Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:29, курсовая работа
Здоровье каждого человека, как составляющая здоровья всего населения, становится фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его возможностей. Уровень состояния здоровья народа, в свою очередь, определяет меру социально-экономического, культурного и индустриального развития страны. С точки зрения устойчивого и стабильного роста благосостояния населения отрасль здравоохранения, представляющая собой единую развитую, социально ориентированную систему, призванную обеспечить доступность, своевременность, качество и преемственность оказания медицинской помощи, является одним из основных приоритетов в республике.
2. Введение……………………………………………………………………….3
3. Анализ текущей ситуации ….…………………………..…………………4
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы………………………..…………..………………………………16
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры …………17
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………...54
7. Необходимые ресурсы ………………………………………………………55
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 29 ноября 2010 года
№ 1113
Государственная
программа
развития здравоохранения Республики
Казахстан
«Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы
Содержание
1. Паспорт Программы………………………………… |
1 | |
2. Введение………………………………………………………… |
3 | |
3. Анализ текущей ситуации ….………… |
4 | |
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели
результатов реализации |
16 | |
5. Основные направления,
пути достижения поставленных
целей Программы и |
17 | |
6. Этапы реализации Программы ……………………………………………... |
54 | |
7. Необходимые ресурсы ……………………………………………………… |
55 |
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Государственная программа развития здравоохранения Республики
Казахстан «Саламатты Қазақстан» | ||||||||||||||||||||||||||||||
Основание |
Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля | ||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный орган,
ответственный |
Министерство здравоохранения Республики Казахстан | ||||||||||||||||||||||||||||||
Государственные органы, ответственные |
Министерство здравоохранения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство культуры Республики Казахстан, Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан, Министерство связи и информации Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, Министерство туризма и спорта Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей | ||||||||||||||||||||||||||||||
Цель Программы |
Улучшение здоровья граждан Казахстана для обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны | ||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи |
Усиление межсекторального и межведомственного
взаимодействия по вопросам охраны здоровья развитие и совершенствование Единой национальной системы здравоохранения; совершенствование медицинского
и фармацевтического | ||||||||||||||||||||||||||||||
Срок реализации |
2012 – 2015 годы: первый этап: 2012 – 2013 годы второй этап: 2014 – 2015 годы | ||||||||||||||||||||||||||||||
Целевые индикаторы |
Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2013 году до 69,5 лет, к 2015 году – до 70 лет; снижение материнской смертности к 2013 году до
28,1, снижение младенческой смертности к 2013 году до 14,1, к 2015 году – до 12,3 на 1000 родившихся живыми; снижение общей смертности к 2013 году до 8,14, снижение заболеваемости туберкулезом к 2013 году удержание распространенности
ВИЧ-инфекции | ||||||||||||||||||||||||||||||
Источники и объемы финансирования |
На реализацию Программы в 2012 – 2015 годах будут дополнительно направлены средства республиканского и местных бюджетов, а также другие средства, не запрещенные законодательством Республики Казахстан. Общие затраты из государственного
бюджета
Объем финансирования Программы на 2012 – 2015 годы будет уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан. |
2. Введение
Здоровье каждого человека, как составляющая
здоровья всего населения, становится
фактором, определяющим не только полноценность
его существования, но и потенциал его
возможностей. Уровень состояния здоровья
народа, в свою очередь, определяет меру
социально-экономического, культурного
и индустриального развития страны. С
точки зрения устойчивого и стабильного
роста благосостояния населения отрасль
здравоохранения, представляющая собой
единую развитую, социально ориентированную
систему, призванную обеспечить доступность,
своевременность, качество и преемственность
оказания медицинской помощи, является
одним из основных приоритетов в республике.
Президент Назарбаев
Н.А. в своем Послании народу Казахстана
«Новый Казахстан в новом мире» подчеркнул,
что одним из направлений государственной
политики на новом этапе развития нашей
страны должно стать улучшение качества
медицинских услуг и развитие высокотехнологичной
системы здравоохранения. Качество медицинских
услуг является комплексным понятием
и зависит от множества емких причин, среди
которых следует выделить материально-техническую
оснащенность медицинских организаций,
уровень профессионализма и наличие мотивации
клинических специалистов
к его повышению, внедрение современных
технологий управления процессами организации
и оказания медицинской помощи, внедрение
эффективных методов оплаты медицинской
помощи. Совершенствование управления
качеством медицинских услуг занимает
важное место в контексте стратегического
развития здравоохранения Казахстана
до 2020 года.
В Послании 2010 года Президент
поставил конкретные задачи
на ближайшее десятилетие. В том числе
Нурсултан Абишевич указал,
что «Здоровый образ жизни и принцип
солидарной ответственности человека
за свое здоровье – вот что должно стать
главным в государственной политике
в сфере здравоохранения, и повседневной
жизни населения.»
В соответствии с вышеуказанным, а также на основе проведенного анализа современного состояния здоровья населения и системы здравоохранения Республики Казахстан были определены приоритетные стратегические направления и механизмы реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2012 – 2015 годы.
В Программе предусмотрены меры по законодательному, инвестиционному, структурному, экономическому и кадровому обеспечению выполнения планируемых мероприятий с учетом межведомственного и межсекторального взаимодействия. Предусматривается создание рынка медицинских услуг и конкурентных отношений среди медицинских организаций.
Реализация Программы
будет способствовать динамичному
развитию системы здравоохранения
путем создания условий для перехода
к малозатратным формам медицинского
обслуживания, обеспечения профилактической направленности
отрасли, повышения уровня доступности
и качества медицинской помощи, внедрения
специальных социальных услуг, а также
создания условий для мотивации у населения
самосохранительного поведения, профессионального
и личностного роста медицинского персонала,
адаптации системы здравоохранения к
современным требованиям и рыночным условиям
общества.
3. Анализ текущей ситуации
За период реализации Государственной
программы реформирования и развития
здравоохранения Республики Казахстан
на 2005 – 2010 годы
(далее – Госпрограмма) были достигнуты
определенные результаты:
принят Кодекс Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
установлены минимальные стандарты по гарантированному объему бесплатной медицинской помощи;
в Республике Казахстан
на 2008 – 2010 годы, о мерах по совершенствованию
службы крови
в Республике Казахстан на 2008 – 2010 годы,
по противодействию эпидемии СПИД в Республике
Казахстан на 2006 – 2010 годы, развития кардиологической
и кардиохирургической помощи в Республике
Казахстан
на 2007 – 2009 годы, «Здоровый образ жизни»
на 2008 – 2016 годы;
сформирована система
проведено реформирование службы первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП), действующей по принципу общей врачебной практики, проводятся профилактические осмотры детей, взрослого населения на предмет раннего выявления болезней системы кровообращения, скрининговые исследования женщин на предмет раннего выявления онкопатологии репродуктивной системы;
внедрено бесплатное и льготное лекарственное обеспечение;
проведена типизация и стандартизация сети государственных медицинских организаций, утвержден государственный норматив сети организаций здравоохранения;
проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы организаций здравоохранения;
создана система независимой медицинской экспертизы;
с 1 января 2010 года поэтапно внедряется Единая национальная система здравоохранения (далее – ЕНСЗ), предусматривающая обеспечение пациентам свободного выбора врача и медицинской организации, формирование конкурентной среды оказания медицинских услуг, работу медицинских организаций, направленную на достижение конечных результатов и оплату медицинских услуг по фактическим затратам;
проведена консолидация бюджета на областном уровне, а с 2010 года – на республиканском уровне на оказание стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи, за исключением лечения туберкулезных, психических и инфекционных заболеваний;
осуществляется подготовка менеджеров здравоохранения;
реализуется совместный со Всемирным Банком проект «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан»;
внедрена Единая система дистрибуции лекарственных средств;
внедряются информационные технологии в здравоохранение: создан республиканский информационно-аналитический центр с филиалами во всех регионах;
проведена реструктуризация санитарно-эпидемиологической службы, создана вертикаль управления;
внедряется система оценки рисков в сфере контроля в области здравоохранения.
Медико-демографическая
За период реализации Госпрограммы отмечены:
улучшение демографической ситуации, повышение уровня рождаемости населения с 18,42 (2005 г.) до 22,75 (2008 г.);
стабилизация показателя смертности – 9,74 (2005 г. – 10,37);
увеличение коэффициента естественного прироста населения до 13,01 (2005 г. – 8,05) на 1000 населения.
Численность населения
в республике увеличилась по сравнению
с 2005 годом на 762,6 тыс. человек и на начало
2010 года составила
16004,6 тыс. человек. За период реализации
Госпрограммы отмечается тенденция незначительного
увеличения (1,7%) заболеваемости. В структуре
заболеваемости первое место занимают
болезни органов дыхания (39,37%), второе
– травмы и отравления (6,88%), третье – болезни
мочеполовой системы (6,86%), далее следуют
болезни органов пищеварения (6,46%), болезни
кожи и подкожной клетчатки (6,08%), болезни
крови и кроветворных органов (4,24%), болезни
системы кровообращения (3,72%), инфекционные
и паразитарные заболевания (3,24%), другие
болезни (23,14%).
Несмотря на позитивные сдвиги в демографической ситуации, сохраняется низкий уровень здоровья женщин и детей. Остается актуальной проблема репродуктивного здоровья, до 16% браков являются бесплодными. Это во многом связано с широкой распространенностью инфекций, передающихся половым путем (далее – ИППП), и высоким уровнем абортов, что в свою очередь определяется небезопасным половым поведением населения, прежде всего, молодых людей. Согласно статистике зарегистрированных случаев 1 из 4 беременностей в стране заканчивается искусственным прерыванием. Частота родов у девочек-подростков 15-19 лет имеет тенденцию к увеличению, и в 2008 году составила 31,1 на 1000 населения. Основными причинами материнской смертности (2005 г. – 40,5, 2009 г. – 36,9 на 100 тыс. родившихся живыми) продолжают оставаться акушерские кровотечения, гестозы, экстрагенитальная патология.
Уровень младенческой смертности
в 2005 году составлял 15,1
на 1000 родившихся живыми. С 2008 года с введением
критериев живорождения и мертворождения
показатель младенческой смертности составил
20,7, и в 2009 году отмечается тенденция к
снижению до 18,4
на 1000 родившихся живыми. Основными причинами
младенческой смертности являются состояния,
возникающие в перинатальном периоде
(60,4%). Второе место в структуре младенческой
смертности занимают врожденные патологии,
что свидетельствует о недостаточном
уровне проводимой ранней диагностики
(скрининги беременных на предмет выявления
врожденных патологий), нездоровом образе
жизни родителей и неблагополучной экологической
ситуации в ряде регионов республики.
Анализ данных за 2007 – 2009 годы показал, что смертность детей
до 1 года от респираторных заболеваний
и пневмоний занимает 3 место среди всех
причин смерти, от инфекционных заболеваний
– 1 место.
В 2008 году в Республике Казахстан зарегистрировано
33774 случая заболевания пневмонией детей
в возрасте до 5 лет. Общая численность
случаев смерти детей до 5 лет в 2008 году
составила 8225 детей, от пневмонии умерло
около 1,5 тыс. детей.
В настоящее время
самым эффективным и экономически выгодным профилактическим
мероприятием от пневмококковой инфекции,
известным
в современной медицине, является вакцинация.
Внедрение в календарь профилактических
прививок республики вакцинации против
пневмококковой инфекции детям с 2-месячного
возраста позволит добиться существенного
снижения заболеваемости пневмонией детей
до 5 лет на 50%, смертности –
на 20%.
В настоящее время в Казахстане лица пожилого возраста составляют свыше 7,7% от количества всего населения. По прогнозам экспертов Организации Объединенных Наций, в ближайшие годы в Казахстане ожидается увеличение числа лиц пожилого возраста на 11%. В этой связи для улучшения оказания им медицинской помощи необходимо создание в республике системы геронтологической помощи.
За прошедший пятилетний период наблюдается снижение
некоторых показателей распространенности
и смертности населения от социально значимых
заболеваний. Так, снизились показатели
заболеваемости и смертности от туберкулеза
(со 147,3 до 105,5 и с 20,8 до 12,5 на 100 тыс. населения
соответственно). Вместе с тем эпидемиологическая
ситуация
по данному заболеванию остается напряженной.
В рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности
Казахстан занимает 94 место
по заболеваемости (за 2007 г. – 130 место)
и 111 позицию по влиянию туберкулеза на
бизнес.
Несмотря на проводимое масштабное строительство, реализацию программы лечения туберкулеза «DOTS-плюс», актуальными остаются вопросы эпидемиологического надзора за распространением, развитием лекарственной устойчивости и смертности от туберкулеза.