Формы работы на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2011 в 02:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение возможности осуществления фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы на уроках математики в начальных классах и выявление их влияния на развитие личности ребёнка, на усвоение им математических знаний и умений, на классный коллектив в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4
Глава I. Теоретические основы использования различных форм
организации обучения …………………………………………………..….7
1.1. Сущность и виды организационных форм обучения…………….....7
1.2. Фронтальная форма организации обучения…………………..…….10
1.3. Индивидуальная форма организации обучения………………..…...14
1.4. Групповая форма организации обучения..….…………………...….20
1.5. Сочетание форм организации обучения………………………….....25
Глава II. Использование различных организационных форм при
обучении математике в 3 классе…………………………………………..29
2.1. Констатирующий эксперимент…………………………….……......29
2.1.1. Характеристика экспериментального класса …………...…….29
2.1.2. Выявление уровня математических знаний учащихся...….….33
2.2. Обучающий эксперимент……………….………………..……….….40
2.3. Результаты экспериментального исследования…………………….56
Заключение……………………………………………………………………...59
Список использованной литературы…………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная Талерчик3.doc

— 742.50 Кб (Скачать файл)

Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Новая тема.
  1. Устная работа.
  1. Работа в тетради.

      У: Ребята, выполним №2 на  стр. 185.

    Д: Решают примеры самостоятельно.

    У: Проверяем по цепочке. (Дети читают ответы).

    Встаньте, у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! У кого одна? У кого две и больше?

    У: А теперь внимательно прочитайте задачу №8.на стр.187

    В это время три слабых ученика  получают перфокарты (приложение II перфокарты №1,2,3) следующего содержания:

    Перфокарта  №1

    Чтобы найти скорость:

    1. надо расстояние умножить на время;
    2. надо расстояние поделить на время;
    3. надо время поделить на расстояние.

    Перфокарта  №2

    Чтобы найти время:

    1. надо скорость умножить на расстояние;
    2. надо скорость поделить на расстояние;
    3. надо расстояние поделить на скорость.

    Перфокарта  №3

    Чтобы найти расстояние:

    1. надо скорость умножить на время;
    2. надо время поделить на скорость;
    3. надо скорость поделить на время.

    У: Внимательно прочитали условие задачи? Прежде чем мы начнём решать задачу, послушаем ребят, которые получили задание с секретом, а в чём этот секрет, они сейчас узнают. Слушаем внимательно и при необходимости исправляем.

    Д: У меня первое задание (зачитывает задание  и ответ, который он выбрал).

    Д: У меня второе (зачитывает задание  и ответ, который он выбрал).

    Д: У меня третье (зачитывает задание  и ответ, который он выбрал).

    У: А теперь убедитесь в правильности своих ответов. С обратной стороны приклеен лист бумаги, наложите его на карточку, и вы увидите, что получится. Что же получилось?

    Д: Остался только правильный ответ.

    У: Вот какое интересное задание  с секретом: сам отвечаешь на вопрос и сам себя проверяешь. Ну а теперь, повторив всё необходимое, мы можем приступить к решению задачи.

    Дети  также самостоятельно решают задания  №9, 11 на стр.187 с дальнейшей проверкой и объяснением.

    1. Вывод.
 

    При помощи данного вида индивидуальной работы ребята повторили необходимый материал для решения задачи. И сделали это они при помощи своих одноклассников, т.е. практически самостоятельно. Учащиеся, которые решали перфокарты, остались довольны своей работой, а особенно способом проверки себя.  Учителю такой вариант даёт возможность предоставить самостоятельное решение и проверку, что для детей более эффективно. Недостатком же данной работы в моём случае явилось то, что дети, которым не доставались карты или перфокарты просто обижались. Для устранения данного недостатка необходимо по возможности на каждом уроке задействовать разных учеников. Для сравнения мы пронаблюдали урок по данной теме в контрольном классе. Работа проводилась с использованием лишь фронтальной формы обучения. Результат: многие дети переспрашивали  друг друга или у учителя: «Как найти скорость? Как найти время?» Можно сделать вывод, что используя перфокарты, мы интересно для детей, (следовательно, было повышенное внимание) и с меньшей затратой времени повторили материал, необходимый для решения задачи.       

Использование индивидуально-дифференцированной формы обучения при самостоятельной работе учеников

(фрагмент  урока)

Тема: Деление трёхзначного числа на однозначное (закрепление и повторение пройденного). 

Цель: закрепление полученных знаний, умений и навыков по данной теме путём осуществления индивидуального подхода; формирование навыков самоконтроля.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 У: Ребята, мы с вами многому уже научились  и сегодня покажем, что умеем. За 25 минут до конца урока мы напишем маленькую самостоятельную работу, для того чтобы проверить наши знания.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Закрепление пройденного материала.
  3. На этом этапе ребята решают примеры, подобные на задания, которые будут предложены в самостоятельной работе.
  4. Самостоятельная работа.

      У: Ребята, сегодня мы немного необычно разобьёмся на варианты. У каждого из вас есть кружок, квадрат или прямоугольник. Соответственно каждый будет решать свои задания. Например, у меня кружок, и поэтому я решаю только те примеры, которые находятся под кружочком. Понятно? Однако если вы успеете решить свои задания, можете решать задания соседа. Приступим. 

    Работа  была рассчитана на 10-15 минут и носила индивидуальный характер. Разделение по уровням происходило на основании полученных данных благодаря методикам, приведённым выше. Причём те, кто получил квадратики относятся к группе с низким уровнем математических знаний, умений и навыков, те, кто получил кружочки – со средним, кто   прямоугольники – с высоким.  

    Содержание  самостоятельной работы 

 
1. Запиши делимое в виде суммы удобных слагаемых и выполни деление по образцу

596:2=(400+180+16):

2=200+90+8=298

582:2=(400+180+2):2=

936:4=(800+120+…):4=

684:6=(600+…+…):6= 
 

 
1. Запиши  делимое в виде суммы удобных  слагаемых и выполни деление:

596:2=

582:2=

684:6=

745:5=

 
 1. Выполни деление:

275:5=

936:4=

592:7=

805:5=

954:2=

    
2. Вспомни правило: сначала выполняем  действия умножения и деления,  а затем сложение и вычитание.  

Вычисли:                                Вычисли

140:2+50=                               280:4+12=

Работай так:                           955:5-91= 

1) 140:2=                                312:2+15=

2) …  +50=                        

28+291:3=

2. Вычисли самостоятельно:

416:8+33-12=

166-333:3+20=

800-300:5+205=

3.Сравни  выражения:

150:5    120:2

250:5    330:3

200:2    100:5

3. Сравни: 

180+600:2   100+300:5

220:2+350   900+500:5

300:6+15     15+360:6    

3.Сравни, не  вычисляя:

400:25+365   356+400:25

215+150:3    150:3+215

(444-264):3   (443-263):3 

Дополнительное  задание:

 Реши пример

800:8 +350-85*5+330:5

    Как видно из предложенных заданий, каждый уровень отличался друг от друга. Задания под прямоугольником (высокий уровень) был рассчитан на самостоятельную работу, причём детям предлагались и дополнительный пример. И можно сказать, что вопросов от этой группы поступало меньше. Задания  под кружочком содержали небольшую подсказку, и примеры были более простыми. Задания же третьего уровня включали в себя образец решения и подсказки. Результаты выполнения работы показаны в таблице 8.

       Таблица 8.

    
Уровень
Задания 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Полностью выполнили задание 66% 20% 33% 85,7% 57% 42,8% 62,5% 87,5% 62,5%
Допустили ошибки в вычислениях, частично выполнили задание. 33% 20% 17% 0 14% 14% 0 12,5% 37,5%
Не  выполнили задания. 0 50% 50% 14% 28,5% 42,8% 37,5%    
Выполнили  дополнительное задание             70%    
 

    Данные  таблицы наглядно показывают, что  большинство учащихся полностью  справились с  заданиями №1, 2, 3. Но некоторые ученики допускали ошибки в вычислениях.

    Самостоятельная работа по данной теме проводилась и в контрольном классе без применения дифференцированного индивидуального подхода. Результаты покажем в сравнении с экспериментальным классом на диаграмме 4: 

    Диаграмма 4

      

    Экспериментальный класс:

      - выполнили задания  без ошибок 57% 

             - с некоторыми недочётами 18%       

             - не выполнили задания  25%   

    Контрольный класс:

            - выполнили задания  без ошибок 45% 

            

            - с некоторыми недочётами 25%

           

            - не выполнили  задания 30% 

    Наглядно  мы можем увидеть результаты самостоятельных  работ по одной и той же теме в классах, в которых использовались различные формы обучения и сделать вывод, что применение индивидуального дифференцированного подхода дало более высокие результаты.  

Индивидуальная  работа в сочетании  с фронтальной

  на этапе объяснения  новой темы

    (фрагмент  урока)

    Тема:  Нумерация четырёхзначных чисел

    Цель: знакомство с четырёхзначным числом, закрепление полученных знаний; развитие речи; воспитание самостоятельности.

    Ход урока

    1. Организационный момент.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Новая тема.
    1. Устная работа. 

    У: Ребята назовите наибольшее трёхзначное число (999)

    У: Как получить следующее число? (прибавить 1)

    У: Какое число получиться? (1000)

    Тысяча  – это наименьшее четырёхзначное число. Для записи четырёхзначного числа в тетради нужно четыре клеточки.

    Образование четырёхзначного числа наглядно рассматриваем в учебнике и на доске с помощью абака (стр. 254).

Информация о работе Формы работы на уроках математики