Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 00:34, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ мотивации, её места в системе менеджмента, а также рассмотрение современных методов совершенствования мотивации и применение их на практике.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- исследование теоретического материала по проблемам мотивации;
Введение…………………………………………………………………...……...3
1 РОЛЬ И МЕСТО МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ…………………………...……5
1.1 Сущность системы менеджмента в современных условиях….……..…….5
1.2 Особенности менеджмента в сфере производства хлебобулочных изделий……………………………..…………………………………...…..……13
1.3 Теоретические основы мотивации труда на предприятии…………..…....18
2 КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОТИВАЦИИ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА ОАО «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»…………………………………………………………...30
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Орловский хлебокомбинат»………..………………………………………………………...30
2.2 Анализ системы управления ОАО «Орловский хлебокомбинат»…….…34
2.3 Оценка мотивационной деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат»……………………………………………………………….…42
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДА ПЕРСНОНАЛА НА ОАО «ОРЛОВСКИЙ ХЛЕБОКОМБИНАТ»………………………..…………47
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации труда персонала…………………………………………………………………………47
3.2 Внедрение IT-технологий в систему мотивации персонала……………...54
3.3 Формирование эффективной мотивационной модели персонала ОАО «Орловский хлебокомбинат»…………………………………………………...61
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованных источников………………………………………..….66
Приложение А – Организационная структура ОАО «Орловский хлебокомбинат»………………………………………………….............………68
Приложение Б – Дерево целей ОАО «Орловский хлебокомбинат»……..….. 69
;
где, ВПф – фактический выпуск продукции за период;
ВПпл – плановый выпуск продукции на период.
;
где, Зау – общая сумма затрат на управление за период;
Зпр – общая сумма затрат на реализацию продукции за период.
;
где, Чвыб – численность работников, выбывших за текущий период по причинам текучести (по собственному желанию, за прогулы, за нарушение техники безопасности, самовольный уход и т.п. причинам, не вызванным производственной или общегосударственной потребностью);
Чср — среднесписочная численность работников данного предприятия в текущем периоде;
Изобразим динамику показателей, полученных за период 2008-2009 гг. в таблице 3.
Таблица 3 – Динамика показателей эффективность аппарата управления ОАО «Орловский хлебокомбинат»
Наименование показателя |
2008 г. |
2009 г. |
2009 г. в % к 2008 г. |
Коэффициент ритмичности производства |
0,81 |
0,77 |
95,1 |
Коэффициент экономичности аппарата управления |
1,14 |
1,2 |
105,3 |
Коэффициент текучести кадров |
0,079 |
0,083 |
105,1 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что за 2008-2009 гг. эффективность аппарата управления ОАО «Орловский хлебокомбинат» снизилась. Уменьшилась ритмичность производства на 4,9%, сократился уровень экономичности аппарата управления на 5,3%, текучесть кадров возросла на 5,1%.
Однако внимание следует уделить не только экономической эффективности работы управленческих работников, но социально - психологическим показателям эффективности. К таким показателям можно отнести:
- удовлетворенность коллектива
трудом. В ОАО «Орловский
- авторитет руководителя
в коллективе. Следует отметить,
что руководители пользуются
высоким авторитетом в
- самооценка коллектива,
которая касается целого ряда
его важных характеристик и
представляет собой итог
В качестве основной стратегии
развития предприятия использует наступательную
стратегию, а именно горизонтальную
интеграцию, предполагающую создание
стратегических альянсов, в связи
с тем, что на районном рынке наряду
с анализируемым предприятием осуществляют
деятельность по производству хлебобулочной
продукции множество других предприятий,
но более мелких по масштабам и
с меньшей рентабельностью
Стратегия развития предприятия характеризуется системой целевых показателей, свидетельствующих о конечных результатах ее деятельности в области:
В ОАО «Орловский хлебокомбинат» хорошо развита система информации. Руководство во время доставляет новую информацию до подчиненных, используя планерки, совещания, собрания. В ОАО «Орловский хлебокомбинат» проведены линии телефонной связи и интернет. При этом важно заметить, что в организации существует конфликтная атмосфера между подчиненными. Сотрудники между собой плохо ладят. Таким образом, это является барьером для передачи информации.
Иерархическая организационная
культура: очень формализованное
и структурированное место
Оценка организации процесса управления:
- стратегическое, тактическое
и оперативное планирование –
решения принимаются в
- организация работы проводится высшим руководством, а работники являются исполнителями;
- исполнение (степень свободы
и инициатива исполнителей, степень
ответственности) – при
- контроль за реализацией – контроль по достижению целей и выполнению задач отвечает генеральный директор. Каждому сотруднику соответствует своя оценка в зависимости от поставленных задач. Работу можно оценить по результату, по времени, по качеству и другим показателям. Периодически проходят совещания, на которых сотрудники отчитываются о проделанной работе, представляют информацию по различным исследованиям и т.п.;
- оценка результатов работы - к любой работе предъявляются следующие требования: качество, своевременность, результативность, доступность результатов работы другим. Большое значение имеет качество работы, а также сроки ее выполнения.
Таким образом, организационный процесс, осуществляемый на предприятии, охватывает все направления его деятельности, которые связаны между собой и представляют комплекс работ, необходимых для выполнения поставленный перед руководством целей.
2.3 Оценка мотивационной деятельности ОАО «Орловский хлебокомбинат»
На ОАО «Орловский хлебокомбинат»
применяются самые
Рассмотрим некоторые методы мотивационного воздействия, применяемые на ОАО, подробнее.
Материальные методы мотивации и стимулирования
В отделе продаж и частично
на производстве используется система
индивидуального
Одним из наиболее эффективных факторов материального стимулирования на предприятии рассматривается отпуск, как обязательный оплачиваемый ежегодный отпуск, положенный по закону, отпуск по беременности и родам, на медицинские нужды, так и дополнительный или дополнительные выходные дни. Что касается дополнительного отпуска, то принимается решение насколько отсутствие сотрудника может повредить производственному процессу. Здесь решается все индивидуально. В рамках корпоративной политики сотрудник может использовать до двух дней помимо выходных дней в месяц.
Среди других материальных льгот, которые предоставляются сотрудникам – это подписка на периодические издания, однако ее обеспечивают не всем сотрудникам, а только тем, кому это необходимо для работы.
В систему премирования ОАО входят следующие виды премий, поощрений и вознаграждений:
Таким образом, в ОАО «Орловский хлебокомбинат» используется целый набор материальных методов мотивации персонала, однако, не все из них мотивируют сотрудников в полной мере. Возросла текучесть кадров. Таким образом, результаты от использования определенных методов не оправдывают затраты, которые несет при этом организация.
Моральное стимулирование работников
Деньги, безусловно, являются мощным стимулом к труду. Однако следует иметь в виду, что люди сильно различаются по своему отношению к деньгам, по своей восприимчивости к этому виду стимулов. Кроме того, самой большой проблемой в отношении денежных поощрении является то, что денежная мотивация по своей природе является ненасыщаемой, и человек быстро привыкает к новому, более высокому уровню оплаты. Тот уровень оплаты, который еще вчера мотивирован его на высокую рабочую отдачу, очень скоро становится привычным и теряет свою побудительную силу.
В распоряжении руководства есть достаточно
широкий спектр средств нематериального
стимулирования. Практика морального
стимулирования не нова для нашей
страны. В условиях социалистической
экономики она имела достаточно
широкое распространение. Доски
почета, аллеи трудовой славы, переходящие
вымпелы победителям
Сейчас многие организации в том числе и ОАО «Орловский хлебокомбинат» вернулись к хорошо знакомым, но подзабытым методам морального стимулирования, понимая, что, с одной стороны, не все измеряется деньгами, а с другой - не имея достаточных финансовых возможностей для поддержания высокого уровня трудовой мотивации персонала лишь на основе денежных стимулов. Средства же морального стимулирования обходятся организации в небольшие суммы, оказывая при этом большое влияние на работу персонала.
Меры дисциплинарного воздействия
Воздействие на мотивацию труда
обычно увязывается с формированием
желательного поведения работников
и с достижением необходимого
уровня производительности. Однако руководители
часто сталкиваются с необходимостью
избавления от нежелательного поведения
и низкого (неприемлемого) уровня производительности.
В рассматриваемой организации
так же используются наказания и
дисциплинарные меры, чтобы снизить
нежелательное поведение и