Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа
Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.
В итоге из 123 учреждений, действующих на территории республики, шесть остались в федеральном подчинении (ПЛ № 24 г. Сибая, ПЛ № 42 г.Мелеуза, ПУ № 54 г. Стерлитамака, ПУ № 105 Баймакского района, ПЛ № 146 г.Агидели), специальное профессиональное училище для несовершеннолетних девочек с девиантным поведением. Сохраняют свой статус учреждения, относящиеся к Главному управлению исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан. Таким образом, остальные 107 училищ и лицеев стали республиканскими.
Сейчас стоит сложная задача сделать так, чтобы процесс передачи придал существенный пульс развитию системы образования в целом. Новым, но уже проверенным направлением совершенствования начального профессионального образования является не профессиональных училищ и лицеев в университетские комплексы, интеграция с родственными по профилю высшими и средними специальными учебными заведениями. Здесь важно добиться, чтобы учреждения начального профессионального образования не растворились в конгломерате разнопрофильных учебных заведений, сохранили самостоятельность, стали не только полноценным звеном многоуровневой подготовке кадров, но и усилили свою социальную направленность.
Таким образом, система начального профессионального образования переживает серьезный период адаптации к изменившимся рыночным условиям и подверглась радикальным преобразованиям. Проводится оптимизация и реструктуризация образовательных учреждений. На первом этапе произошло сокращение профессиональных училищ, на втором этапе – сплочение руководства органов управления образованием, на третьем этапе произошел разрыв с базовыми предприятиями. В ведение республики переходит большая часть училищ и лицеев, что привело к уменьшению финансирования до 40%. Большинство училищ оказалось в безвыходном положении. Возникновение этих бесчисленных проблем почувствовали прежде всего предприятия и организации, которые начали испытывать дефицит хорошо подготовленных рабочих кадров. Но будущее начального профессионального образования представляется весьма перспективным. Задача директоров – проявить инициативность, экономическую мобильность, самостоятельность.
1.2. Человеческий капитал.
2.2. Характеристика инженерно – педагогического персонала Профессионального Лицея №24.
С 1 января 2005 г. с федерального уровня в ведение Республики Башкортостан переданы 107 учреждений начального профессионального образования. Численность обучающихся в переданных учреждениях начального профессионального образования составила 54,1 тыс. человек, численность работающих - 13,2 тыс. человек.
По состоянию на 1января 2007 г. осуществляют подготовку рабочих кадров по образовательным программам начального профессионального образования 104 учреждения с финансированием из республиканского бюджета, 5 учреждений - из федерального бюджета, 1 специальное профессиональное училище (федеральное финансирование), 10 учреждений Минюста РФ.
В числе 109 дневных образовательных учреждений - 59 городских и 50 сельских профессиональных училищ и лицеев. 36 учебных заведений начального профессионального образования работают в инновационном режиме (профессиональные лицеи). Подготовка квалифицированных рабочих кадров для экономики региона ведётся по интегрированным профессиям. Контингент обучающихся в данных учреждениях на 1 января 2006 г. составил 49,3 тыс. человек (уменьшился по сравнению с 2004 г. на 14,2%). В числе организаций начального профессионального образования, оставшихся на федеральном финансировании Профессиональный Лицей № 24 г. Сибая.
Государственное образовательное учреждение – профессиональный лицей № 24 г.Сибай Республики Башкортостан является учреждением начального профессионального образования создано с целью подготовки работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно полезной деятельности согласно перечню профессий начального профессионального образования, постановлением Правительства Российской Федерации.
Учредителями Учреждения являются Министерство образования Российской Федерации и Министерство образования Республики Башкортостан.
Форма собственности Учреждения – федеральная.
Полное название Учреждения государственное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей № 24 г. Сибай Республики Башкортостан, сокращенное – ГОУНПО ПЛ № 24.
Юридический адрес Учреждения 453830, Республика Башкортостан, г.Сибай, проспект Горняков, д.4.
Профессиональный лицей № 24 был создан в 1954 году по призыву руководства треста «Башмедьстрой» как кузница рабочих кадров для строительства города. Тогда он назывался - строительная школа ФЗО №11, директором, которой был назначен Т.Д. Макулов. 15-летние девушки и юноши из близлежащих сельских районов стали первыми учащимися, а затем влились в ряды коллектива строи гелей треста « Башмедьстрой »
В 1957 году строительная школа была переименована в строительное училище № 11, а в 1963 году в ГПТУ № 34 по подготовке строителей смежных профессий. В 1973 году училище приобретает статус среднего городского профессионально-технического училища № 34. в 1984 году СПТУ № 34 переименовано в ГПТУ № 24, а в 1998 году в профессиональный лицей № 24.
Но, несмотря на то, что менялись названия учебного заведения, оно не изменяло свое главное назначение: подготовку специалистов рабочих профессий.
За полвека своего существования лицей выпустил более 25 тыс. высококвалифицированных специалистов: сварщиков и каменщиков, электриков и отделочников, плотников и сантехников и др., востребованных на рынке труда.
Сегодня Профессиональный лицей № 24 вырос в одно из крупнейших конкурентоспособных учебных заведений города и республики, который наряду со строительными профессиями готовит и других специалистов, востребованных на рынке труда города и близлежащих районов Башкирского Зауралья.
База лицея - типовая рассчитана на 1110 ученических мест, в том числе:
1. учебный корпус № 1-количество ученических мест- 720, количество учебных кабинетов и лабораторий- 24;
2. учебный корпус № 2- количество ученических мест 390; количество учебных кабинетов- 13;
3. мастерские-14; количество ученических мест-175;
4. общежитие на 360 мест, в котором проживают 250 человек;
5. столовая на 120 посадочных мест;
6. актовый зал на 135 посадочных мест;
7. спортивный зал- 890 кв. м
8. автодром-2910 кв. м.
Структура кадров Профессионального лицея направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями организации, распределения между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, находящие выражения в тех или иных принципах управления.
Во главе Профессионального лицея стоит директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности, действуя от имени учреждения, представляет его интересы. Также он распоряжается в пределах предоставленному ему права имуществом, заключает договора, в том числе по найму работников. Кроме того, он издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работниками. Директор несет в пределах своих полномочий ответственность за деятельность лицея, обеспечение сохранности материальных ценностей, денежных средств и другого имущества предприятия. Выдает доверенности, открывает в банках счета.
Характеристика кадрового состава Профессионального лицея №24 представлена в таблице 1.
(на конец отчетного 2006 года)
№ | Кадровый состав
| Коли чество | % |
1. | ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО РАБОТАЮЩИХ | 155 |
|
2. | В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ | 90 |
|
3. | ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ | 7 |
|
4. | СТАРШИЕ МАСТЕРА | 1 |
|
5. | ВОСПИТАТЕЛИ | 3 |
|
6. | ПСИХОЛОГИ | 2 |
|
7. | СОЦИОЛОГИ | 1 |
|
8. | МЕТОДИСТЫ | 1 |
|
9. | РУКОВОДИТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ | 1 |
|
10. | ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБЖ | 1 |
|
11. | ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПЕЦДИСЦИПЛИН | 9 |
|
12. | ПРЕПОДАВАТЕЛИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН | 19 |
|
13. | МАСТЕРА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ | 44 |
|
Источник: документы Профессионального лицея №24
Таким образом административных работников - %, рядовых работников - %.
Образовательный уровень инженерно – педагогического состава.
По образова По нию катего риям работников |
ВСЕГО |
ВЫСШЕЕ |
СР.-СПЕЦ. |
НАЧ.-ПРОФ. | СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ |
ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ | 7 | 6 |
| 1 |
|
СТ. МАСТЕРА | 1 | 1 |
|
|
|
ПРЕПОДАВАТЕЛИ (ВСЕГО) | 30 | 28 | 2 |
|
|
МАСТЕРА П/О (ВСЕГО) | 42 | 10 | 21 | 8 | 3 |
ВОСПИТАТЕЛИ | 3 | 1 | 2 |
|
|
ПСИХОЛОГИ | 1 | 1 |
|
|
|
СОЦИОЛОГИ | - |
|
|
|
|
МЕТОДИСТЫ | - |
|
|
|
|
Библиотекари | 1 | 1 |
|
|
|
ИТОГО: | 85 | 48 | 25 | 8 | 3 |
Источник: документы Профессионального лицея №24
По квалификац. По категориям катего риям работников |
ВСЕГО |
ВЫСШАЯ |
ПЕРВАЯ |
ВТОРАЯ |
НЕ ИМЕЮТ |
ДИРЕКТОР И ЗАМЕСТИТЕЛИ | 7 | 4 | 2 |
| 1 |
СТ. МАСТЕР | 1 |
|
|
| 1 |
ПРЕПОДАВАТЕЛИ | 30 | 6 | 12 | 7 | 5 |
МАСТЕРА | 42 |
| 5 | 16 | 21 |
ВОСПИТАТЕЛИ | 3 |
| 1 | 1 | 1 |
ПСИХОЛОГИ | 1 |
|
|
| 1 |
СОЦТОЛОГИ | - |
|
|
|
|
МЕТОДИСТЫ | - |
|
|
|
|
БИБЛИОТЕКАРИ | 1 |
|
|
| 1 |
ИТОГО: | 85 | 10 | 20 | 24 | 31 |