Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является дать практические рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
• провести анализ процесса принятия управленческих решений в выбранной организации;
• изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в современной организации 6
1.1 История возникновения теории принятия управленческих решений 6
1. 2 Понятие и признаки управленческого решения 7
1.3 Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним 9
1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 13
1.5 Подходы, модели и методы принятия решений 17
1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 17
1.5.2 Модели науки управления 18
1.5.3 Методы принятия решений 19
1.6 Этапы принятия решений 24
2 Анализ процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1 Характеристика ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 28
2.1.2 Внешняя среда предприятия 33
2.1.3 Экономические показатели и их анализ 36
2.2 Анализ процесса принятия решений на предприятии 42
2.2.1 Анализ анкетирования подчиненных 43
2.2.2 Анализ анкетирования руководителей 50
2.2.3 Анализ общих вопросов 57
2.3 Недостатки, выявленные в результате анкетирования 61
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» на основе проделанного анализа 66
3.1 Основные направления совершенствования 66
3.1.1 Опыт зарубежных компаний 66
3.1.2 Отечественный опыт принятий решений 74
3.3 Перечень проектных предложений по совершенствованию системы принятия управленческих решений 77
3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сруктура Группы компаний КПД-2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Р. Блейка и порядок его обработки 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования начальника цеха 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкетирования начальника отдела по управлению персоналом 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная струкура ОАО «Завод КПД-2» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета для работников 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета для руководителей 105

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 2.docx

— 721.47 Кб (Скачать файл)

- метод парных сравнений заключается в определении предпочтений элементов,  расположенных в левом столбце,  над элементами, расположенными в верхней строке.  При этом составляется матрица,  по строкам и столбцам которой располагают сравниваемые объекты.

В ячейке А1,2 вписана единица, это означает, что элемент А1 получает большую оценку, чем элемент А2. Соответственно в ячейке А2,1 пишут 0, а в ячейке А1,4 вписана 1,  и затем,  суммируя значения по строкам,  получают ранги объектов [23, с. 215-216].

 

А1

А2

A3

A4

Ранг

А1

---

1 (А1,2)

0

1

2

А2

0(А2,1)

---

0

1

1

А3

1

1

---

1

3

А4

0

0

0

---

0


Рис. 3.1 - Матрица парных сравнений для четырех объектов.

 

- платежная  матрица;

- дерево  решений.

5) Выбор  альтернативы. После того, как все  альтернативы оценены необходимо  остановиться на одной из них. Это должна быть та альтернатива, которая является наиболее благоприятной для организации.

6) Реализация  решения. Реализацией решения  должны заниматься люди, которые  сами участвовали в его разработке. В этом случае повышаются шансы  успешной реализации принятого  решения. Целесообразно назначать ответственного за процесс реализации, а также устанавливать четкие сроки реализации.

7) Обратная  связь. Необходимо измерять оценивать  последствия всех решений путем  сопоставления фактических результатов  с теми, которые ожидались. Это  позволит скорректировать принятое  решение, в случае, если оно  не принесло должных результатов,  до тех пор, пока организация  не понесла значительного ущерба.

Весь  этот процесс нужно задокументировать и создать регламент процесса принятия решений, где подробно описать процесс принятия решений. При этом работникам будет проще принимать то или иное решение, так как они свободно смогут воспользоваться разработанным регламентом.

8. Решения необходимо принимать быстрее, этому будет способствовать наличие четкого алгоритма процесса принятия решений, а также контроль на всех этапах процесса принятия решений. Этим должны заниматься лица, назначенные в качестве ответственных за данный процесс.

9. Нужно более тесно взаимодействовать с другими организациями и привлекать сторонних специалистов для оказания помощи в принятии того или иного решения, в случаях когда это решение касается области, с которой организация не сталкивалась ранее.

3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций

Социальная эффективность рекомендаций проявляется в том, что при соблюдении всех предложенных рекомендаций будут достигнуты следующие результаты:

- увеличение приверженности работников  организации;

- увеличение заинтересованности  работников в процессе принятия  решений;

- улучшение профессиональных навыков  менеджеров, повышение уровня их  способностей;

- улучшение взаимоотношения сотрудников  с руководителями, повышение доверия  подчиненных своим руководителям;

- улучшение социально-психологического  климата в коллективе.

Экономическая эффективность.

Для определения  экономической эффективности предложенных рекомендаций, для начала, необходимо определить затраты на их реализацию.

Для более  наглядного представления всех затрат составим таблицу.

Исходя  из Таблицы 3.1,  мы видим, что  стоимость  реализации предложенных рекомендаций составляет 7040 рублей.

Прямую  эффективность от предложенных мероприятий  просчитать не представляется возможным. Однако мы можем предположить, что  исходя из того, что процесс принятия управленческих решений вследствие реализации данных рекомендаций станет более эффективным, количество ошибок при выборе того или иного решения будет  снижено, а следовательно и работа предприятия станет более эффективной, что приведет к повышению прибыли предприятия, предположительно на 3%.

 

Таблица 3.1 –  Затраты на реализацию предложенных рекомендаций

Предмет затрат,

Количество (шт)

Затраты, руб.

1

Магнитно-маркерная доска

1

1500

2

Маркеры

10

400

3

Тренинг

1

5000

4

Распечатка регламента

20

140

Итого

7040


 

Исходя  из этого, мы можем рассчитать предположительную  экономическую эффективность предложенных рекомендаций.

Чистая  прибыль предприятия в 2011 году составила  17753 тыс. рублей. При росте чистой прибыли на 3%, доход предприятия составит:

 

 

 

Таким образом, мы видим, что предложенные рекомендации являются экономически эффективными и  их внедрение принесет прибыль предприятию. 

Заключение

Целью данной курсовой работы было совершенствование  процесса принятия решений на конкретном предприятии.

Исходя из данной цели были поставлены следующие задачи: изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений; провести анализ системы принятия решений в конкретной организации (ОАО «Завод КПД-2»); изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений; разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».

После изучения литературы по теме данной работы были определены виды управленческих решений, требования, которым должны удовлетворять управленческие решения, для того, чтобы они были эффективны. Также было выяснено, что на  процесс принятия управленческих решений оказывают влияние большое количество факторов, которые должен учитывать менеджер, чтобы правильно принять решение, были описаны основные этапы, присущие процессу принятия управленческих решений. А также были рассмотрены основные подходы к процессу принятия решений, методы и модели, помогающие менеджеру осуществлять процесс принятия решений.

  В ходе анализа состояния процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2» было выяснено, что на данном предприятии отсутствует четкий алгоритм принятия управленческих решений, также не применяются эффективные способы принятия решений, работников не обучают тому, как правильно принимать решения, они не чувствуют привязанности к организации и не заинтересованы в процессе принятия решений. Отсутствуют конкретные сроки, устанавливаемые руководителями для своих подчиненных для разработки и реализации решения, решения принимаются долго, отсутствует контроль за реализацией принятого решения. Все это приводит к тому, что снижается эффективность принимаемого решения, работники не заинтересованы в процессе реализации решений, у них нет достаточных знаний для применения прогрессивных способов принятия решений.

Для устранения выявленных недостатков  были разработаны рекомендации для  данного предприятия. Следование данным рекомендациям приведет к тому, что  процесс принятия управленческих решений  будет более эффективным, что  приведет, в свою очередь, к тому, что снизится риск принятия неверного  решения, увеличится производительность труда. Посредством увеличения приверженности работников организации, увеличится уровень  доверия подчиненных своим руководителям, вследствие привлечения работников к процессу принятия решений и  оповещению их о  результатах того или иного решения. Улучшатся  профессиональные навыки менеджеров вследствие проведения обучающих тренингов.

Таким образом, данные рекомендации будут способствовать усовершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2», что и являлось целью данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Абчук В. А.Менеджмент: Учебное пособие. 2-е издание. — СПб.: Изд-во Михайлова В; а., 2004. - 463 с.
  2. Биктагирова А.Р., Экспертная оценка успешности процесса принятия решений / А.Р. Биктагирова // Вестник БИСТ. – 2011. – № 2. – С. 105-111.
  3. Букалова М., Принятие решений – это всегда ответственность, и к ней надо быть готовым / М. Букалова // Секретарское дело. – 2009. – № 8. – С. 6-13.
  4. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 139 с.
  5. Бурляева О. В., Процесс принятия управленческих решений / О. В .  Бурляева,  В . В .  Ибрагимов ,  А . В .  Ленард // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). – 2007. – №2. – С. 13.
  6. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 504 с.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – 3-е изд. – М.: Экономистъ, 2004. – 528с.
  8. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. — СПб.: Питер, 2009. — 800 с.
  9. Добросоцкая О. В., Структура процесса принятия решений  / О. В. Добросоцкая // Вестник Воронежского государственного университета – 2008. – №2. – С. 68-71.
  10. Захарова   Л.,  Ярмахов   Б .,  Минеев  А .,  Колосова  В.  Стереотипы  в   принятии решений   как проблема  менеджмента // Управление персоналом. 2001. № 6. С. 42–44.
  11. Иванов С.Н.,  Подходы к принятию управленческих решений и их классификация / С. Н.  Иванов,  С. А.  Кузьменко,  А. В.  Харьковский // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал) – 2007. – № 3. – С. 184-190.
  12. Королев В.И., Менеджмент: учебник для вузов [Текст]/ под ред. В.И. Королева – М.: Экономистъ, 2005. – 432с.
  13. Кохно П. А. и др. Менеджмент/П. А. Кохно, В. А. Микрюков, С. Е. Комаров. — М.; Финансы и статистика, 1993.—224 с.
  14. Крылова З., Неожиданное решение / З. Крылова // Работница. – 2008. – №8. – С. 1.
  15. Лафта Дж.К., Менеджмент: учебное пособие [Текст]/ Дж.К. Лафта. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: ТК Велби, 2004. – 592с.
  16. Лукичева, Л.И. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации». – 4-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 383с.
  17. Мескон, Майкл. Основы менеджмента: [учебник]: пер. с англ. - [2-е изд. ]. - М.: Дело, 1998. - (Серия "Зарубежный экономический учебник"). - 799с.
  18. Пантелеева Е.,  Принятие решений в компаниях / Е. Пантелеева // Секретарское дело. – 2009. –  № 8. – С. 614-17.
  19. Робинс, Стивен, П., Коултер, Мэри. Менеджмент, 6-е издание.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом "Вильямс", 2002. — 880 с.
  20. Солонов Н.Н., Структурный анализ управленческого решения / Н.Н. Солонов // Проблемы теории и практики управления. – 2009. –  №1. – С. 97-105. 
  21. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. СПб.: Питер, 2003. – 400 с.
  22. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н., Эриашвили Н.Д.  Менеджмент: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. Ю.А. Цыпкина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 439 с.
  23. Щегорцов, Валерий Александрович. Менеджмент: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / В.А. Щегорцов, В.А. Таран; под ред. проф. В.А. Щегорцова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 543 с.
  24. http://www.kycherova.ru/vozniknovenie/index.html
  25. http://semochkina-elena.narod.ru/VO/Gpi_retutoring/Golovina/2_2.htm
  26. http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=8&page=32
  27. http://kpd2.ru/

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

Структура Группы компаний КПД-2

КПД-2

ООО «Завод ГСИ»

ООО «Завод железобетонных конструкций»

ООО «Завод ВСМ»

ОАО «Завод КПД-2»

ООО «СМУ КПД-2»

ООО «ДН  КПД-2»

ООО «УК КПД-2»



 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Тест  Р. Блейка и порядок его обработки

 

Порядок работы с тестом:

  1. Исходя из Ваших собственных предпочтений, выскажите свое мнение о том, как поступили бы Вы в каждой из описанных ситуаций (табл.1). Отметьте, вели бы Вы себя следующим образом:

всегда    -  В

часто      -  Ч

иногда    -  И

редко     -  Р

никогда    -  Н

Вариант ответа по каждой ситуации обведите кружком.

 

Таблица Б.1 – Тест Р. Блейка

 

Ситуация

Вариант ответа

Обработка результатов

*Я действую как представитель  своего коллектива (1) 

В Ч И Р Н

 

Я предоставляю членам коллектива свободу  в выполнении работы (2)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я поощряю применение унифицированных  приёмов в работе (3)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я разрешаю подчинённым решать задачи по их усмотрению (4)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я побуждаю членов коллектива к большему напряжению в работе (5)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я предоставляю подчинённым возможность  делать работу так, как они считают  целесообразным (6)

В  Ч  И   Р  Н

1




 

 

 

 

 

Продолжение приложения Б

 

Продолжение таблицы Б.1

Я поддерживаю высокий темп работы (7)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я направляю помыслы людей на выполнение производственных заданий (8)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я лично разрешаю конфликты в коллективе (9)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я неохотно предоставляю подчинённым  свободу действий (10)

В  Ч  И   Р  Н

 



 

* Я решаю сам, что и как  должно быть сделано (11)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я уделяю внимание производственным показателям (12)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я распределяю поручения исходя только из производственной целесообразности (13)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я способствую нововведениям в  коллективе (14)

В  Ч  И   Р  Н

 

*Я тщательно планирую работу  коллектива (15)

В  Ч  И   Р  Н

1

* Я не объясняю подчинённым  свои решения (16)

В  Ч  И   Р  Н

 

* Я стараюсь объяснить подчинённым  полезность моих действий (17)

В  Ч  И   Р  Н

1

Я предоставляю подчинённым возможность  устанавливать свой режим работы (18)

В  Ч  И   Р  Н

1

Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»