Программно-целевой подход в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 20:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: на основе программно-целевого подхода разработать приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением.
2. Выявить проблемы и приоритетные направления дополнительного образования в условиях модернизации.
3. Изучить состояние социально-экономических условий функционирования МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ».
4. Определить приоритетные направления развития МОУДОД «Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования..

Содержание

Введение ………………………………………………………………………....3

Глава 1. Теоретические основы программно-целевого подхода
к управлению…………………………………………………………………..….7
1.1.Особенности программно-целевого подхода организации деятельности...7
1.2.Целевая программа как основное средство системного управления деятельностью организации…………………...………………………………..12
1.3.Основные этапы разработки целевой программы деятельности организации………………………………………………………………………17
1.4.Проблемы и приоритетные направления дополнительного образования
в условиях модернизации…………………………………………………….…29
Глава 2. Разработка приоритетных направлений развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………38
2.1.Анализ социально-экономических условий в Усть-Ишимском районе…38
2.2.Информационная справка о МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..39
2.3.Проблемно-ориентированный анализ состояния МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ»………………………………………………………..46
2.4.Приоритетные направления развития МОУДОД
«Усть-Ишимская ДШИ» в условиях модернизации дополнительного образования………………………………………………………………………51
Заключение………………………………………………………………………57
Список литературы……………………………….……………………………..58
Приложения…………………………….………………………………………..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Программно-целевой подход в управлении.doc

— 724.05 Кб (Скачать файл)

Структура программы, рассматриваемая в ракурсе возможности ее разложения на элементы, непосредственно образующие программу в процессе ее построения, имеет несколько иной вид. В этом свете структуру программы желательно представить, видеть как набор образующих подпрограмм. Такая структура должна быть более детальной, а ее элементы необходимо полнее увязать со звеньями, реализующими задачи программы в виде органов исполнителей, призванных осуществлять программу. Это придает образу программы более конкретный и конструктивный характер. Чтобы представить подобную детализированную структуру, рассмотрим более подробно элементы этих блоков программы.

Для разработки программы формируется рабочая группа и координационный совет. В функции координационного совета входит уточнение необходимого состава мер и мероприятий, последовательности их осуществления по степени важности цели, исходя из конкретных условий, по каждому блоку совет определяет состав исполнителей.

В научной литературе существует множество различных вариантов разработки целевых программ деятельности образовательного учреждения. В своей работе мы рассмотрим некоторые из них.

В.И.Зверева [5] предлагает следующую структуру перспективной программы образовательного учреждения – краткосрочного действия в течение 3-5 лет:

1)     характеристика образовательного учреждения и принципов его образовательной политики;

2)     аналитическое обоснование программы;

3)     проблемы, сдерживающие развитие школьников, концептуальные подходы к их решению;

4)     учебный план образовательного учреждения;

5)     мониторинг общего образования;

6)     управление реализацией программы.

По мнению М.В. Левита [23], любой образовательный проект развития должен состоять из следующих смысловых частей:

1.      Обоснование актуальности программы для ее участников (территории и социума).

2.      Краткая характеристика проблем программы, ее стратегической цели, объекта и предмета, осуществляемых в рамках программы экспериментов.

3.      Постулирование исходных теоретических положений программы.

4.      Формулирование сущности программного предложения.

5.      Заявление программной гипотезы.

6.      Характеристика методов и средств реализации программы.

7.      Обоснование этапов и сроков осуществления программы.

8.      Обоснование бюджета программы и бюджетов каждого этапа.

9.      Характеристика системы развивающего и развивающегося управления самими проектантами.

10. План реализации программы с опорой на привлекаемые ресурсы: временные, кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, мотивационные, материальные, финансовые, административные, информационные.

В учебном пособии «Программно-целевое управление развитием образования» [24] авторы приводят примерную структуру программы развития образовательного учреждения. Она состоит из следующих элементов:

1)     краткая аннотация (паспорт) программы;

2)     информационная справка об образовательном учреждении;

3)     блок аналитического и прогностического обоснования программы:

      анализ состояния и прогноз тенденций изменения значимой для образовательного учреждения внешней социальной среды;

      анализ состояния и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей, адресуемых образовательному учреждению, социального заказа;

      анализ состояния и прогноз тенденций изменения ресурсных возможностей внешней среды образовательного учреждения в свете нового социального заказа;

      анализ и оценка достижения передового опыта, конкурентных преимуществ образовательного учреждения за период, предшествовавших  нынешнему инновационному циклу развития;

      анализ и оценка инновационной обстановки в образовательном учреждении, инновационного потенциала коллектива, потенциальных точек роста;

      первичный прогноз восприятия возможных новшеств в сообществе образовательного учреждения, возможного сопротивления изменениям;

      проблемно-ориентированный анализ состояния образовательное учреждения, его ключевые проблемы и их причины.

4)     Концепция (концептуальный проект) желаемого будущего состояния образовательного учреждения как системы:

      система ценностей образовательного учреждения, его кредо, философия образовательного учреждения, принципы жизнедеятельности, утверждаемые и воплощаемые в жизнь в ходе преобразований;

      описание миссии конкретного образовательного учреждения, его главных функций по отношению к учащемуся и их развитию, к социуму, собственному персоналу;

      описание моделей выпускников образовательного учреждения;

      отнесение образовательного учреждения к тому или иному типу и виду образовательного учреждения, исходя из его миссии и моделей выпускника;

      концепция новой образовательной системы, включающая характеристику главных свойств, направленности образовательного процесса и среды, подходы к содержанию, технологии, структуре и организации образования в обучении и внеучебной воспитательной работе;

      концепция школьного сообщества, его важнейших свойств и характеристик, социально-психологического климата и организационной культуры в новом образовательном учреждении;

      концепция ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и функционирования нового образовательного учреждения, систем ресурсо обеспечивающей (финансовой, материально-технической, кадровой, программно-методической, исследовательской, нормотворческой, информационной и др.) деятельности и внешних связей образовательного учреждения;

      концепция новой управляющей системы образовательного учреждения, включающей характеристику ключевых свойств управления, его функций (содержания), технологий (логики, методов, средств, инструментов) и организационных форм и организационной структуры (организации).

5)     Стратегия и тактика перехода образовательного учреждения в новое состояние:

      стратегия перехода, основные направления, этапы, задачи осуществления инноваций и достигаемые рубежи;

      описание конкретных целей образовательного учреждения на первых шагах цикла развития;

      конкретный план действий по реализации программы.

6)     Приложения.

М.М. Поташник [23] предлагает следующую последовательность разработки целевой программы деятельности учреждения:

1.      Проблемно-ориентированный анализ педагогической системы образовательного учреждения.

2.      Формирование концептуального проекта желаемого будущего образовательного учреждения.

3.      Разработка стратегии, основных направлений и задач перехода к обновленному образовательному учреждению.

4.      Формирование цели первого этапа движения к обновленному образовательному учреждению.

5.      Разработка операционального плана осуществления преобразований.

6.      Экспертиза программы.

Анализ состояния учреждения призван определить исходную базу для разработки путей его развития. Он должен выделить сильные и слабые стороны учреждения и ответить на вопрос: «Что следует изменить, чтобы в будущем учреждение могло удовлетворять требованиям, которые к нему будут предъявляться».

Разработка концепции будущего учреждения – это построение образа того, каким должно стать учреждение в результате осуществления целевой программы. Если анализ состояния учреждения показывает, каково учреждение сегодня, то концепция развития призвана определить его желаемое будущее.

Развитие учреждения может осуществляться разными путями, отличающимися тем, какие усилия нужно тратить, чтобы двигаться по ним. Выявить основные из них и выбрать наименее трудоемкий путь – важная задача создателей программы. Ее решение осуществляется в процессе разработки стратегии, основных направлений и задач развития образовательного учреждения. На этом этапе планирования определяются этапы перехода от настоящего к желаемому будущему, и оценивается реалистичность разработанной ранее концепции развития образовательного учреждения.

Так как переход к желаемому конечному результату – длительный процесс, то необходимо зафиксировать промежуточные состояния, через которые должна будет проходить программа, то есть определить цели этапов. В начале разработки необходимо конкретизировать лишь цели первого этапа программы, поскольку цели следующих этапов будут зависеть от тех конкретных результатов, которые были достигнуты на предыдущих этапах.

Следующий шаг планирования – это конкретизация действий, которые нужно совершить для реализации цели первого этапа программы и подготовки к осуществлению последующих этапов.

Последний шаг планирования – оценка программы и принятие решения о ее запуске.

Н.Ф. Бочарова и другие авторы [17] предлагают примерные ориентиры оценки выполнения программы в социальных центрах.

Количественные показатели – востребованность программы, охват общественности.

Показатели социального развития личности – снижение риска асоциальных явлений, активность.

Показатели общественного мнения – популярность программы, отклик в СМИ.

Технологические показатели – уровень организации в целом и отдельных мероприятий, организационная культура участников.

А также выделяет и другие показатели, такие как:

1.      Социальная значимость программы:

 актуальность программы, приближенность к жизни, целевым интересам социума;

 психолого-педагогическая состоятельность идеи программы;

 возможность использования другими специалистами;

 наличие прогнозируемых результатов реализации программы.

 научная компетентность в изложении;

 последовательность, логичность, системность раскрытия концепции;

 целесообразность выбранного режима работы по программе;

 целесообразность использования тех или иных материалов при работе по программе.

2.      Творческий подход к разработке программы:

 новизна и оригинальность программы;

 сочетание различных творческих заданий и приемов работы, стимулирующих развитие личности объекта программы;

 применение методов, технологий и техник собственной разработки.

3.      Практические результаты реализации программы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что соответствующая вышеперечисленным требованиям программа позволяет организовать целенаправленную деятельность учреждения и получить максимально полезный результат, она служит своего рода компасом или картой, позволяющей определить верный маршрут в стратегии развития или деятельности.

Все более широкое применение программ в управлении сферой культуры имеет несколько причин.

Во-первых, это новые условия хозяйствования в сфере культуры, которые с 1989 г. потребовали конкретной технологии освоения, как минимум, части бюджетных средств (социального заказа). Распространение договорной дисциплины на бюджетное финансирование культурной деятельности потребовало выработки соответствующего типа документа, определяющего содержание, сроки и другие условия работ по договору. Таким документом и является программа.

Во-вторых, необходимость привлечения финансовых средств из различных источников и других форм поддержки — задача чрезвычайно характерная и типичная для некоммерческой деятельности — также потребовала соответствующий документ, «под который» можно привлекать финансы и другие средства. Программа решает и эту задачу.

И, наконец, в-третьих, программный подход — характерная черта современного менеджмента вообще.

Следует подчеркнуть одно важное для сферы культуры обстоятельство. Даже применительно к бюджетным средствам программа является экономическим методом управления. Средства на программу выделяются не в виде дотации (финансирования существования структуры, учреждения культуры), а на конкретную деятельность. Иначе говоря, программа позволяет получать бюджетные средства в хозрасчетной «упаковке» (договор, смета, промежуточные и итоговый акты сдачи-приемки). В этом смысле программа является экономической (конкретная смета, обосновывающая возможность реализации деятельности) и правовой (в виде договора) гарантией защиты интересов конкретных групп населения и потребителей. Более того, культурные программы и соответствующие договоры являются экономическими и правовыми гарантиями защиты интересов профессиональной среды работников культуры. Профессионалу (если он только профессионал) всегда лучше работать на конкретный договор, а не на абстрактные функции за дотацию. Этим же договором под программу защищаются его права как исполнителя.

. В содержании программы должны быть представлены;

• Проблема, вызывающая необходимость разработки программы.

• Идея решения проблемы (проблем), предлагаемая в данной программе.

• Цель (цели), т. е. конкретные представления о желаемом результате программы.

• Задачи, которые необходимо решить для достижения каждой цели.

• Содержание, т. е. перечень конкретных работ с указанием сроков и т. д. их выполнения.

• Обеспечение (финансовое в виде сметы или баланса, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное и т. п.), необходимое для реализации программы.

Информация о работе Программно-целевой подход в управлении