31
Нарядумсмэтимммногиемфирмыммполностьюмилимчастичномудовлетворяют
своимпотребностимвммаркетинговыхмисследованияхмсобственнымимсилами, создаваямдлямэтихмцелеймсоответствующиемструктурныемподразделения.
В зависимостимотмвеличинымфирмы,особенностеймстоящихмпередмнеймзадач, а также
сложившихся убеждений руководства, возможны
различные варианты формморганизациимисследовательскоймдеятельностимфирмы,мотражающие разнуюммстепеньммфункциональнойммобособленностимммммаркетинговых
исследований.мТак,мвммаленькоймфирмемвсяммаркетинговаямдеятельность
возложена на одного специалиста. Возможно
и обособление исследовательских функциймпутеммвозложениямобязанностеймпомпроведениюммаркетинговых
исследованиймнамодногомили несколькихмспециалистовмотделаммаркетинга.
Однакомважностьмроли,мкотораямотводитсяммаркетинговыммисследованиям
в управлении фирмой, требует большей
организационной обособленности этой
деятельности,мкотораямнаходитмсвоемвыражениемвмсозданиимструктурного
подразделениямфирмы,специализированногомнампроведенииммаркетинговых
исследований. Обычно такое подразделение
носит название службы или отдела маркетинговых
исследований, но иногда может быть названоминаче (например,
отделммаркетинговойминформации и
т.д.).
Количественныймимкачественныймсостав работников
отдела маркетинговых исследованиймопределяетсямисходямизммширотыммкругаммпроводимыхмим исследований.мОсновоймдлямэтогомслужит перспективный
план проведения маркетинговыхмисследований.
Примегомразработкемследуетмсоставитьмсписокмисследовательскихмработ, определитьмихмприоритетностьмимпроизвестимориентировочнуюмоценку финансовыхмимтрудовыхмресурсов, необходимыхмдля выполнения
каждой из указанных выше работ. Кромемтого, следует
выделить работы, проведение которых носит
систематический характер, т.е. выполняемых
с определенной периодичностьюмимразовыемисследования.
32
Анализмэтихмданныхмпозволяетмсоставить план
маркетинговых исследований фирмы, включающий
важнейшие для фирмы работы и определить
какие из них подлежатмвыполнениюммсиламиммсобственногоммотделамммаркетинговых
исследований (вмпервуюмочередьмкмниммотносятмисследования,мносящие систематический
характер) и какие следует поручить сторонним
организациям.
Эффективностьмработымотделаммаркетинговыхмисследованиймвоммногом зависит
от места, которое отводится ему в организационной
структуре фирмы. При решении этого вопроса
важно основываться на принципе первого
лица, предусматривающеммммнепосредственноемммподчинениемммпоммвопросам принципиальногоммхарактераммдиректору-распорядителюммм(генеральному
директору или иному возглавляющему фирму
лицу). Это касается, прежде всего, представления
докладов о результатах маркетинговых
исследований и определениямихмнаправленности.
Целесообразностьмтакоймподчиненностиммобусловленамммнеобходимостью,
гарантироватьмобъективностьмвыводовммиммрекомендаций,ммполучаемыхмв результатемисследования,ммкоторыемнередкомносятмкритическиймхарактер, содержатмкритическиемоценкимразличныхмаспектовмдеятельностимфирмы, затрагивающиеминтересымразличныхмеемотделовми служб и, следовательно,
должны представляться непосредственно
руководителю фирмы. Это позволяет обеспечитьмобъективностьмимнезависимостьмисследовательскоймработы от других
функциональных руководителей и служб
фирмы, дает оценить значение полученных
результатов, абстрагируясь от возможных
последствий для того или иногомотдела, а также
снижает вероятность возникновения конфликтных
ситуацийммеждумнимимимдиректороммпоммаркетингу.
Поэтомумнаиболеемцелесообразнымммспредставляетсямдвойноемподчинение отделаммаркетинговыхмисследований:скакмдиректоруспоммаркетингу,мтак и непосредственно
директору-распорядителю.
Длясобеспечениямсотделаммсмаркетинговыхмммисследованийсснеобходимой
внутренней информацией, аккумулируемой
другими службами фирмы, следует
33
лишь четко определить порядок
предоставления ему последней. Попытки
же некоторых фирм возложить на отдел
маркетинговых исследований всю ответственность
за ведение в фирме внутренней отчетности
себя не оправдали, т. к. лишь привели к
отвлечению этого отдела от его основной
функции, затруднив при всём этом доступ
к информации других служб.
Помимоморганизационногомиминформационного,м важноем значением для эффективности
работы отдела маркетинговых исследований
имеет кадровое
обеспечение. Ведущие специалисты
этого отдела должны обладать не только
знаниями в области маркетинга, но и в
области статистики, психологии и социологии.ммОсобенноммвысокиеммтребованияммдолжнымпредъявлятьсямк руководителю
отдела маркетинговых исследований, который
помимо высочайшей компетентности и административных
способностей должен обладать высокой
личноймпринципиальностью
и честностью, т. к. от него, прежде всего,
зависит трактовка результатов проведенных
исследований, которая служит основой
для принятия руководством ответственных
для фирмы решений.
Такиммобразом,мпроведениеммаркетинговыхмисследований
- это сложный многоступенчатый процесс,
требующий глубокого знания объекта изучения,
от точности и своевременности результатов
которого во многом зависит успешное функционированиемвсегомпредприятия.
Кмсожалению,мнемвсемроссийские фирмы
еще не полностью используют все преимущества
последнего, в РФ также не существует большого
количества организаций, специализирующихся
на организации маркетинговых исследований.
Однаком опытм иностранныхм фирмм однозначном свидетельствует
о необходимости такого рода затрат, которые
при успешном выполнении всегда окупаются
увеличением прибыли юридического лица
ввиду лучшей организации его производственной
и сбытовой деятельности, созданной на
комплексном анализе рынками нацеленной
на решение задачмпомуспешной реализациимпродукции.
34
1.4 Маркетинговая информационная
система
МАРКЕТИНГОВАЯммИНФОРМАЦИОННАЯммСИСТЕМАмм(МИС) — это совокупностьм(единыймкомплекс)мперсонала,моборудования,мпроцедурми методов,мпредназначеннаямдлямсбора, обработки,
анализа и распределения в установленное
время достоверной информации, необходимой
для подготовки и принятияммаркетинговыхмрешений.мМИС — этомконцептуальнаямсистема, помогающаямрешатьмкакмзадачиммаркетинга,мтак и задачимстратегического
планирования.
МИСмтрансформируетмданные,ммполученныемизмвнутреннихммимвнешних источников,
в информацию, необходимую для руководителей
и специалистов маркетинговых служб. Внутренняя
информация содержит данные о заказах
на продукцию, объемах продаж, отгрузке
продукции, уровне запасов, об оплате отгруженной
продукции и др. Данныемизмвнешних источников
получают на основе проведенияммаркетинговой
разведки (из подсистемы текущей внешней
информации) иммаркетинговыхмисследований.
МАРКЕТИНГОВАЯмРАЗВЕДКА — постояннаямдеятельностьмпомсбору текущей
информации об изменении внешней среды
маркетинга, необходимой как для разработки,
так и для корректировки маркетинговых
планов. В то время какммвнутренняяминформациямфокусируетсямнамполученныхмрезультатах,
маркетинговая разведка исследует то,
что может произойти вомвнешней среде.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
вмотличие от маркетинговой
разведки предполагают сбор и анализ данных
по конкретным маркетинговым ситуациям,
с которымимпредприятие столкнулось
на рынке. Подобнаяминформация не
собирается в двух рассмотренныхмранеемсистемах.мТакаямдеятельность
осуществляется периодически, по мере
появления определенных проблем, на основемиспользованиямспециальныхмметодовмсборамимобработкимданных.
Вмммаркетинговуюмминформационнуюмсистемумтакжемвходитмподсистема анализаммаркетинговыхмрешений,мвмкотороймсмпомощьюммопределенных
35
методовм(например,ммоделеймкорреляционногомманализа,ммрасчетамточки безубыточности),мнамосновеммсозданнойммбазыммаркетинговыхммданных осуществляетсямдоступмкминформации,мнеобходимоймруководителяммдля принятиямрешений,мимееманализмвмзаданноммнаправлении.
Маркетинговаяммминформационнаямммсистемамммобеспечиваетммвыходную информациюмвмформемпериодическихмсообщений,мответовмнамзапросыми результатовмматематическоймимитации.
МАРКЕТИНГОВАЯмИНФОРМАЦИОННАЯмСИСТЕМАмПРЕДНАЗНАЧЕНА
ДЛЯ:
• раннегомобнаружениямвозможныхмтрудностеймимпроблем;
• выявлениямблагоприятныхмвозможностей;
• нахождения и оценки стратегий
и мероприятий маркетинговой деятельности;
• оценкимнаммосновемстатистическогоманализамиммоделированиямуровня выполнениямплановмимреализациимстратегийммаркетинга.
Какмправило, развитаямМИСмвключает следующие
подсистемы: внутренней информации,ммвнешнеймминформацииммимминформациимммаркетинговых
исследований.мВмпрактикемэтимподсистемыммчастоммрассматриваютммкак самостоятельныеминформационныемсистемы.
Системамавнутреннеймминформацииммвключаетммсовокупностьмммданных, возникающихмнампредприятиимвмформембухгалтерскоймимстатистической
отчетности, оперативной и текущей производственной
и научно-технической информации. В ней
отражаются сведения о заказах, продажах,
ценах, запасах, движении денежной наличности,
дебиторской и кредиторской задолженности
и т.п.
Системамвнешнейминформациимобъединяетмсведениямо состояниимвнешней среды
предприятия, рынка и его инфраструктуры,
поведении покупателей и
36
поставщиков, действиях конкурентов,
мерах государственного регулирования
рыночных механизмов и др. Для сбора текущей
внешней информации используются формальные
и неформальные процедуры. Подобная информация
получается путем изучения книг, периодически
публикуемых и специальных изданий, статистических
сборников, конъюнктурных обзоров коммерческих
исследовательских организаций; в результате
бесед с потребителями, поставщиками,
дистрибьюторами и другими внешними по
отношению к организации лицами; на основе
бесед с другими менеджерами и сотрудниками;
путем проведения промышленного и коммерческого
шпионажа. Данные также собираются специалистами
по маркетингу на основе посещения выставок
и конференций,мпроведениямпереговоровмимделовыхмвстреч.
Сборминформацииммвмсистемеммпостоянногоммнаблюденияммиммхранения маркетинговыхммданныхмммзанимаетмммзначительноемместомсредиммвсех маркетинговыхмопераций,мтакмкакмсвязанмсммразличнымиммпоммхарактеру источниками
информации. Смпозиций всестороннего
изучения потребностей рынкамвммцеляхммудовлетворенияммзапросовмпотребителямиммполучения максимальноймприбылимдляммреализациимммаркетинговыхмммероприятий
необходимо иметь информацию обо всех
частях маркетинговой среды: о рынке товаров
и услуг; о производстве товаров и услуг;
омвнешнейммакросреде, связанноймсмпроизводствоммиирынкоммсбыта.
Информациямомрынкемтоваровмимуслугмвключаетмвммсебяммсведениямо: номенклатуре,
спросе и предложении, потенциальных возможностях
рынка, распределении долей рынка и каналов
сбыта, деятельности конкурентов, уровнемцен,мэффективностимрекламныхмммероприятий.мВмМИСмэтотмблок информациимсоответствуетмвнешнейминформации.
Информациямвнутрипроизводственноймсредымсодержит данные
о: прибылях и убытках предприятия, рентабельности
выпуска товаров, производственных резервах
и запасах, издержках производства, научно-техническом
потенциале,
37
квалификации кадров, специализации
производства, ценообразовании. В МИС
этотмблокминформациимсоответствуетмвнутреннейминформации.
Примэтоммминформацияммоимрынкеимтоваровмииимуслугимдоминируетмпо отношению
к другим видам информации и определяет
целевую направленность всехммаркетинговыхмисследований.
Другойссоставляющеймммаркетинговыхммисследованийммявляетсяммоценка возможностей
предприятия с целью установления соответствия
его рыночных запросов внутренним производственно-ресурсным
возможностям. Сбор и обработка информации
в этом направлении предполагают: учет
и анализ производственной мощности
предприятия, учет товарного ассортимента,
оценку технического уровня товаров, учет
издержек производства и т.д. Источниками
данных служат бухгалтерский баланс, финансовые
отчеты, производственные планы, техническиемспецификации,мпланымНИОКР и т.д.
Информациямомсостоянии рынка
и производстве товаров и услуг используется
для выработки стратегии и тактики последующей
деятельности предприятия, направленных
на создание максимально благоприятных
экономических условиймпомсравнениюмсмпредприятиями-конкурентами.
Деятельностьммпредприятиямсстакжеммиспытываетммпостоянноеммвлияние внешнеймсреды.мЭтимфакторы,мвмотличие от внутренних
более стабильны, однакомвмсилумсвоеймприродымнемподдаются воздействию
маркетинговых мероприятий, вынуждая
предприятие приспосабливаться к условиям
внешней среды. Ихмизучениемважно, такмкакмв большинствемслучаевмонимоказывают существенноемвлияниемнамобщеммсостояниимдел.