо сопоставить показатели анализируемого товара и товара-конкурента и определить, какой из них лучше соответствует потребности покупателей:

где Кт — показатель конкурентоспособности по техническим возможностям анализируемого товара по отношению к товару-конкуренту;

Jтп, Jтп2 — групповые показатели по техническим параметрам соответственно для анализируемого товара и товара-конкурента.

4. Анализ экономических параметров. При этом определяют при каком уровне затрат потребность может быть удовлетворена.

Потребитель старается получить оптимальное соотношение уровня потребительских свойств товаров и своих расходов, выбирая тот товар, который обеспечит достижение максимума полезного эффекта на единицу затрат — см. формулу (1). Поэтому для определения конкурентоспособности товара сравниваются полные пираты на приобретение и потребление.

Отдельные затраты потребителя зависят как от присущих товару свойств, связанных с качеством изготовления, конструктивными осо6енностями, так и от внешних факторов, не определяемых конструктивными особенностями товара. Так, например, для автомобиля затраты по ремонту и техническому обслуживанию связаны не только со свойствами автомобиля — надежностью, технологичностью, ремонтопригодностью, но и зависят от организации и условии эксплуатации, квалификации персонала, климатических условий; наличия и состояния производственно-технической базы и др.

Информация о работе Конкурентоспособность автотранспортного предприятия