Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:04, дипломная работа
Цель исследования: на основе изучения теоретических аспектов системы мотивации на предприятии и анализа деятельности общеобразовательного учреждения «Эликманарской СОШ», разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы мотивации и стимулирования труда персонала в организации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи: - рассмотреть понятие и сущность мотивации и стимулирования труда в организации; - рассмотреть существующие теории мотивации в менеджменте; - рассмотреть методы стимулирования; - дать общую характеристику рассматриваемого предприятия;
Введение……………………………………………………………………... 3
1 Теоретические основы управления мотивацией и стимулированием труда персонала в организации………………………………………..……
5
1.1 Понятие и сущность мотивации и стимулирования труда персонала в организации………………………………………………………………...
5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации……………… 12
1.3 Методы стимулирования персонала……………………………..…… 24
2 Анализ управления мотивацией и стимулированием труда персонала в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………
31
2.1 Общая характеристика МОУ «Эликманарская СОШ»……………… 31
2.2 Система мотивации в МОУ «Эликманарской СОШ»………………... 42
3 Разработка мероприятия по совершенствованию системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ»……………………………………………..
58
Заключение………………………………………………………………..... 71
Список использованных источников и литературы……………………… 74
Приложение 1 (обязательное) Критерии для выплат стимулирующей части фонда оплаты труда …………………….…………………………….
78
Приложение 2 (обязательное) Анкета ……………...……………………. 90
Приложение 3 (обязательное) Средняя заработная плата в МОУ «Эликманарская СОШ» за 3 года .………………….………………………
93
В связи с большой потребностью российского образования в инновациях для развития новых форм и методов обучения, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников. Входе проведённого анкетирования выяснилось, что в мотивационном комплексе МОУ «Эликманарская СОШ» явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Еще одним недостатком является
то, что материальные стимулирующие
выплаты ориентированы и не должны
превышать определенную фиксированную
стимулирующую часть фонда
Социально-материальное стимулирование включает только материальную помощь, поэтому следует расширить данный вид стимулирования.
Средний возраст работников данной организации равен 35 лет и выше, то есть, нет молодых специалистов, что так же является отрицательным моментом. В связи с изложенными недостатками системы мотивации в МОУ «Эликманарская СОШ» в третьей главе предложены рекомендации по совершенствованию данной системы, для достижения более эффективной деятельности организации
3 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
МОТИВАЦИИ В МОУ «
Эффективность каждой трудовой деятельности, в том числе и педагогической, в немаловажной степени определяется мотивацией работников. В то же время, мотивационная деятельность - это сложная структура, а используемые механизмы материального стимулирования и морального мотивации в любой организации должны соответствовать двум критериям.
Во-первых, материальные и моральные стимулы должны способствовать росту качества педагогического труда, его социальной эффективности и более полному выполнению их основных и дополнительных обязанностей.
Во-вторых, удовлетворять личностные потребности педагогических работников, как материальные, так и более высокого уровня - в общении, признании, социальной значимости своей работы, причастности к профессиональному коллективу, самореализации (достижении), профессиональном развитии и карьерном росте.
В результате проведенного анализа системы мотивации работников МОУ «Эликманарская СОШ» было выявлено ряд недостатков.
Первый недостаток заключается том, что при мотивации педагогического персонала школы в основном используются только инструменты материального стимулирования и в меньшей мере моральное стимулирование. Использование механизмов морального стимулирования для мотивации персонала Эликманарской школы особенно важно, так как в структуре удовлетворенности трудом этой категории работников потребности высшего порядка преобладают над потребностью в материальном благосостоянии.
Второй недостаток был выявлен в результате анкетирования. Он говорит о том, что в мотивационном комплексе МОУ «Эликманарская СОШ» явно недостаточно внимания уделяется стимулированию творчества педагогических работников школы, стремления к освоению и внедрению в учебный процесс образовательных инноваций.
Третий недостаток заключается в том, что социально-материальное стимулирование включает только материальную помощь, поэтому следует расширить данный вид стимулирования.
Четвертый недостаток - средний возраст работников данной организации равен 35 лет и выше, то есть, нет молодых специалистов, что так же является отрицательным моментом.
В связи с большой потребностью российского образования в инновациях для развития новых форм и методов обучения, необходимо достаточно эффективное стимулирование инновационной активности педагогических работников.
Исходя из вышеизложенного, необходимо провести ряд мероприятия по совершенствованию системы морального стимулирования в МОУ «Эликманарской СОШ». Данные мероприятия разделены по блокам: моральное стимулирование, материальное стимулирование для учителей, привлечение молодых специалистов, материальное стимулирование для обслуживающего персонала.
Для начала необходимо расширить моральное стимулирование на предприятии. Данное стимулирование будет включать в себя активное использование публичной похвалы и признания успехов учителей в их деятельности, то есть необходимо организовать ежеквартальные (полугодовые, годовым) общие открытые собрания коллектива школы с анализом показателей отчетного периода и публичным признанием достижением отдельных преподавателей.
Так же можно ввести внутришкольные награды для преподавателей, такие как «лучший педагог», «за творческие заслуги», «лучшему классному руководителю», «признание со стороны учеников» и другие с ежегодным (полугодовым, годовым) вручением почетных грамот и переходящих кубков.
Необходимо внедрить в практику издание ежемесячной стенгазеты, издаваемой редколлегией учеников с помещением в ней репортажей о жизни школы, о проблемах и перспективах образовательного процесса, нововведениях, поздравления с праздниками учителей и классных руководителей, а также репортажи о конкретных учителях и их достижениях.
Так же можно активизировать проведение корпоративных мероприятий творческого характера (спортивных и туристических мероприятий, интеллектуальных игр).
Внедрение данных рекомендаций по развитию системы мотивации работников МОУ «Эликманарская СОШ» позволит повысить мотивацию педагогических работников к качественному выполнению своих основных и дополнительных обязанностей, повысить удовлетворенность трудом работников (главным образом за счет повышения степени удовлетворения вторичных потребностей), способствует интеллектуальному развитию и социальной значимости персонала в своей работе, причастности к профессиональному коллективу, самореализации, профессиональном развитии. В ходе анкетирования были выявлена степень удовлетворенности персонала в высших потребностях, таких как общение, самореализация, профессиональное развитие, причастность, социальная значимость (рисунок 9).
Рисунок 9 – Степень удовлетворенности персонала в потребностях высшей категории
Как видно из рисунка 9 уровень удовлетворения потребностей высшего порядка в настоящее время низок, поэтому необходимо внедрить предложенные мероприятия.
Итак, предложенные рекомендации по совершенствованию морального стимулирования для педагогических работников Эликманарской школы характеризуются высокой социальной эффективностью, что положительно отразится на их профессиональной деятельности.
Для улучшения системы мотивации педагогических работников необходимо активизация инновационных процессов в данном учебном заведении. Каждый преподаватель должен быть заинтересован и мотивирован для применения современных и перспективных новаций в сфере образования. Для этих целей рекомендуется использовать директорский фонд, который в настоящее время распределяется произвольно.
Одним из главных направлений в образовательных инновациях является внедрение в образовательный процесс элементов информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Учителям, применяющим информационно-
При увеличении количества учителей, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, надбавка каждому учителю будет снижаться, так как фонд останется неизменным. Сначала (пока ИКТ-педагогов мало) эта система будет эффективной, а по мере увеличения количества педагогов, активно применяющих информационно-компьютерные технологии, мотивирующее влияние надбавок будет снижаться.
Поэтому для справедливого распределения надбавок более рационально ввести ИКТ-рейтинг для учителей. Рейтинг должен пересчитываться раз в неделю (месяц) и выставляться на официальном сайте школы. Данный рейтинг будет служить основой для критерия в бальной системе мотивации преподавателей, который будет исчисляться исходя из количественных и качественных показателей. Существующую систему мотивации добавить критерий «применение информационно-компьютерных технологий» максимальный балл, которого будет составлять 50 баллов. Максимальный баллы показателей расставлены по степени важности, то есть показатель равный 10 баллам имеет самое большое значение. Данный критерий расписан в таблицы 14.
Таблица 14 – Критерий «применение информационно-компьютерных технологий» для расчета выплат стимулирующей части фонда оплаты труда педагогическим работникам школы
Критерии |
Расчет показателя |
Баллы |
Применение информационно-компьютерных технологий |
Количество подготовленных и проведенных
уроков с применением информационно- |
5 |
Многообразие используемых технологий |
10 | |
Количество материалов, выставленных на официальный сайт МОУ «Эликманарской СОШ» в методическую копилку, электронное портфолио учителя и его учащихся. |
5 | |
Участие в ИКТ-конкурсах как самого учителя, так и его воспитанников. |
5 | |
За занятие призового места в ИКТ-конкурсах учителем или учеником. |
10 | |
Повышение квалификации преподавателей
в области информационно- |
3 | |
Привлечение родителей обучающихся к информационно-компьютерным технологиям (например, классный руководитель осуществляет связь с родителями через интерактивный сайт или предметник проводит ИКТ-конференции, форумы, конкурсы, через интернет оповещает об успеваемости ученика). |
2 | |
Количество сертификатов, грамоты по информационно-компьютерным технологиям. |
5 | |
Общественные работы: проведение открытых Интернет-конференций, электронные газеты и журналы. |
5 |
Данные надбавки будут включаться в бальную систему, к выплатам стимулирующей части фонда оплаты труда и будет назначаться исходя из среднего рейтинга за прошлый учебный год. Следовательно, присваивать отдельные ИКТ-звания не очень эффективно. Место в рейтинге - это уже и есть звание. И только тем учителям, которые долго находятся на вершине рейтинга, можно присваивать определенные почетные звания.
Поскольку учитель смотивирован на использование информационно-компьютерных технологий, он легко смотивирует своих воспитанников, так как работа с компьютерной техникой для детей является сама по себе мотивацией.
Преподаватель, смотивированный на применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ-рейтинг, аттестация, повышение квалификации, надбавки к заработной плате и др.), будет стремится к мотивации учащихся применять информационно-компьютерных технологий в процессе образования:
Стимулировать преподавателей можно не только повышением заработной платы, но и при улучшение условий на рабочих местах: то есть новая техника, приобретенная школой, распределяется среди учителей согласно ИКТ-рейтинга.
В школе так же возможно создать систему выездных семинаров с использованием информационно-компьютерных технологий. Семинары сами по себе являются средством мотивации, так как организованы так, что участие в них является приятным и престижным. С другой стороны, данные семинары поднимают ИКТ-уровень учителя.
Чем выше уровень учителя (по ИКТ-рейтингу), тем выше уровень семинара, на который он может попасть. Например, семинары начального уровня проводятся в школе, семинары второго уровня - с выездом в профилакторий (бесплатно для учителя) и т.д. По итогам каждого семинара выдаются сертификаты (внутришкольные), которые идут в зачет ИКТ-рейтинга учителя.
Таким образом, предложенные рекомендации позволят значительно активизировать и эффективно развивать инновационный потенциал каждого конкретного учителя и школы в среднем и как следствие - обеспечивать более качественное обучение и развитие школьников.
Однако при реализации вышеизложенных рекомендаций, данное предприятие может столкнуться с проблемой: педагогический состав школ и дошкольных учреждений стремительно «стареет», так как входе анализа выяснилось, что средний возраст работников в Эликманарской школе равен 35 лет и выше. Поэтому необходимо привлечение молодых специалистов. В государственную программу «Поддержка молодых специалистов» в данной организации никто не включен. Однако их необходимо привлекать не только высокой заработной платой, включать оплату транспортных услуг, оплата питания, предоставление детям молодых специалистов места в детском саду, а так же летний отдых в лагерях и другое. В целом необходимо повышать престиж профессии учитель.
В ходе анкетирования были определенны социально – материальные стимулы, которые хотели бы иметь персонал данной школы для повышения мотивации персонала: медицинское обслуживание, возможность летнего отдыха для детей, страхование от несчастных случаев, материальная помощь при необходимости и к отпуску.