Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:18, курсовая работа
Цель дипломной работы – разработка основных направлений по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
Основными задачами, решаемыми в ходе работы, являются:
- рассмотреть теоретические и методические основы маркетинговой деятельности;
- определить современное состояние маркетинговой деятельности предприятия на примере ЗАО «РОМАНА »;
- выявить основные направления совершенствования маркетинговой деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ__________________6
1.1 Сущность, содержание, роль маркетинговой деятельности______________6
1.2 Организация маркетинговой деятельности___________________________12
1.3 Эффективность маркетинговой деятельности в условиях конкуренции___16
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЗАО «РОМАНА____________________________________________________28
2.1 Общая характеристика деятельности ЗАО «РОМАНА»________________28
2.2 Исследование системы управления ЗАО «РОМАНА»_________________41
2.3 Оценка эффективности маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»___47
2.4 Экономико-математическое моделирование__________________________61
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ_________________73
3.1 Мероприятия, направленные на совершенствование
маркетинговой деятельности предприятия______________________________73
3.2. Обоснование эффективности предложенных мероприятий
по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА»______90
4. ЭКОЛОГИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ____________95
4.1. Безопасность проектных решений__________________________________95
4.2. Экологическое обоснование проектных решений____________________102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________112
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________116
Анализ информационного обеспечения можно проводить в нескольких направлениях:
Полезность (ценность) информации. В литературе по маркетингу можно найти определение ценности информации как разницы между результатами решений, принятых с использованием данной информации, и результатами решений, которые были получены без ее использования. Под «результатами» подразумеваются экономические и другие последствия управленческих решений, измеряемые показателями прибыли (краткосрочной и долгосрочной), рост стоимости компании, улучшения морального состояния персонала.
Затраты на информационное обеспечение. Следует оценить затраты (кадровые, финансовые затраты, технические средства и время), которые предполагается выделить (или могут быть выделены) на разработку и эксплуатацию системы информационного обеспечения.
Степень агрегирования информации. Это направление связано с учетом запросов на разных уровнях управления маркетингом; полнота информационного обеспечения, которая находит отражение в составе и подчиненности текущих и перспективных задач и используемых данных.
Еще одним мероприятием по совершенствованию маркетинговой деятельности является внедрение модулей «Галактика» для работы отдела маркетинга. «Галактика» является средней интегрированной системой.
Она предназначена для управления производственным предприятием и интегрированного планирования производственного процесса. Средние системы значительно сложнее в установке: цикл внедрения занимает от 6 месяцев до полутора лет и более. Причина в том, что система покрывает потребности подразделений и полностью интегрирует производственное предприятие, что требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия, поставщика КИС или консалтинговой компании, осуществляющей внедрение. Средние системы по многим параметрам значительно жёстче, чем финансово-управленческие (малые интегрированные системы).
Программный продукт «Галактика» разработан корпорацией «Галактика».
Если производственная эффективность обеспечивается в настоящее время корпоративными системами управления ERP (enterprise resource planning) – планирование ресурсов предприятия, то информационными системами, способными удовлетворить растущую потребность предприятий в специализированном программном обеспечении в области маркетинга в полной мере могут только CRM-системы. Данные системы направлены на создание обширной базы «верных» клиентов, которая является для предприятия долгосрочным конкурентным преимуществом.
Модуль «Управление маркетингом» обеспечивает следующие возможности:
- ведение расширенной информации о товарах, типовых услугах;
- регистрация и обработка данных о контрактах с потенциальными поставщиками;
- управление каналами сбыта;
- анализ рынка рекламных услуг, планирование рекламных компаний, анализ эффективности рекламных вложений;
- сбор и обработка независимых отзывов;
- ведение досье на фирмы-конкуренты и товары-аналоги;
- анализ рынка предложений, управление ценовой политикой;
- контроль «жизненного» цикла товаров, анализ сегментов рынка;
- регистрация «серийных» продаж;
- учет рекламаций, гарантий;
- маркетинговый анализ сбыта по каналам сбыта, товарам, группам товаров (услуг), направлениям реализации.
Технологическая схема решения задач маркетинга в системе «Галактика» предусматривает следующие этапы:
1) сбор данных о фирмах-конкурентах, об их продукции и ценовой политике. При помощи полученной информации производится наполнение информационных массивов. Также предусмотрена регистрация контактов, предложений, имеющихся и потенциальных покупателей и информации о них. Этот этап соответствует понятию о системе маркетинговой разведки. Система маркетинговой разведки представляет информацию о динамике внешней среды. Ежедневно поступающая информация позволяет менеджерам по маркетингу постоянно следить за состоянием маркетинга;
2) анализ данных. Аналитическая деятельность осуществляется при помощи аналитического CRM, инструментов, обеспечивающие объединение разрозненных массивов данных и их совместный анализ для выработки наиболее эффективных стратегий маркетинга, продаж, обслуживания клиентов и т.п. Например, анализ данных о сбыте, зафиксированном отделом продаж (по товарам, сегментам рынка, каналам реализации) для поиска наиболее выгодной стратегии реализации. Это способствует своевременному пополнению запасов товаров, получению сведений о потребительских предпочтениях и эффективности каналов реализации. Неиспользование же аналитических методов лишает предприятие многих возможностей получения прибыли. Нужно отметить, что на рынке CRM-систем присутствуют как продукты, содержащие аналитический модуль, так и продукты, в которых этот модуль отсутствует. В последнем случае используют аналитические инструменты сторонних разработчиков.
3) моделирование параметров внешнего окружения, уровня цен и прогнозирования ожидаемой прибыли. Функциональный модуль моделирования, входящий в стандартный состав КИС, используется, прежде всего, для поддержки решения задач стратегического и тактического планирования маркетинга.
Затраты на приобретение программного обеспечения сведутся к приобретению модулей «Галактика».
Таким образом, по данным корпорации «Галактика» общая сумма затрат на приобретение модулей составит 54475 тыс. руб.
В таблице 22 представлены затраты (капитальные) на приобретение и запуск системы.
Таблица 22 – Капитальные затраты на проект
Статья расхода |
Стоимость, руб. |
Приобретение программного обеспечения |
52475000 |
Пуско-наладочные работы |
11025000 |
Обучение персонала |
10000000 |
Итого капитальные вложения |
73500000 |
Текущие затраты представляют собой сумму затрат, связанных с эксплуатацией модулей «Галактика».
Главный экономический эффект от внедрения средств автоматизации заключается в улучшении экономических и хозяйственных показателей работы предприятия, в первую очередь за счет повышения оперативности управления и снижения трудозатрат на реализацию процесса управления, то есть сокращения расходов на управление. Годовые затраты на расходные материалы приведены в таблице 23.
Общее снижение затрат на расходные материалы определяется по следующей формуле:
(14)
где Здо, Зпосле − соответственно величины затрат на расходные материалы до внедрения модулей и после, тыс. руб.
Таблица 23 – Годовые затраты на расходные материалы
Наименование |
Цена за единицу, тыс. руб. |
До внедрения |
После внедрения | ||
количество, шт. |
стоимость, тыс. руб. |
количество, шт. |
стоимость, тыс. руб. | ||
Диски |
0,60 |
120 |
72,0 |
50 |
30,0 |
Бумага (500 л) |
9,5 |
35 |
280,0 |
20 |
190,0 |
Картридж для принтера |
80,0 |
6 |
480,0 |
3 |
240,0 |
Итого |
– |
– |
884,5 |
– |
460,0 |
Снижение же трудозатрат на предприятии возможно за счет автоматизации работы с документами, снижения затрат на поиск информации.
На основании данных фотографии рабочего маркетолога его восьмичасовой рабочий день проходит за выполнением конкретных операций, из них:
- на организацию каналов получения и распространения информации в рамках интегрированного маркетинга затрачивается 2 ч 30 мин.;
- отслеживание тендерных предложений потенциальных потребителей – 1 ч 30 мин.;
- на поиск возможностей участия предприятия в экономических объединениях (технопарки, свободные экономические зоны) уходит 1 ч 30 мин.;
- организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий, связь с общественностью и СМИ, предложения по участию в выставках – 1 ч;
- поддержка Интернет - сервисов для нужд группы – 30 мин.;
- установление и поддержание контактов с, министерствами, посольствами и другими потенциальными каналами прохождения информации – 30 мин.;
- организация документооборота группы маркетинга – 30 мин.
После внедрения на ЗАО «РОМАНА» модулей «Галактика» значительно снизится время следующих операций:
- отслеживание тендерных предложений потенциальных потребителей – 1 ч;
- на поиск возможностей участия предприятия в экономических объединениях (технопарки, свободные экономические зоны) уходит 1 ч;
- организация разработки стратегии проведения рекламных мероприятий, связь с общественностью и СМИ, предложения по участию в выставках – 45 мин.;
- поддержка Интернет- сервисов для нужд группы – 15 мин.;
- установление и поддержание контактов с министерствами, посольствами и другими потенциальными каналами прохождения информации – 15 мин.;
организация документооборота группы маркетинга – 15 мин.
Таким образом, после внедрения данного программного комплекса рабочий день марктетолога составит шесть часов. Количество календарных дней работы предприятия определяется по формуле:
(15)
где Д − количество дней в году (366), дн.;
В − количество выходных и праздничных дней (109), дн.
Годовой фонд рабочего времени одного работника до внедрения модулей «Галактика» определяется следующим образом:
(16)
где К − количество календарных дней в году (257), дн.;
Т − протяженность рабочего дня (8), ч.
Тогда величина трудозатрат на поиск и подготовку документов за год определяется:
(17)
где Фрв − годовой фонд рабочего времени одного работника, ч;
Ч − количество работников, чел.
Трудозатраты девяти работников отдела маркетинга составят:
Однако, как отмечалось выше, после внедрения модулей «Галактика» рабочий день работника отдела маркетинга составит шесть часов и тогда годовой фонд рабочего времени будет равен:
Снижение трудозатрат на поиск и подготовку документов определяется по формуле:
(18)
где Тз.до, Тз. после − соответственно величины трудозатрат работников до внедрения модулей и после, чел.-ч.
Для отдела маркетинга общее снижение трудозатрат составит:
Такое снижение трудозатрат создает предпосылки для условного высвобождения одного работника отдела маркетинга, т. к. со всеми этими операциями смогут справиться за свой восьмичасовой рабочий день восемь работников отдела маркетинга. Но задача не сократить количество персонала, а перераспределить его на новые участки работы.
В результате данных расчетов, можно сделать вывод, что с учетом внедрения модулей «Галактика» и создания благоприятных рабочих мест для сотрудников трудозатраты специалистов снизятся на 15 %.
Использование маркетинговой информации становится необходимым условием повышения гибкости и эффективности системы управления предприятием. Любое исследование связано с большой работой по поиску источников данных высокой достоверности и полноты отражения реальных рыночных процессов.
Особенно проблемы сбора и анализа информации на современном этапе актуальны для маркетинговой деятельности на предприятии и в организации. Информация менеджерам по маркетингу требуется на всех этапах его работы – в процессе анализа, планирования, осуществления и контроля эффективности маркетинговых мероприятий. Конкуренция усиливается, товары все быстрее сменяют друг друга, покупатели становятся все более требовательными при их выборе. Поэтому современные компании изучают информационные потребности менеджеров и проектируют свои информационные системы соответствующим образом.
Таким образом, было предложен ряд мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЗАО «РОМАНА» которые повысят эффективность деятельности предприятия.
Одним из них являлось совершенствование стратегии предприятия. Стратегическое планирование является первой ступенькой в процессе планирования и включает в себя определение миссии предприятия, формулировку целей и задач, функциональные планы. Для реализации данного предложения необходимо непосредственное участие начальника отдела маркетинга в разработке корпоративной стратегии предприятия, в разработке маркетинговых стратегий.
Служба маркетинга, исходя из стратегической цели, должна определить лучший способ достижения ее для каждого подразделения предприятия. Это позволит провести четкое разграничение полномочий и ответственности высшего руководства по отношению к маркетингу как функции управления предприятием и реализация стратегическое управлением маркетингом как подразделением.
3.2. Обоснование
эффективности предложенных
Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности