Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:14, курсовая работа
Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии. Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать сле-дующее:
- рассмотреть специфику и структуру программ регионального разви-тия
- изучить концепцию социально-экономического развития региона на примере Новгородской области, ее основные показатели, проблемы и пре-имущества.
- сформулировать научно-обоснованные выводы и предложения, на-правленные на решение экономических проблем.
Введение
Обострение проблем регионального развития России связано с первоочередной необходимостью устранения неоправданной неравномерности социально-экономического положения регионов, потребностью освоения природных ресурсов, поддержания экологического равновесия, совершенствования территориальной структуры хозяйства, обеспечения занятости населения и т.д. В этих условиях оправдано использование новых эффективных методов воздействия на экономику, в частности программно-целевого прогнозирования, которое позволяет квалифицированно и надежно, в сжатые сроки решать стратегические проблемы развития отдельных районов с единой региональной политикой государства.
Актуальность данной темы заключается в том, что региональная маркетинговая программа - представляет собой разновидность целевых комплексных программ, которая служит инструментом регулирования и управления региональной стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом приоритетной концентрации ресурсов. Рассмотрение её позволит решить все неотложные, первоочередные проблемы региона, который я буду анализировать в этом курсовом проекте.
Цель данного проекта состоит в том, чтобы, опираясь на теоретические основы маркетинговой программы развития региона − изучить основную концепцию социально-экономического развития Новгородской области, а также сделать выводы по реализации этой стратегии.
Для достижения поставленной цели необходимо будет сделать следующее:
- рассмотреть специфику
и структуру программ
- изучить концепцию
социально-экономического
- сформулировать научно-
Данная работа выполнена в объеме стр., включая введение, 3 главы, заключение, список источников и литературы.
Глава 1: Теоретические основы региональных комплексных программ развития
1.1.Специфика
маркетинговых программ
Различают следующие виды маркетинговых региональных программ: межгосударственные, государственные (федеральные) и собственно региональные, формируемые и реализуемые по отраслевому признаку и комплексные. Узкоспециализированные программы, как правило, разрабатываются в составе целевых федеральных программ, например «Социально-экономическое развитие в России».1
Маркетинговые региональные программы классифицируются по следующим признакам: территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, масштабность программной задачи, отраслевая локализация, характер возникновения проблем и др. Выделение признаков и соответствующих им классов программ служит условием поиска общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, характеризуют объекты программ, особенности управления ими и т.д..
Каждая маркетинговая региональная программа характеризуется одновременно несколькими классификационными признаками. Например, конкретная региональная (местная) программа может быть по территориальной принадлежности — областной; по функциональной ориентации — экологической; по масштабности проблемы — узкоспециализированной; по продолжительности — среднесрочной и т.д.
Специфика маркетинговых
региональных программ заключается в том, что они формируются
и реализуются на уровне республик, краев,
областей, городов федерального значения,
обусловлены общегосударственными и территориальными
интересами. Отбор региональных проблем
для программирования проводится, как
правило, территориальными органами власти
и управления. Программные мероприятия
осуществляются в границах географически
ограниченного региона, единицы административно-
Маркетинговые региональные программы отличаются относительно небольшими по сравнению с государственными программами объемами работ и ресурсных затрат и обладают строгой целевой направленностью, точной адресностью, конкретным ограничением временных интервалов и увязываются с общегосударственной концепцией регионального развития и региональной политикой России.
Основные задачи маркетинговых региональных программ:
1.2.Структура маркетинговой программы регионального развития
Состав и структура
комплексной программы
Разделы программы коплексного развития региона:
1. Анализ и оценка сложившейся социально-экономической ситуации региона.
2. Оценка природных ресурсов и состояния окружающей среды.
3. Состояние демографической ситуации и рынок труда в регионе.
4. Концепция социально-экономического развития региона.
Выполненные в предыдущих разделах анализ социально - экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства региона, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала, позволяют с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед регионом хозяйственных задач выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития региона на расчетную перспективу. Главным содержанием концепции должны быть принципиальное (вариантное) определение направлений наиболее рационального использования крупных и эффективных ресурсов, оценка на этой основе сравнительной экономичности различных отраслей и установление путей правильного формирования всего хозяйственного комплекса.
1.Основные целевые подпрограммы. Выделяются основные для региона целевые подпрограммы, которые могут формироваться по отраслевому, функциональному и проблемному признакам.
2.Механизм осуществления программы. Излагается взаимоувязанный комплекс мер и действий, экономических рычагов, обеспечивающих решение проблемы.
3.Ресурсное обеспечение программы. Содержит
расчеты предстоящих затрат (финансовых
— по источникам поступления; материальных
— по видам продукции; природных условий
и ресурсов — по климатическим условиям,
земельным, водным, растительным, топливно-энергетическим
и минерально-сырьевым ресурсам; трудовых
ресурсов — по профессионально-
4.Координация программных мероприятий. Обеспечивается согласование действий всех организаций, участвующих в осуществлении программы.
5.Оценка эффективности осуществления программы. Проводятся расчеты экономической эффективности программы.
6.Организация, формы и методы управления программой. Разрабатываемая организационно-функциональная структура управления формируется с учетом специфики программы и региона.
Разделы программы содержат
необходимые обоснования и
Оформление каждой программы является стандартным: на титульном листе указываются соответствующая краевая, областная, городская администрация; дата выпуска; на листе согласования — утверждающая инстанция и организация, согласование с которыми необходимо.
Основными формами прямого
участия государства в
Число федеральных региональных программ должно быть невелико; они разрабатываются и финансируются только для регионов с особо сложными (критическими) социально-экономическими и экологическими проблемами, например для зоны Севера.
Глава 2: Программа комплексного развития региона. Концепция социально-экономического развития региона на примере Новгородской области
2.1.Стратегический
анализ социально-
Новгородская область - одна из древнейших историко-культурных территорий Российской Федерации. Административный центр области - Великий Новгород, основан в 859 году. Область насчитывает 10 городов, 11 поселков городского типа и 3728 сельских населенных пунктов. Городское население составляет 71 процент всего населения области. Численность трудоспособного населения - около 400 тысяч человек. Средний возраст работающих - 40 лет, практически каждый второй из них имеет высшее или среднее профессиональное образование.2
Сегодня область - экономически развитый регион Северо-Запада России, привлекательный для инвесторов и партнеров не только субъектов Российской Федерации, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Глубокие исторические традиции, историко-культурное наследие, географическое положение Новгородской земли, темпы экономического развития являются тем естественным потенциалом, который определяет сегодня основы экономического и культурного развития области.
Область выгодно расположена между двумя крупными городами - в 100 км от Санкт-Петербурга и в 400 км от Москвы, имеет близкий доступ к портам, аэропортам, таможенным терминалам.
Через территорию области пролегают основные железнодорожные и автотранспортные магистрали, соединяющие Москву с Санкт-Петербургом, странами Балтии и Скандинавии. С точки зрения логистики это позволяет обеспечить самые удобные способы транспортного сообщения.
На территории области имеются разнообразные полезные ископаемые нерудного происхождения. Наибольшее промышленное значение имеют разведанные месторождения огнеупорных глин, известняков, строительных и кварцевых песков, валунно-гравийно-песчаного материала.
Общая площадь лесов области составляет 4,1 млн. га, в том числе покрытая лесной растительностью - 3,5 млн. га.
В составе лесов области
преобладают мягколиственные
За последние 5 лет в среднем за год заготовка древесины по области составляла 3,5 млн. куб. м, или 40 процентов от расчетной лесосеки.
Население области на 1 января 2012 года составляет 629,7 тыс. человек. По численности населения область занимает 10-е место в Северо-Западном федеральном округе и 68-е место по России.
Плотность населения - 11,6 человека на кв. км (55-е место в России).
Великий Новгород концентрирует в себе 34,9 процента населения области.
Область относится к числу регионов с пониженным уровнем урбанизации - 70,6 процента при среднем по Российской Федерации - 73,9 процента (40-е место в России).
Плотность сельского населения увеличивается вблизи городов и основных транспортных коридоров. Там же концентрируется более 80 процентов всех крупных сельских поселений области.
Население области представлено более чем 100 национальностями: русские - 95,1 процента, украинцы - 1,2 процента, белорусы и цыгане - по 0,6 процента, другие национальности - 2,5 процента.
Рождаемость в области в 2011 году составила 11,3 родившихся в расчете на 1000 человек населения, что соответствует уровню 2010 года и является наибольшим значением за последние 20 лет.
Улучшение демографической ситуации в последние годы определяется рождением вторых и последующих детей. Так, за последние 10 лет рост рождаемости напрямую связан с увеличением рождения в семье вторых детей на 81,5 процента и третьих детей - на 62 процента при одновременном снижении доли женщин детородного возраста.
Информация о работе Маркетинговая адаптационная стратегия развития региона