Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:41, лекция
Цели и задачи изучения темы
Цель – познакомиться с ролью потребностей и мотивации в управлении персоналом.
Задачи:
1) усвоить основные понятия потребностно-мотивационной сферы;
2) изучить функции и механизм действия трудовой мотивации;
4) оплата по конечным результатам производства и в соответствии с количеством затраченного труда;
5) поощрение высокого качества продукции, труда, работ и услуг;
6) материальная заинтересованность работников в росте производительности труда;
7) обеспечение рациональных соотношений в оплате сложного и простого, умственного и физического труда;
8) обеспечение соотношений в оплате труда отдельных профессий, категорий и групп;
9) индексация заработной платы в соответствии с темпами роста инфляции;
10) обеспечение оптимального удельного веса заработной платы в себестоимости продукции;
11) анализ средней заработной платы по аналогичным организациям и планирование ее превышения;
12) анализ средней заработной платы одного работника в регионе (районе) и планирование ее превышения;
13) выбор рациональной системы оплаты труда (сдельной, повременной) для отдельных категорий работников;
14) обеспечение социальной защищенности работников организации с помощью государственных и внутрифирменных гарантий труда;
15) анализ динамики роста заработной платы и отдельных ее компонентов (оклады, тарифные ставки, вознаграждения, премии);
16) оценка стоимости рабочей силы (число членов семьи умножить на бюджет прожиточного минимума в регионе).
Основные принципы оптимального стимулирования труда.
1.Правило поощрения
нормативной отдачи сил и
2. Правило поощрения
рационализаторской активности
Целесообразно, в связи с этим, оклад работника делать как минимум двусоставным:
(2)
Дополнительные принципы оптимального стимулирования труда.
1. Механизм оптимального
стимулирования труда должен
обслуживать адекватное
2. Оптимальное стимулирование
должно признаваться
3. Стимулы, созданные
в рамках оптимального стимулир
4. Изменения в механизме стимулирования труда должны производиться специальной комиссией явно для всех сотрудников организации.
5. Изменения в механизме стимулирования труда должны производиться в соответствии с утвержденной в организации схемой внесения изменений.
6. Механизм оптимального стимулирования должен иметь потенциал изменяемости. Для этого механизм оптимального стимулирования должен быть чувствителен к условиям внутри организации и за пределами организации. То есть механизм оптимального стимулирования должен обладать способностью гибкого и адекватного реагирования на изменения внешних и внутренних для организации условий разного рода. Механизм стимулирования в соответствии с утвержденной периодичностью должен пересматриваться на предмет соответствия изменившимся внешним и внутренним условиям.
Он может подвергаться изменениям в соответствии с критериями:
1) приемлемая для работников постепенность;
2) сохранение позитива
и устранение негатива в
3) стратегическая и тактическая оправданность.
Механизм формирования индивидуальной заработной платы представлен на Рис.15.
Рис.15. Регулирование заработной платы в организации.
Соблюдение основных принципов оплаты труда позволит работодателям использовать экономические законы в практической деятельности и обеспечить развитие человеческих ресурсов и воспроизводство рабочей силы сотрудников.
Формы оплаты труда – механизм начисления заработной платы, обеспечивающий учет количества труда, затраченного работниками.
Основные формы оплаты труда: сдельная, повременная. Дополнительная форма – премирование.
Кроме них на современных предприятиях используются:
- бестарифная оплата труда;
- «плавающие оклады»;
- комиссионное вознаграждение;
- ставки трудового вознаграждения и т.д.
Форма заработной платы – это механизм соизмерения затрат рабочего времени, произведенного объема работы и размера заработка работника. Каждая форма может иметь множество разновидностей, т.е. систем.
Система оплаты труда – это способ соизмерения размера вознаграждения за работу с ее результатами, либо за вклад работника в ее выполнение. Система оплаты труда – это механизм взаимосвязи элементов заработной платы (тарифа, оклада, надбавок и премий) в рамках одной формы.
Основополагающей считается повременная форма заработной платы (поскольку именно она отражает основную функцию заработной платы - воспроизводственную). На базе повременной заработной платы, как правило, строятся другие формы.
В основе повременной формы находится тарифная система.
Тарифная система – совокупность нормативов, с помощью которых осуществляется регулирование заработной платы различных категорий персонала.
Основными составляющими тарифной системы для рабочих являются: тарифная сетка, тарифные ставки, квалификационные разряды, ЕТКС, районные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифная ставка – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда рабочего за единицу времени.
Квалификационный разряд характеризует уровень достигнутой квалификации рабочего и определяется на основе Единого тарифного квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).
Основными составляющими тарифной системы для служащих являются: тарифная сетка, должностные оклады, квалификационные категории, КСДС, районные коэффициенты.
Должностной оклад – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда служащего за выполнение закрепленных за ним функциональных обязанностей.
Квалификационные категории характеризуют уровень квалификации, достигнутый управленческим персоналом, и определяется на основе Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Госкомтруда (КСДС).
Районные коэффициенты к заработной плате могут быть от 1 до 2. Основное назначение – установление равной заработной платы за равный труд во всех территориальных зонах страны. Они являются средством межрайонного регулирования оплаты труда и компенсирования работникам различий в стоимости жизни, вызванных природно-климатическими условиями в отдельных районах страны, а также создания у них определенной заинтересованности в работе на менее обжитых территориях страны.
Согласно ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере в порядке, установленном законом и иными нормативными правовыми актами. Повышение оплаты труда производится посредством применения районных коэффициентов, представляющих собой показатели относительного увеличения заработной платы и призванных обеспечить материальный стимул для привлечения необходимых трудовых ресурсов.
Конкретный размер коэффициентов и порядок их выплаты устанавливаются федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
В настоящее время применяются следующие районные коэффициенты:
- в районах Крайнего Севера: 1,4-2,0 (в том числе северо-восточные районы – 1,6-2,0; северные районы Сибири – 1,4-1,8; северные районы Европейской части – 1,4-1,5);
- в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: 1,3-1,6 (в том числе дальневосточные районы – 1,4-1,6; остальные районы – 1,3-1,4);
- в южных районах Дальнего Востока и Восточной Сибири: 1,2-1,3;
- на Европейском Севере: 1,15-1,20;
- в южных районах Западной Сибири и на Урале: 1,15.
Для рабочих и служащих, занятых на работах в высокогорной (не ниже 1500 м над уровнем моря), пустынной и безводной местностях, действуют специальные коэффициенты в размере до 1,4.
Таким образом, районный коэффициент показывает, на какую часть, превышающую единицу, должен быть увеличен заработок работника: при размере коэффициента 1,15 заработная плата подлежит увеличению на 15%; 1,5 – на 5%; 2,0 – на 100%; 3,00 – на 200%; 4,00 – на 300%.
Например, предприятие N расположено в г. Норильске Красноярского края. Для данного района установлен коэффициент в размере 1,8. Сотруднику фирмы Иванову установлен ежемесячный оклад 25 000 руб. С учетом районного коэффициента ему должно начисляться:
25 000 руб. × 1,8 = 45 000 руб.
Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть предусмотрен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта муниципальными образованиями.
Районные коэффициенты применяются по месту фактической постоянной работы работника независимо от местонахождения организации, в штате которой он состоит. Коэффициент исчисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера.
Не следует путать районный коэффициент с так называемой процентной надбавкой, которая предусмотрена для некоторых районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, и является стимулирующей выплатой. Она зависит от непрерывного трудового стажа работника: чем больше стаж, тем выше надбавка. На нее увеличивается заработная плата и некоторые другие выплаты сотруднику. Трудовой стаж работника при расчете надбавки суммируется, при этом сроки перерыва в работе и мотивы увольнения значения не имеют, за исключением увольнения за виновные действия. При начислении надбавок учитывается возраст сотрудников. Так, для работников моложе 30 лет надбавка определяется в особом порядке.
В расходах работодателя на оплату труда учитываются любые начисления работникам, относящиеся к оплате труда и определяемые с учетом районного коэффициента (например, средний заработок за отпуск и т. п.). Однако выплаты, которые рассчитываются исходя из среднего заработка работника (отпускные и т. д.), нельзя увеличить с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, поскольку коэффициент и надбавка уже были учтены при расчете среднего заработка. Также они не начисляются на суммы, которые не установлены системой оплаты труда или положением о премировании (материальная помощь, единовременные поощрительные выплаты).
Законодательством РФ предусмотрено применение районных коэффициентов при определении размеров следующих видов пособий и выплат, осуществляемых за счет средств Фонда социального страхования РФ:
- единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособия по беременности и родам;
- социального пособия на погребение либо возмещения стоимости гарантированного перечня услуг по погребению;
- пособия по временной нетрудоспособности;
- ежемесячных расходов
на постоянный специальный
- единовременных страховых выплат;
- ежемесячных страховых выплат, исчисляемых из прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации;
- максимального размера оплаты стоимости путевок на одного ребенка в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате.
Начисление районного коэффициента и процентной надбавки производится как штатным работникам, так и сотрудникам, работающим по совместительству (ст. 285 ТК РФ), а также вахтовым методом.
Если между организацией и работником заключен гражданско-правовой договор, то на выплаты по такому договору районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются, поскольку отношения по гражданско-правовым договорам регулируются Гражданским кодексом РФ.
Суммы районных коэффициентов не относятся к компенсационным выплатам, предусмотренным ст. 217 НК РФ. Согласно нормам ТК РФ они являются составной частью заработной платы, начисляемой и выплачиваемой согласно действующему законодательству. В связи с этим сумма районного коэффициента подлежит обложению НДФЛ по ставке 13% с учетом положений п. 3 ст. 210 НК РФ. Кроме того, поскольку данная сумма относится к выплатам, связанным с оплатой труда, она облагается ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ).
Ряд российских предприятий, особенно крупного бизнеса, в настоящее время вместо тарификации работ стал применять грейдинг.
Грейд – это работа равной ценности или аналогичного содержания, сгруппированная с целью администрирования заработной платы на предприятии. Понятие грейда является более широким, чем тарифный разряд. Оно включает кроме заработной платы еще и льготы для работника, подходы к его обучению и возможности карьерного роста. При создании системы грейдов каждой должности присваивается свой «вес», определяемый с учетом сложности труда и уровня ответственности.