Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Все это свидетельствует, что начальное профес­сиональное образование на правильном пути.

                  Второй: для полного раскрытия потенциала на­чального профессионального образования оно дол­жно энергично продвигаться по пути модернизации, иметь достаточное финансирование.

Следующий момент — доля производства в фи­нансировании начального профессионального обра­зования остается слишком низкой. Это служит крайне негативным сигналом для опережающей подготовки рабочих кадров.

Таким образом, нужны целенаправленные законодатель­ные меры — и инвестиции в начальное профессио­нальное образование придут. А тогда ускорятся тем­пы его модернизации, будет обновляться учебно-материальная база, повысится интерес к этому жиз­ненно важному сектору образования, которому предстоит играть ведущую роль в экономике обще­ства будущего.

                  Третий: модернизация и успешное социальное партнерство нуждаются в совершенствовании обра­зовательных программ начального профессиональ­ного образования. Пока же содержание этого уровня образования разрабатывается на базе устаревающих тарифно-квалификационных справочников, которые не отражают в полной мере уровня производства, до­стигнутого в отраслях экономики. К тому же известно, сколь различны требования, предъявляемые сегодня на предприятиях, к уровню подготовки и повышению квалификации. Давно уже возникла необходимость вооружать ведущие профессиональные группы зна­ниями, навыками и умениями, которые были бы еди­ными для всех и обеспечивали полноту и целост­ность.

Ныне процессы глобализации вторгаются в нашу жизнь и вносят изменения в то, как мы учимся, рабо­таем и даже думаем о работе. Они меняют характер трудовой деятельности, а также умения и навыки, необходимые практически в любой профессии. От­сюда экономике требуется высоко производительная и гибкая рабочая сила, способная адаптировать­ся к быстро меняющимся условиям трудовой дея­тельности.

                   Мы переживаем переходный период, связанный с регионализацией на­чального и среднего профессионального образования. Период очень тяже­лый, болезненный.

Триединая задача, которую выполняло начальное профессиональное обра­зование, — дать образование, рабочую квалификацию, обеспечить социаль­ную защищенность - сегодня в полном объеме невыполнима. В новых экономических условиях основной упор как в на­чальном, так и среднем профессиональном образовании должен быть сделан на подготовку востребованных кадров. Подготовка по так называемым конъюнктурным специальностям (бухучет, экономика, юриспруденция) может и должна осуществляться на платной основе, как один из способов получения внебюджетных средств учреждениями образования.

Столь масштабная передача федеральных учреждений в ведение респуб­лики — хорошая «лакмусовая бумажка» для выявления организационных способностей руководителя, коллектива в целом. В условиях жесткого бюд­жетного дефицита республика взяла на себя большую часть расходов по со­держанию сети начального и среднего профессионального образования. По­добных аналогов в России мало.

                  Задача директоров — проявить инициативность, экономическую мобиль­ность, самостоятельность. Сегодня требуются постоянное подтверждение со­ответствия образовательным запросам социума, выработка адаптационных механизмов и усиление маркетингового обеспечения собственной деятель­ности. Время ожиданий помощи из бюджета прошло. Большинство учрежде­ний доказали свою жизнеспособность во время защиты программ функцио­нирования училищ и лицеев в условиях переходного периода, согласовали свои действия с главами администраций районов и городов. На основе изучения рынка труда, требований заказчиков кадров предстоит ввести новые перспективные нап­равления подготовки, отказаться, как уже говорилось, от подготовки невост­ребованных специалистов, расширить пространство социального партнер­ства, долгосрочной целевой контрактной подготовки, сформировать систему единого регионального заказа на подготовку специалистов.

С 1 января 2004 г., когда в ведение Министерства образования Республики Башкортостан перешли 107 федеральных учреждений с численностью обучающихся, превышающей 54 тыс. человек, работающих-13 тыс. человек. Причем из федерального бюджета на их содержание было выделено немногим более 20 % от потребности. И только благодаря руководству нашей республики, изыскавшему возможность поддержать профессиональные лицеи и училища за счет средств республиканского бюджета, систе­ма начального профессионального образования выжила с минимальными по­терями.

          К концу 2004/2005 учебного года количество учреждений сократилось на 3 (Стерлитамак, Баймак, Зилаирский район), филиалов — на 2 (Уфимский, Туймазинский районы). Оптимизирована профильная структура подготовки, бо­лее чем на восемь тысяч человек сокращен план приема (на базе 11 классов — на 1,8 тыс., на базе 9 классов — на 6,4 тыс. человек!. План приема, составляю­щий шестнадцать тысяч человек, выполнен полностью. В итоге сегодня в наших учреждениях обучают­ся около пятидесяти тысяч человек.[1]

          Характерные как для страны в целом, так и для нашей республики демогра­фические процессы в наибольшей степени затронули пока общеобразователь­ную школу. В начальном и среднем профессиональном образовании сокраще­ние общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 году число обучающихся в профессиональных лицеях и училищах должно сократиться на тридцать шесть, в техникумах и колледжах — на двадцать шесть процентов. Старение населения и неблагоприятные демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним десяти - двадцатипятилетним повышенные требования: молодежь станет основ­ным трудовым ресурсом страны, ее трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения де­тей, инвалидов и пожилых поколений.

                   Развитие образовательных услуг в сфере начального профессионального образования затруднено сегодня отсутствием средне и долгосрочных социаль­но-экономических прогнозов подготовки специалистов с учетом одновремен­но как региональных, так и отраслевых потребностей. С другой стороны, име­ет место противоречие, касающееся расхождения образовательных потреб­ностей выпускников школ и потребностей рынка труда. Работодатели предъ­являют все больше требований к претендентам на вакансии: теперь никому не нужен просто продавец, необходимы знания по маркетингу, менеджменту, ос­новам бухгалтерского учета и многое другое.

                   На рынке труда республики  по-прежнему сохраняется профессиональный, квалификационный и территориальный дисбаланс между спросом и предло­жением рабочей силы. Так, в первом полугодии 2006 г., среди ищущих работу почти тридцать три процента составили граждане, ранее работавшие по рабочим профессиям (в прошлом году — тридцать два процента). Как показывает ана­лиз, спрос (вакансии) превышал предложение (граждане, ищущие работу) по таким рабочим профессиям как бетонщик, газорезчик, каменщик, кровель­щик, машинист экскаватора, механизатор широкого профиля, облицовщик-плиточник, отделочник, официант, плотник, продавец продовольственных то­варов, сварщик, слесарь-сантехник, столяр, токарь, фрезеровщик, штукатур-маляр, электрик. Спрос меньше предложения по следующим рабочим профес­сиям: аппаратчик, лаборант химического анализа, оператор котельной, опера­тор ЭВМ, дояр, слесарь.

                    За 2003 г. профессиональными училищами и лицеями республики подготовлено для предприятий и организаций всех форм собственности рес­публики почти двадцать четыре тысячи квалифицированных рабочих. Из них дипломы получили двадцать с половиной тысяч, в том числе с отличием — бо­лее тысячи восьмисот, свидетельства получили более двух тысяч семисот чело­век.

                   Исходя из общего числа профтехучреждений, специалистов долж­но хватать. Но это теоретически. Первая проблема — недостаточная матери­альная база, вторая — училища и лицеи по старинке готовят выпускни­ков по очень узким специальностям. В Российском классификаторе их около 600, тогда как в Международном — порядка 80. Чем специфичнее профессия, тем труднее угадать спрос на нее. Например, ту же «вышивальщицу» было бы целесообразнее совместить с такими специальностями как «портной»,  «закройщик», «конструктор швейного производства». Получился бы крепкий, всегда востребованный универсал. Вывод очевиден — руководителям профессиональных лицеев и училищ в учебных планах следовало бы учитывать об­щую тенденцию к укрупнению профессий.

                   Другая общая задача — создать механизмы, чтобы крупнейшие предприя­тия были заинтересованы поддерживать и развивать материальную базу свя­занных с ними профессиональных училищ и лицеев. Республика сохранила практику шефства. И городские, и сельские учреждения закреплены за базовыми предприятиями. Здесь помогут только долговременные, честные связи между руководством училищ и лицеев и предприятий. В социальный диалог следует активнее под­ключать профсоюзы и службы занятости, которые аккумулируют заявки соци­альных партнеров.

Какого специалиста должны выпускать сегодня учреждения начального профессионального образования? Встает вопрос о качестве обучения и воспитания.

                  Возможно, это формирование новой модели выпускника — гибкого, адап­тивного, любознательного, профессионально грамотного, способного успешно реализовать себя как в профессиональной сфере, так и в других: семейной, досуговой, политической.

                     Сегодня мы говорим о модернизации образования, которая должна носить выверенный, точный характер, быть адекватной нашему сегодняшнему соци­ально-экономическому, психологическому, демографическому состоянию. Поэтому нам  предстоит продолжить начатую в 2005 году поэтапную опти­мизацию сети и объемов подготовки, включая:

объединение однопрофильных учреждений по территориальному призна­ку:

- объединение разнопрофильных учреждений с последующей оптимизацией структуры подготовки;

- сокращение сети нерентабельных филиалов учреждений начального про­фессионального образования;

- присоединение отдельных учреждений начального профессионального об­разования к учреждениям среднего профессионального образования по отрас­левому и территориальному признакам.

      Правительству представлен проект Плана мероприятий по оптими­зации сети учреждений начального и среднего профессионального образова­ния Республики Башкортостан на 2005-2008 годы. Предполагается оптимиза­ция сети учреждений начального и среднего профессионального образования в городах Уфе, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Белебее, Туймазы, Ишимбае, Кумертау, Стерлитамаке, Альшеевском районе, а также дальнейшее сок­ращение плана приема. Сокращение сети учреждений начального професси­онального образования составило 14 единиц, кроме того, ликвидируются 2 фи­лиала в городах Межгорье и Белебее. Планируется объединить однопрофиль­ные профессиональные училища и лицеи в Уфе, Салавате, Альшеевском райо­не; присоединить учреждения начального профессионального образования к учреждениям среднего профессионального образования в городах Белорецке, Кумертау, Ишимбае, Туймазах, Уфе; укрупнить учреждения начального про­фессионального образования в городах Ишимбае, Октябрьском.

     По сравнению с 2005 в 2006 го­ду сократили контрольные цифры приема в учреждения начального профессионального образования на 3,0 тыс. учащихся (18,8%), среднего профессионального обра­зования — на 0,8 тыс. учащихся (18,2%).

      Общее высвобождение бюджетных средств в 2006 финансовом году в ре­зультате проведенных на втором этапе мероприятий составит 133,6 млн. руб­лей, в том числе по учреждениям начального профессионального образования — 124,0 млн. рублей, которые будут направлены на пополнение недостающего бюджета 2006 года на содержание учреждений начального профессионально­го образования. Это позволит в 2006 году обеспечить исполнение бюджета на 78,4% вместо 75,3% в 2005 году.

Главное, чтобы на основе регионализации начального профессионального образования обеспечить более полное соответствие системы и практики под­готовки рабочих кадров особенностям и требованиям республики, по возмож­ности сохранить сеть, контингент учащихся, кадры преподавателей и масте­ров, материальную базу наших учреждений.

       Поэтому, определяя приоритеты в этой области на предстоящий учебный год, нельзя не учитывать серьезные изменения, связанные с переходом профессиональных училищ и лицеев в ведение республики. Этот вопрос волнует сегодня не только тех. кто непосред­ственно занят подготовкой квалифицированных рабочих кадров, но и.  руководство республики.

Проблема в том, что механизм передачи учреждений профессионального образова­ния, в том числе и начального, еще не выработан. К моменту передачи так и остался не­решенным целый комплекс проблем:

          - недостаточное финансовое обеспечение, которое не превышает 40% от потребности

          - низкие возможности социальной защиты обучающихся (у 80% обучающихся родители имеют заработную плату ниже прожиточного минимума, 50% — из неполных семей);

          - слабая материальная база производственного обучения (коэффициент обновления используемого оборудования не превышает 1,2—1,3% .в год);   отсутствие заинтересованности базовых предприятий в подготовке рабочих кадров большинство из  них прекратили помощь в переоснащении учебно-материальной базы и отказались от производственной практики);

          -низкий уровень  заработной платы педагогических работников и мастеров производственного обучения (обеспеченность ими составляет 70%, оплата труда отстает от других отраслей социальной сферы и не достигает двух тысяч рублей в месяц). С таким «наследством» и блоком нерешенных проблем республике предстоит принять сеть профессиональных училищ и лицеев. Пока точно известно лишь то, что на федеральном уровне сохранятся только те образовательные учреждения, которые готовят специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств, а также базовые учреждения.

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала