Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 22:12, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы: проанализировать состояние в системе начального профессионального образования на примере Профессионального Лицея № 24, являются учащиеся лицея конкурентноспособными на рынке труда.
Задачи исследования:
1) какую роль играет начальное профессиональное образование в системе профессионального образования;
2) являются ли учащиеся профессионального лицея востребованными на рынке труда;
3) создание и анализ «социального портрета» учащихся профессионального лицея №24.

Вложенные файлы: 1 файл

нов. дип..doc

— 521.00 Кб (Скачать файл)

Находясь в коллективе учебного заведения, учащиеся попадают в проти­воречивые ситуации между желанным всеобщим уважением к себе и неадек­ватным ему восприятию себя другими. Они имеют проблемы: во-первых, с учи­телями, во-вторых, с другими учащимися. Наличие противоречий в данной сре­де объективно связано с особенностями «переходного» возраста, с желанием самоутвердиться, что в частности отмечается в исследованиях конфликтов в учебном заведении. Авторы исследования конфликтов в школе (Табл.2), например, отмечают, что конфликты в данной среде - характерное явление. В учебном за­ведении происходит интенсивный процесс социализации личности, и в зависи­мости от того, сколь успешно осуществляется этот процесс, - в первую очередь освоение духовных, нравственных ценностей, - снижается (возрастает) частота конфликтов. Именно духовность - детерминирующее основание деятельности, поведения, поступков людей. При этом имеются в виду все субъекты образова­тельного учреждения.

С данными выводами совпадают и наши заключения.

—              68,5% учащихся имеют проблемы, связанные со своим поведением, 76,1% - с отношениями с одногруппниками, 84,8% — с учителями;

—              98,6% респондентов имеют друзей (подруг), причем 50,0% - из числа одногруппников;

—              по шкале жизненного кредо друзей позитивные смыслы «перевешивают»;

—              несмотря на общее благополучие, связанное с пребыванием в профессиональном учебном заведении, учащиеся нередко втягиваются в конфликтные отношения, и главным образом с учителями.

 

Результаты нашего исследования позволяют отметить, что 75,7% опрошенных считают себя достаточно взрослыми, чтобы принимать решения, касающиеся учебы, досуга, поведения. Ответы на вопрос: «Какая позиция Вам ближе?» показывают, что 15% ощущают себя взрослыми, то есть способными самостоятельно принимать решения, умеющими постоять за себя (к ним относятся в первую очередь те, кто имеет подработки –      37,7%); 54,3% считают себя девушкой (юношей); 24,3% - подро­стком; 0,4% - ребенком.

54,3% учащихся профтехшколы считают себя верующими, в том числе 21,7% посещают церковь; к неверующим себя относит каждый четвертый.

Более половины опрошенных положительно относятся к тому, что у них должен быть образец для подражания, идеал.

 

На вопрос: «Какие черты Вы бы включили в характеристику вашего идеала?» ответы распределились следующим образом (в %):

 

69,9 68,8 68,8 67,0 64,9 60,5 60,1 . 56,9 56,9 56,9

■■'■    45,3

■•     43,5 l

-'■■■■"■  42,8

38,8

■'   31,5

' '    30,1

29,3

27,9

27,2

26,4

' ■■■    19,6

■■"'■'■   18,8

' !"   16,7

11,2

I.                      Доброта

II.              Честность

III.                  Умение постоять за себя

IV.                Смелость

V.              Храбрость

VI.              Физическая сила

VII.              Самостоятельность

VIII.              Стремление быть справедливым

IX.              Уважение к старшим

X.              Трудолюбие

XI.              Гуманность, человечность

XII.              Дисциплина
XIII. Интерес к учебе

XIV.              Увлечение новым

XV.              Коллективизм

XVI.              Общественная активность

XVII.              Патриотизм

XVIII.Способность к творчеству

XIX.              Гражданственность

XX.              Принципиальность

XXI.              Критичность мышления

XXII.              Готовность поступить по рекомендации учителя

XXIII.  Изворотливость

XXIV. Наглость

Почти абсолютными характеристиками идеала для подражания являются традиционные, присущие русской культуре качества: доброта, честность, смелость, умение постоять за себя. С большим «отрывом» от них рассматриваются: дисциплина, интерес к учебе, увлечение новым, способность к творчеству. Критичность мышления. А такие качества, как общественная активность, пат­риотизм, гражданственность и принципиальность, интересуют меньшую часть респондентов: от 30,0% до 26,4%. Если принимать во внимание, что качество идеала предполагает желание развить их у себя, то есть основание думать, что из данной категории опрашиваемых выйдут в основной массе добрые и честные люди, уважающие труд и старших. Но что это даст отечеству и обществу, пока не ясно.

Поведение любого человека оценивается относительно общей культуры и той, к которой он принадлежит. В условиях переоценки нормативных культур­ных ориентиров, которые переживает современное общество, поведение моло­дежи обусловлено гораздо большим разнообразием факторов, чем в идеологи­чески тоталитарном государстве. И сегодня на индивидуальном уровне оно представляет собой «пестроту» моделей как условных образцов взаимодейст­вия и ориентиров. В нашем анализе мы опираемся, в частности, на положение о том, что важным показателем в поведении молодых людей является их отно­шение к старшим и таким как они сами. Выполняя трансляционную функцию (связь между поколениями своих отцов и своих детей) в обществе, именно мо­лодежь закрепляет, изменяет и формирует характер этих отношений.

Восприятие своих родителей учащимися также стало предметом нашего внимания. Опрос показал, что более половины опрошенных (56,5%) включили бы в свой идеал для подражания уважение к старшим. Это один из приоритет­ных показателей в ряду предпочтений. Образцом для поведения у большинства учащихся являются родители и их родственники - 63,8%, только 33,0% на этот вопрос ответили отрицательно. Среди тех, кто ответил положительно, объектом для подражания выступили: отец - для 23,6% и мать - для 18,1%, дедушка и бабушка - 4,7%, 14,9% - брат или сестра. Гораздо более скромное место среди образцов для подражания занимают учителя - немногим более 10%.

              Значит, отношение к старшим формируется, главным образом, семьей, близкими. Возможно, именно семья дает установки и на выбор форм и образ­цов поведения учащихся, отношения к поведению других.

Отношение к поведению сверстников отражает косвенным образом те ха­рактеристики, которые присущи самим респондентам, а также позицию в от­ношении тех или иных форм поведения людей в обществе. Данные таких от­ношений и позиций получены в результате ответов на вопрос «Как Вы относи­тесь к Вашему одногруппнику, если он...». Данные ответов представлены в таблице, приведенной ниже в таблице 2.

              Таблица 2             Отношение к действиям и поведению одногруппников (в %)

Варианты характеристик и действий

Отношусь по­ложительно

Отношусь

отрицательно

Мне

безразлично это его дело

Отличается низкой успевае­мостью

14,9

20,3

43,1

Нарушает       общественную дисциплину

8,0

40,3

31,5

Употребляет спиртные напитки

12,7

26,1

38,0

Употребляет наркотики

2,5

56,5

17,8

Сквернословит

5,8

34,4

33,0

Бьет слабого

4,0

61,2

3 0,9

Курит

17,4

14,9

48,3

 

Нарушение дисциплины — явление для учащихся профтехшколы, как видно, неодобряемое: 40,3% отрицательно относятся к тем, кто нарушает дис­циплину. Еще большую отрицательную реакцию получают те, кто бьет слабого - 61,2% и употребляют наркотики - 56,5%. Меньше всего беспокоят и даже на­ходят одобрение те одногруппники, которые имеют низкую успеваемость -

14,9%, курят - 17,4%. Для 43,1% и 48,3%, соответственно, эти явления безраз­личны. В какой-то мере такое отношение находит отражение в собственном по­ведении: 58,7% употребляют спиртные напитки, 11,6% - приходилось прини­мать наркотики.

Поведение учащихся по-разному воспринимается в группе таких, как они, и это восприятие оценивается респондентами неоднозначно, что представлено в таблице 3.

         Таблица 3                 Отношение к нарушениям дисциплины

Если Вы нарушаете дисципли­ну, как к этому относятся од-ногруппники?

%

Какова Ваша ответная реак­ция на отношение одногрупп-ников к Вашему поведению?

%

Положительно

5,8

Мне важна положительная оценка

26,5

Отрицательно

31,5

Меня беспокоит отрицательное отношение

52,5

Безразлично

27,5

Мне безразлично

18,8

Не знаю

34,5

 

 

Как видно, опрошенных очень затрагивает то, как их поведение воспри­нимается окружающими. Они стремятся к одобрению, но его получает лишь 5,8%, если они нарушают дисциплину. В этой ситуации нельзя говорить о дест­руктивном поведении в среде сверстников. Возможно, это связано с тем, что члены группы, какими являются учащиеся профтехшколы, дополняют друг друга в своих способностях, не ущемляя достоинства других, или имеют оди­наковые. Это видно из таблицы 3, включающей результаты опроса первокурс­ников.

          Таблица 4               Относительная оценка своих способностей (в%)

 

Способности

Выше

средних

Несколько выше

Средние

Ниже

средних

В области гуманитарных наук

6,3

18,2

62,3

8,4

В области естественных наук

7,2

19,9

55,3

10,7

Музыкальные

12,7

14,5

39,6

25,0

Художественные

13,1

15,2

42,6

21,3

В работе с техникой

14,6

23,2

37,7

15,8

Освоение профессий

21,5

35,2

35,0

3,1

Физические

20,9

25,0

39,3

8,4

Организаторские

9,4

21,7

47,3

13,7

К общению

20,7

30,9

35,9

5,9

Информация о работе Начальное профессиональное образование - фактор наращивания человеческого капитала