Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа
Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..
Введение ………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61
Тем самым программно-целевой подход не только ориентирует используемые средства на достижение программных целей, но и взаимно согласовывает, увязывает цели и средства. Связующим звеном служит совокупность необходимых мер, действий, направленных на решение программной проблемы. Благодаря логике программно-целевого подхода, выражаемой триединой формулой «цели - пути - средства», в нем удается органично сочетать принципы целенаправленности, ресурсообеспеченности, системного подхода, т. е. учета взаимосвязей и взаимодействий, свойственных процессам решения крупных комплексных проблем и управлению такими процессами.
Соединяя очерченные выше свойства, признаки, характерные черты программно-целевого подхода, допустимо определять его как совокупность следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур проблемно-ориентированного управления:
1) анализ и отбор наиболее важных, настоятельных, кризисных проблем функционирования социальной сферы, жизнедеятельности государства и общества;
2) формулирование системной совокупности структурированных, ранжированных по масштабности, значимости, главенству целей и целевых задач, достижение (решение) которых исчерпывает выявленную острую проблему;
3) установление комплекса мер, действий, направленных на решение выделенной проблемы; координация, ориентация действий во времени, их взаимная увязка, привязки мероприятий к исполнителям па основе вариантного анализа и отбора предпочтительных вариантов;
4) определение вида и количества трудовых, материальных, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий; источников приобретения, получения ресурсов; рационализация состава ресурсного обеспечения с позиций экономии ресурсов, минимизации затрат на основе взаимозаменяемости и взаимодополняемости;
5) создание и приведение в действие организационно-экономических механизмов управления реализацией намеченных программных мер, контроля за их исполнением и обеспечением, оперативного регулирования и корректирования.
Подобная многостадийная схема использования программно-целевого подхода позволяет получить более полное представление о нем в сравнении с любой другой попыткой определить этот подход, используя однопризначную формулировку. Все дело в том, что программно-целевой подход по своей природе многопризначен и не сводим к единой характеристике. Об этом свидетельствует уже сам факт двупризначного названия этого подхода (программный и целевой одновременно).
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что программно-целевой подход – это метод структуризации, применяемый при решении задач комплексного планирования и управления. Этот метод обладает потенциальными возможностями объединения планирования и контроля в сложной области человеческих ресурсов. Такой метод планирования деятельности учреждений образования является наиболее перспективным.
Таким образом, любая программа предусматривает создание разнообразных, гибких форм своей деятельности, способствующих развитию личности молодежи, интеллектуальному, духовному и физическому совершенствованию на основе приобщения к здоровому образу жизни, общественно-полезной деятельности.
1.2. Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации
Понятие «целевая программа» складывается из двух определений «программа» и «цель». Программа – это совокупность намеченных действий и операций, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях. Цель - это ожидаемый результат направленных действий; мотив осуществления деятельности.
Таким образом, целевая программа является нормативной моделью совместной деятельности группы людей, определяющей:
(a) исходное состояние некоторой системы;
(b) образ желаемого будущего;
(c) состав и структуру по переходу от настоящего к будущему [13].
При этом все группы людей, задействованные в реализации программы, четко понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
По утверждению М.М. Поташника целевая программа предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач:
1) зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности образовательного учреждения и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию;
2) определить желаемое будущее состояние образовательного учреждения, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям образовательного учреждения и социума;
3) определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния образовательного учреждения – к желаемому будущему.
Недостатки в решении любой из этих задач или недостаточная связь между их решениями с неизбежностью приводят к существенным дефектам программы и невозможности ее эффективной реализации [23].
В.С. Лазарев приводит основные функции, которые призвана выполнять целевая программа:
1 определить направления действий ее участников и их целевые ориентиры, то есть средством обеспечения целенаправленности совместной работы исполнителей;
2 определять связи между отдельными исполнителями и их группами, то есть быть средством координации действий и интеграции усилий исполнителей;
3 быть средством контроля хода работ и условий их выполнения;
4 быть средством предвидения возможных угроз достижения поставленных целей;
5 быть средством выработки решений при отклонении фактического хода работ от запланированного, или при выявлении ранее непредвиденных угроз [14].
Чтобы выполнять данные функции, программа должна определять:
1. Проблемы, на решение которых она ориентирована.
2. Новшества, за счет внедрения которых предполагается полностью или частично решить существующие проблемы.
3. Образ желаемого будущего образовательного учреждения, интегрирующий всю совокупность новшеств, которую предполагается ввести в образовательную систему.
4. Стратегию осуществления изменений.
5. Цели программы – ожидаемые и желаемые результаты изменений.
6. План действий.
7. Инновационные проекты осуществления частных изменений.
8. Ресурсное обеспечение программы.
9. Кадровое обеспечение программы.
Взаимосвязь структурных компонентов целевой программы можно увидеть на Схеме 1.
Схема 1. Структурная модель целевой программы
Чтобы быть эффективным средством управления, комплексно-целевая программа должна обладать соответствующими качествами, эти качества описаны в книге В.С. Лазарева «Системное развитие школы» [14], а в книге «Программно-целевое управление развитием образования» авторы приводят условия обеспечения качеств, которыми должна обладать программа [24]:
Актуальность – свойство программы быть ориентированной на решение наиболее значимых для будущего образовательное учреждение проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.
Это требование обеспечивается социальным проблемно-ориентированным анализом состояния дел.
Прогностичность – свойство программы отражать в своих и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к образовательному учреждению и изменения в условиях его деятельности, то есть способность программы соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.
Это требование обеспечивается осуществлением прогнозирования изменений внешней среды, социального заказа, внутреннего потенциала сообщества образовательного учреждения, последствий планируемых нововведений.
Реалистичность – свойство программы обеспечивать соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.
Это требование обеспечивается трезвостью мышления разработчиков, обязательным просчетом всех возможностей, включая финансовые ресурсы, нацеленностью на реализацию программы.
Рациональность – свойство программы определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и имеющихся ресурсах, позволяют получить максимально полезный результат.
Обеспечивается оптимизационным мышлением авторов программы с его нацеленностью на выбор наиболее рационального и экономичного из имеющихся вариантов.
Целостность – свойство программы обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.
Обеспечивается системностью мышления авторов программы, опорой на системные представления об образовательном учреждении.
Контролируемость – свойство программы операционально определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствии целям.
Обеспечивается максимально возможной точностью и операциональностью целей, задач, рубежей ориентиров.
Чувствительность к сбоям – это свойство программы своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.
Обеспечивается введением в программу промежуточных контрольных точек для внесения в случае необходимости оперативных коррективов.
Отсутствие у программы какого-либо из перечисленных выше качеств будет приводить к тому, что либо желаемые результаты не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки и (или) с большими, чем предполагалось, затратами. Наличие программы, обладающей перечисленными свойствами, дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия кто и когда должен совершить для достижения желаемого результата. Также, благодаря программе, не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что они ждут, и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.
1.3. Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации
Программа – это документ, определяющий концептуальные основы, направление и содержание деятельности специалиста, организационные и методические особенности процесса, а также его условия и результаты [16].
При разработке программы необходимо ориентироваться на следующие принципы:
- принцип научности (программа должна основываться на научных подходах, иметь методологическое обоснование);
- принцип адресности (предполагающий ориентиры программы на конкретные социальные, возрастные, профессиональные или иные группы населения);
- принцип интегративности (обеспечивающий возможность реализации программы в любых учреждениях соответствующей направленности);
- принцип результативности (в программе должен быть определен ожидаемый результат);
Райсберг Б.А., Лобко А.Г. [25] выделяют содержательную структуру целевой программы в виде отдельных частей (блоков), в соответствии с основной функцией, выполняемой каждой частью в осуществлении программно-целевого метода и достижений программных целей. При подобной структуризации каждый блок выделяется по признаку роли, которую он играет в реализации, воплощенной в формуле «цели – пути - средства».
Целевой блок дает характеристику главной цели программы и подцелей разных уровней, определяющих в совокупности целевую установку программы. Содержание целевого блока призвано, с одной стороны, отразить направленность, целевую ориентацию программы, с другой – представить модель «дерева целей» программы. Все цели программы должны быть для их результативного достижения реальными и конкретными, с выраженными характеристиками рубежности (конечности), определенности (четкости).
Функциональный блок программы представляет совокупность согласованных по содержанию и увязанных во времени осуществления функциональных мероприятий, направленных на достижение целей программы. Комплекс мероприятий должен обладать свойством полноты в смысле включения в него всех видов мероприятий, необходимых для осуществления целевой установки программы. Степень детализации мероприятий зависит от требуемого уровня глубины проработки программы.
Исполнительский (адресный) блок программы формируется в целях увязки мероприятий программы с их исполнителями.
Организационный блок программы характеризует организацию ее разработки, состав и функции органов участвующих в разработке и, структуру, права и обязанности органов, управляющих осуществлением программы, особенности хозяйственного механизма управления разработкой и реализацией программы. В состав организационного блока входят координационные планы и планы-графики выполнения программы.