Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 10:10, дипломная работа

Краткое описание

В развитых странах давно поняли, насколько важную роль играет малый бизнес в их экономике. Также трудно переоценить значимость развития малого бизнеса и для нашей страны, где оно способно коренным образом и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
Таким образом, проблема функционирования малых предприятий является для России очень актуальной.

Содержание

Введение
Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике
Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления
Глава 2. Описание производственно - хозяйственной деятельности организации
2.1. Краткая характеристика ООО «АТМ»…………………………………..….4
3. Оценка результатов деятельности предприятия……………………………...7
3.1. Анализ Отчета о прибылях и убытках ООО «Оптовый центр «АТМ»…..7
3.2. Анализ издержек обращения………………………………………………..8
3.3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………...9
3.4. Анализ движения и технического состояния основных средств ………..10
3.5. Анализ эффективности использования основных средств……………….11
3.6. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..19
3.7. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности…………………20
3.8. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…21
3.9. Анализ платежеспособности………………………………………………22
3.10. Соотношение сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………...…….23
3.11. Оценка объема продаж, активов, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………………23
Глава 4. Проблемы в деятельности предприятия……………………………..25
4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия…………………………….25
4.2 Сильные и слабые стороны предприятия…………………………………26
4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»………………26
Глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия………………………………………………………28
5.1 Основные направления мер по решению проблем малых предприятий в России
Заключение 83
Список литературы 88

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 141.27 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике

    1. Проблемы малого предпринимательства в современной России и пути их преодоления

Глава 2. Описание производственно - хозяйственной  деятельности организации

2.1. Краткая характеристика ООО  «АТМ»…………………………………..….4

3. Оценка  результатов деятельности предприятия……………………………...7

3.1. Анализ Отчета о прибылях и убытках ООО «Оптовый центр «АТМ»…..7

3.2. Анализ издержек обращения………………………………………………..8

3.3. Анализ использования трудовых ресурсов ………………………………...9

3.4. Анализ движения и технического состояния основных средств ………..10

3.5. Анализ эффективности использования основных средств……………….11

3.6. Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности…………………..19

3.7. Анализ оборачиваемости кредиторской задолженности…………………20

3.8. Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженностей…21

3.9. Анализ платежеспособности………………………………………………22

3.10. Соотношение сомнительной дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………...…….23

3.11. Оценка объема продаж, активов, дебиторской и кредиторской задолженности предприятия……………………………………………………23

Глава 4. Проблемы в деятельности предприятия……………………………..25

4.1 Внешние возможности и угрозы предприятия…………………………….25

4.2 Сильные и слабые стороны предприятия…………………………………26

4.3 Матрица SWOT – анализа ООО «Оптовый центр «АТМ»………………26

Глава 5. Предложения по совершенствованию деятельности малого торгового предприятия………………………………………………………28  

5.1 Основные направления  мер по решению проблем малых  предприятий в России

Заключение                   83

Список литературы                  88

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Мировой опыт подтверждает: малое предприятие - очень важный элемент рыночной экономики, без которого не может развиваться государство. Оно во многом определяет темп экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Развитие  малого предпринимательства несет  в себе множество важных преимуществ:

- формирование среднего класса;

- рост доли экономически активного населения;

- создание новых рабочих мест;

- трудоустройство высвобождаемых в госсекторе работников;

- разработка и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;

- косвенная стимуляция эффективности производства крупных компаний;

- ликвидация монополий производителей, создание конкурентной среды;

- мобилизация и эффективное использование материальных, финансовых и природных ресурсов;

- улучшение взаимосвязи между различными секторами экономики.

В России, несмотря на, казалось бы, принимаемые меры, до сих пор не созданы условия, действительно  способствующие не только увеличению количества малых предприятий, но и  их эффективному развитию, которое  протекает замедленно и противоречиво.

В настоящее  время предпринимательство нуждается  в серьезной государственной  поддержке. Содействие малому бизнесу  должны оказывать как государственные  органы власти, так и общественные организации самих предпринимателей (союзы, ассоциации, агентства). Для  этого необходимо сформулировать четкую, единую государственную и негосударственную  политику в отношении малого бизнеса.

Государственную политику необходимо направлять не на административно-директивное регулирование  малого бизнеса, а на создание необходимой  рыночной инфраструктуры, системы государственной и общественной поддержки его развития.

В развитых странах давно поняли, насколько  важную роль играет малый бизнес в  их экономике. Также трудно переоценить  значимость развития малого бизнеса  и для нашей страны, где оно  способно коренным образом и без  существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских  товаров и услуг с использованием местных источников сырья, решить проблему занятости, ускорить научно-технический  прогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.

Таким образом, проблема функционирования малых предприятий  является для России очень актуальной.

 

Глава 1. Специфика  малых предприятий и их роль в  экономике

Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера  малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими  гигантами, малые предприятия в  некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и стимулируют деятельность крупных  корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются  или выполняются в недостаточной  степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают  воедино все ее звенья. Эта функция  малых предприятий предотвращает  явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место  наряду с дефицитом других. Другая важнейшая функция мелких фирм –  поддержание конкуренции, что обеспечивается их многочисленностью, гибкостью, большей  свободой ценовой политики. Малые  предприятия ускоряют заполнение товарного  рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических  достижений.

Поскольку любая экономическая  система не идеальна и на практике приходится иметь дело с несовершенной  конкуренцией, крупные компании стремятся  монополизировать свою деятельность, установить контроль над рынком. В  этих условиях существование небольших  предприятий ставится под угрозу. Обоснованность деятельности малого бизнеса  и его выживаемость в условиях рынка обуславливается следующим. Крупным корпорациям часто бывает невыгодно разорять малые предприятия, так как они зачастую не представляют прямой опасности для их функционирования. Нередко поглощение мелкой фирмы  оказывается менее выгодным, чем  деловое сотрудничество или даже помощь, так как малые предприятия  в ряде случаев являются поставщиками более крупных организаций. Помимо этого существует различие в сферах деятельности мелких и крупных фирм. Например, малые предприятия предпочтительнее в сфере инновационных технологий, освоения принципиально новых товаров и услуг, то есть в случаях, когда направление деятельности сопровождается серьезным риском. Немногие крупные корпорации готовы рисковать вложениями в необкатанные товары или услуги. Абсолютное господство имеют малые предприятия в тех ситуациях, в которых отсутствует необходимость в массовом производстве. Разделение труда между крупными и мелкими хозяйствующими субъектами позволяет повысить совокупную рентабельность производства и тех, и других. Кооперирование малого бизнеса с крупным создает для первого устойчивый рынок сбыта, охраняет от неожиданной конкуренции, позволяет специализировать деятельность внутри фирмы. С другой стороны, большие корпорации освобождают себя от ряда затратных функций, так как получают необходимые элементы от малых предприятий. Еще один очень важный фактор – поддержка малого бизнеса со стороны государства. Из-за полезности и важности малых предприятий в экономической системе страны, государство как правило оказывает всестороннюю поддержку малому бизнесу, стимулируя его развитие.

Для решения вышеупомянутых производственно-технических  задач малый бизнес должен иметь  ряд преимуществ по сравнению  с крупным производством. К выделенным достоинствам малых предприятий  относятся:

  • большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
  • повышенная скорость обращения капитала.

Развитие сферы малого предпринимательства, таким образом, способствует решению  многих социально-экономических проблем  – создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и  др. Чем больше сектор гибких и подвижных  малых предприятий, и чем выше количество занятых в малом бизнесе, тем выше стабильность экономики.

Следует особо отметить, что понятие  малого предприятия не имеет четкого  объективного определения. Деление  хозяйственных структур на мелкие и  крупные можно осуществлять по целому ряду признаков и поэтому не существует единого универсального определения  для малого предприятия. Вопрос об определении  предприятия как малого решается на уровне законодательной власти всех стран, но общий принцип заключается  в выборе критерия оценки и установке  ограничений на выбранный признак. Выделяют количественный, качественный и комбинированный подходы к определению малого и среднего предприятий. В определениях малых предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Основное достоинство количественных определений - удобство их использования. Основными недостатками количественных подходов являются их абсолютность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и трудность их использования для сравнительного анализа. Качественные варианты определений предусматривают использование качественных критериев. Часто используют дополнение качественного определения некоторыми количественными показателями. Делаются также попытки определить размер "малого", "среднего" и "крупного" предприятий через рассмотрение "эффектов" или последствий влияния размера на характер деятельности фирмы. К преимуществам качественного подхода можно отнести достижение некоторой степени его теоретического обоснования и учет широкого спектра "интуитивно" присущих разным предприятиям качественных критериев, таких, как "система менеджмента", "система контроля производительности", "система мотивации производительности" и т.д. Основными недостатками этого подхода являются сложность практического его применения, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр самих критериев. Иллюстрацией комбинированного подхода может служить определение малой фирмы, предложенное в 1971 г. в докладе Болтонского комитета (Великобритания). Болтонский комитет предложил так называемые "экономическое" и "статистическое" определения малой фирмы. Согласно экономическому определению, к малым относятся фирмы, удовлетворяющие следующим трем условиям:

    • фирма владеет относительно небольшой долей рынка в рыночном пространстве ее сферы деятельности;
    • управление фирмой осуществляется ее владельцем (или соучредителями) лично, а не посредством формализованной управленческой структуры;
    • фирма является независимой (не представляет собой часть крупного предприятия).

Статистическое определение предполагалось использовать для выявления вклада предприятий малого бизнеса в валовой национальный продукт, в решение проблемы занятости, экспортную деятельность, развитие инноваций и т. д., а также для анализа изменений соответствующих показателей во времени и обеспечения возможности проведения сопоставлений на международном уровне.

В нашей стране понятие малого предприятия  определяется Федеральным законом  от 14.06.95 № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим законом, для того, чтобы предприятие  считалось малым, должны одновременно выполняться четыре условия.

  1. Это должна быть коммерческая организация (иными словами, некоммерческие организации не могут считаться малыми предприятиями).
  2. В уставном капитале организации доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25 процентов.
  3. В уставном капитале организации доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать 25 процентов.
  4. Средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Что касается многопрофильных  малых предприятий, то в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться - объем оборота (объем реализации продукции, товарооборот и т.п.) или  объем прибыли, полученной от всех видов  деятельности в целом. Выбранный  предприятием показатель должен быть неизменным в течение отчетного  года (п. 1.1.6 Инструкции ГНС РФ от 10.08.95 № 37 "О порядке исчисления и  уплаты в бюджет налога на прибыль  предприятий и организаций").

Информация о работе Проблемы деятельности малых предприятий (на примере ООО "АТМ")