Понятия и методы групповой психотерапии, её механизмы и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 10:08, реферат

Краткое описание

Метод групповой психотерапии является одним из самых действенных в системе воздействия на психику, на организм и поведение человека. Мы живём и воспитываемся в обществе, с самого рождения нас окружают и разнообразно воздействуют группы людей - это семья, детсадовская группа, учебный класс, и далее: близкие нам люди, соседи, группы по интересам, трудовой коллектив и так далее. Человек - социальное существо, и, изолированный от людей, не может развиваться полноценно. Через общение друг с другом люди познают внешний мир во всём его многообразии и сложности, познают себя в общей картине окружающей действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

Referat34_1.doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

Станислав  Кратохвил (Kratochvнl, 1995) формулирует основные цели психотерапевтической группы: разобраться в проблемах каждого участника, помочь ему понять и изменить собственное состояние; постепенно изменять слабую приспособляемость пациента, достигая адекватной социальной адаптации; предоставлять  информацию о закономерностях интерперсональных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми; поддерживать процесс развития личности в смысле роста своего собственного личностного и духовного потенциала; устранять болезненные симптомы.[2]

Д.С. Витакер (2000) перечисляет вспомогательные цели групповой психологической помощи, обеспечивающие ее эффективность.

  • Стараться вести группу, поддерживая атмосферу доверия на уровне, позволяющем отдельным ее участникам чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы оставаться в группе и самостоятельно идти на риск.
  • Стараться избегать необратимого разрушения структуры.
  • Проводить работу по установлению и поддержания в группе таких норм, которые делали бы ее позитивным средством помощи.
  • Использовать происходящие в группе события во благо членам группы.
  • Стараться не причинять вреда: членам группы, себе самому или широкому окружению, в котором работает группа.
  • Выявлять и стараться исправлять допущенные ошибки.
  • Обеспечить себе поддержку и возможность консультаций на протяжении всего  срока жизни группы.
  • Добиться максимально углубленного, утонченного и расширенного понимания каждой личности в группе.
  • Наблюдать динамику группы как единого целого на протяжении отдельного сеанса и по мере ее развития в течение длительного отрезка времени.
  • Находиться в контакте со своими собственными ощущениями и отмечать собственное поведение и его последствия.
  • Следить за групповой  и индивидуальной динамикой.
  • Оценивать функционирование группы как в процессе работы, так и после завершения ее работы.

                               

Основной задачей групповой  психотерапии является формирование эффективной  саморегуляции. Эта задача по Г.Л. Исуриной (1990) имеет три аспекта: 1) самопонимание (когнитивный аспект), 2) отношение  к себе (эмоциональный аспект) и 3) отношения с людьми (поведенческий аспект).

Когнитивный аспект направлен  на осознание:  а) связи «личность - ситуация - проблема», б) межличностного контекста собственной личности и в) исторического и генетического  плана. В процессе когнитивной перестройки  человек должен осознать:

  • какова связь между психогенными факторами, возникновением, развитием и сохранением его проблем;
  • какие ситуации в группе и в реальной жизни вызывают напряжение, тревогу, страх и другие негативные эмоции, провоцирующие появление, фиксацию и усиление симптомов;
  • какова связь между негативными эмоциями и появлением и усилением различного рода нарушений и расстройств;
  • особенности своего поведения и эмоционального реагирования;
  • как он выглядит в глазах окружающих, как они откликаются на его поведение, какие последствия оно имеет;
  • существующее рассогласование между собственным образом Я и восприятием себя другими;
  • собственные мотивы, потребности, стремления, отношения, установки, особенности поведения, эмоционального реагирования, а также степень их адекватности, реалистичности и конструктивности;
  • характерные защитные механизмы;
  • внутренние психологические проблемы и конфликты;
  • особенности межличностного взаимодействия, межличностные конфликты и их причины;
  • более глубокие причины переживания и способы реагирования, начиная с детства, а также условия, особенности формирования системы отношений;
  • собственную роль, меру своего участия в возникновении и сохранении конфликтных и психотравмирующих ситуаций, а также то, каким путем можно было бы избежать их повторения в будущем.[3]

                              

 Эмоциональный  аспект включает: а) получение эмоциональной поддержки и формирование более благоприятного отношения к себе; б) непосредственное переживание и осознание нового опыта в группе и самого себя; в) точное распознавание и вербализация собственных эмоций и г) переживание заново и осознание прошлого эмоционального опыта и получение нового эмоционального опыта в группе. Группа должна помочь участнику:

  • получить эмоциональную поддержку, что приводит к  ощущению собственной ценности, ослаблению защитных механизмов, росту открытости,  активности и спонтанности;
  • пережить в группе те чувства, которые он часто испытывает в обычной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации,  с которыми он не смог справиться;
  • пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;
  • научиться искренности в отношении к себе и к другим людям;
  • стать более свободным в выражении собственных позитивных и негативных чувств;
  • научиться более точно понимать и вербализовать свои чувства и эмоциональные состояния;
  • раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, зачастую ранее скрытыми от самого себя или искаженными;
  • модифицировать способ переживаний, эмоционального реагирования, восприятия себя самого и своих отношений с другими;
  • произвести эмоциональную коррекцию своих отношений.[4]

                                          

Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируют групповые  нормы, к которым относятся: искреннее  проявление эмоций,  открытое изложение  своих мыслей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений. [5]

Нежелательно обсуждать  с другим участником переживания  и проблемы отдельно от группы, как  во время занятий, так и между ними. Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя. Причины своего решения полностью прекратить занятия участник должен объяснить группе. Необходимо соблюдать тайну группы (сохранять конфиденциальность участников). Участник может рассказывать другим, что пережил в группе он сам, но не может распространяться о том, как и что именно происходило на занятии. Не допускается причинение физических травм партнерам, обсуждаются пропуски занятий и регулярные опоздания, образование тайных пар и подгрупп, случаи лжи и нарушения тайны группы. Следует предупредить участников, что большинство этих норм вне группы следует применять  осторожно, с учетом возможной негативной реакции не готовых к ним людей.

Нормы могут быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового процесса. Обычно руководитель задает перечисленные выше принципы работы, группа же создает ритуал встреч и прощаний, придумывает девиз группы и т.п. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сложившихся групповых норм. Выполнение психотерапевтических норм зависит от информированности и сплоченности группы. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты норм, показывают меру их усвоения. Гомогенные группы больше подчиняются нормам, чем гетерогенные.[6]

 

  1. Механизмы групповой психотерапии

 

Механизмы групповой  психотерапии — термин «механизмы» относится к процессам, делающим групповую психотерапию действенной. Корсини и Розенберг проанализировали свыше 300 публикаций и обнаружили, что в них упоминается 166 механизмов, таких, как «дружественное окружение», «симпатия», «наблюдение за поведением других», «высвобождение эмоций» и т. п. Использование факторного анализа для обнаружения общих черт в этих специфических механизмах выявило 3 главных фактора в сфере эмоций, один в когнитивной и один в поведенческой сфере. В каждом из них они обнаружили три субмеханизма: в эмоциональной сфере это — принятие, альтруизм и перенос; в когнитивной сфере — терапия наблюдением, универсализация и интеллектуализация; в поведенческой сфере — проверка реальностью, вентилирование и взаимодействие. [7]

Групповая формация. Каждый клиент по-своему привыкает к группе, и в этом смысле группа является микрокосмом. Клиенты используют типичные адаптивные способности, защитные механизмы и способы общения, которые тут же отражаются группой, что позволяет клиентом вести самонаблюдение в отношении их собственных действий. Но процесс, свойственный групповой формации, требует, чтобы клиенты временно отменяли прежние способы общения. Поступая в группу, они позволяют своим исполняющим эго-функциям — тестирование реальности, адаптация и контроль над окружающей обстановкой и восприятие — быть до некоторой степени принятыми коллективным мнением, обеспечивающимся всеми членами, включая лидера.

Тестирование  реальности. Группа выступает как суд для каждого члена относительно вербализации его мыслей и чувств по отношению с другими, которые исследуются лидером и всей группой.

Перенос. Чувства, возникающие среди членов группы и между членами группы и терапевтом, могут переноситься, если они иррациональны и не созвучны с реальностью.

Идентификация. В индивидуальной терапии многие клиенты пытаются обучиться новому способу адаптации, овладевая качествами терапевта. В группе в распоряжении имеется целый ряд других моделей, и клиенты идентифицируют с некоторыми из этих качеств других членов—процесс, который может осуществляться осознанно путем простой имитации или подсознательно. Влияет ли идентификиция конструктивно на рост личности, зависит от того, кого клиент выбирает как модель.

Универсализация. Находясь в группе, клиенты понимают, что они не одиноки в том, что страдают эмоциональными проблемами и что другие имеют и борются с теми же проблемами. Все согласны с тем, что процесс универсализации является одним из наиболее важных в групповой психотерапии. Простой обмен опытом, независимо от того, будет ли он расценен как патологический, является важной потребностью человека.

Сцепление. Все группы, не только психотерапевтические, испытывают некоторую степень сцепления. Члены чувствуют как “мы”, развивается чувство сопричастности друг другу. Они ценят группу, что развивает лояльность и дружественность среди них. Они хотят работать вместе и брать на себя ответственность друг за друга в достижении своих общих целей. Они хотят также вынести определенную степень фрустрации для того, чтобы поддержать интегрированность группы. Сопряженная психотерапевтическая группа является токовой, в которой члены принимают и поддерживают друг друга и дорожат своими связями. Действительно, “сцепление” является единственным самым мощным фактором в групповой терапии. Чем более “сцеплена” группа, тем вероятнее положительный результат, так как клиент при этом становится более восприимчивым к механизмам, которые предлагает групповая терапия.

Групповое давление. Все члены группы подвержены групповому давлению, которое изменяет их поведение, мышление или чувства; насколько они подвержены, зависит от того, насколько они привязаны к другим членам группы и как высоко ценят свои взаимоотношения с группой.

В значительной степени  эффективность поведенческого подхода  к групповой психотерапии основывается на наблюдении, что клиент мотивируется подкреплением со стороны других членов и одобрением терапевта, позволяющего перейти к следующему паттерну поведения.

Интеллектуализация. Интеллектуализация означает когнитивное осознание самого себя, других и различных жизненных ситуаций -как хороших, так и плохих которые лежат в основе деятельности клиента в настоящее время. Подкрепление, в котором каждый член сталкивается с другими при своих мгновенных реакциях на события, служит как способ обучения. Все члены таким образом помогают оценить свои собственные защитные механизмы и другие способы справляться с ситуацией. Конфронтирующие группы полагаются исключительно на механизмы подкрепления.

Интерпретация, производное  от интеллектуализации, также дает клиентом когнитивные рамки, внутри которых они могут лучше понять самих себя, исходит ли эта интерпретация от терапевта или от других членов группы.

Интеллектуализация не обязательно ведет к изменению; экспериментальные факторы должны складываться, если хотят получить эффективное обучение. Концепция коррективного эмоционального опыта, впервые сформулированная Францем Александером, объединяет оба этих фактора, интеллектуальный и экспериментальный, в функциональные теоретические рамки. [8]

Информация о работе Понятия и методы групповой психотерапии, её механизмы и преимущества