Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является дать практические рекомендации по совершенствованию системы принятия управленческих решений.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:
• изучить литературу, природу управленческих решений, виды, методы, факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений;
• провести анализ процесса принятия управленческих решений в выбранной организации;
• изучить зарубежный и отечественный опыт, касающийся процесса принятия управленческих решений;
• разработать рекомендации по совершенствованию процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2».
Введение 3
1 Теоретические основы разработки и принятия управленческих решений в современной организации 6
1.1 История возникновения теории принятия управленческих решений 6
1. 2 Понятие и признаки управленческого решения 7
1.3 Классификация управленческих решений и требования, предъявляемые к ним 9
1.4 Факторы, влияющие на процесс принятия решений 13
1.5 Подходы, модели и методы принятия решений 17
1.5.1 Подходы к процессу принятия решений 17
1.5.2 Модели науки управления 18
1.5.3 Методы принятия решений 19
1.6 Этапы принятия решений 24
2 Анализ процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1 Характеристика ОАО «Завод КПД-2» 28
2.1.1 Характеристика предприятия и его деятельности 28
2.1.2 Внешняя среда предприятия 33
2.1.3 Экономические показатели и их анализ 36
2.2 Анализ процесса принятия решений на предприятии 42
2.2.1 Анализ анкетирования подчиненных 43
2.2.2 Анализ анкетирования руководителей 50
2.2.3 Анализ общих вопросов 57
2.3 Недостатки, выявленные в результате анкетирования 61
3 Рекомендации по совершенствованию процесса принятия решений на ОАО «Завод КПД-2» на основе проделанного анализа 66
3.1 Основные направления совершенствования 66
3.1.1 Опыт зарубежных компаний 66
3.1.2 Отечественный опыт принятий решений 74
3.3 Перечень проектных предложений по совершенствованию системы принятия управленческих решений 77
3.2 Социальная и экономическая эффективность рекомендаций 83
Заключение 85
Список использованных источников 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А Сруктура Группы компаний КПД-2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Тест Р. Блейка и порядок его обработки 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты анкетирования начальника цеха 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Результаты анкетирования начальника отдела по управлению персоналом 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Организационная струкура ОАО «Завод КПД-2» 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Анкета для работников 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Анкета для руководителей 105
На вопрос № 14 в анкете для работников и № 2 в анкете для руководителей «Как Вы считаете, зависит ли правильность принятого решения от наличия определенной методики, с помощью которого оно принимается?» ответы распределились следующим образом:
а) нет, все зависит от опыта и хорошей интуиции – 13 работников и 6 руководителей;
б) зависит, но не сильно, опыт и интуиция важнее – 3 работника и 2 руководителя;
в) безусловно, засвистит, а опыт и интуиция лишь помогают сделать окончательный выбор – 4 работника и 2 руководителя.
Как можно
увидеть из Рисунка 2.12., распределение
ответов руководителей и
При ответе на вопрос № 15 в анкете для работников и № 3 в анкете для руководителей «Существует ли в Вашей организации определенный алгоритм принятия решений?» 5 руководителей и 2 работника ответили, что алгоритм существует, но это простая формальность, и никто им не пользуется, 3 руководителя и 15 работников ответили, что такого алгоритма не существует, все решения принимаются по-разному, 2 руководителя и 3 работника ответили, что такой алгоритм существует, и все решения принимаются с его применением. Таким образом, можно сказать, что ни среди руководителей, ни среди работников ответы не указали на то, что во всех подразделениях организации существует алгоритм принятия решений. Это отрицательно влияет на процесс принятия решений, так как без наличия такого алгоритма очень сложно принять верное решение. В свою очередь, это может сказаться на деятельности предприятия и отрицательно повлиять на жизненно важные показатели, которые снизят результативность работы предприятия, что снизит прибыль, а также увеличит сумму непокрытого убытка предприятия, что мы и можем заметить в 2011 году (сумма непокрытого убытка возросла на 67,3% по сравнению с 2010 годом и на 51,5% по сравнению с 2009 годом).
Ответы на вопрос № 6 в анкете для руководителей и № 16 в анкете для работников «Считаете ли Вы, что использование моделей (графиков, формул) помогает принять более правильное решение?» распределились следующим образом:
а) считаю, что помогает, но не применяю это на практике, так как не обладаю необходимыми знаниями – 4 руководителя и 12 работников;
б) считаю, что не помогает, и не пользуюсь этим на практике – 3 работника;
в) считаю, что помогает, и пользуюсь этим на практике – 6 руководителей и 5 работников.
Такое распределение ответов говорит о том, что многие руководители пользуются методом моделирования на практике (60% опрошенных), а остальные 40% опрошенных не обладают достаточными знаниями для использования этого метода. Среди работников лишь небольшая часть (25%) пользуются методом моделирования, 13% считают, что такой метод бесполезен и 62% работников не обладают достаточными знаниями. В целом можно сказать, что ни среди работников, ни среди руководителей почти никто не использует метод моделирования. Хотя именно использование моделей может наглядно продемонстрировать нам, какое влияние окажет то или иное решение на деятельность организации. При отсутствии такой информации руководитель или группа может принять неверное решение, что приведет к снижению эффективности деятельности предприятия, которое может выразиться в снижении прибыли предприятия или рентабельность его активов. Это предположение подтверждается данными Таблицы 2.4, из которой видно, что в 2011 году чистая прибыль предприятия снизилась почти на 50%, а рентабельность активов – на 75% по сравнению с предыдущим годом.
Рис. 2.12 - Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, зависит ли правильность принятого решения от наличия определенной методики, с помощью которого оно принимается?»
Рис. 2.13 - Распределение ответов на вопрос «Существует ли в Вашей организации определенный алгоритм принятия решений?»
При ответе на вопрос № 7 в анкете для руководителей и № 17 в анкете для работников, «Какие из перечисленных методов вы используете для принятия решений?» 20 работников и 10 руководителей выбрали только метод «мозговой штурм». Исходя из этого, можно сказать, то в организации не используются никакие эффективные методы принятия решений, что негативно сказывается на правильности принятого решения, а это в свою очередь может негативно повлиять на качество выпускаемой продукции, что повлечет за собой снижение прибыли. Это подтверждается тем, что в 2011 году прибыль предприятия снизилась, как валовая, так и чистая (на 33,5% и 49% соответственно), по сравнению с 2010 годом.
При ответе на вопрос № 18 в анкете для работников и № 14 в анкете для руководителей «В процессе оценки различных альтернатив, применяете ли Вы метод прогнозирования?» ответы распределились следующим образом:
а) слышал о таком методе, хотел бы применять его, но не обладаю достаточными знаниями – 11 работников;
б) знаю о таком методе, но не применяю его на практике, так как считаю не эффективным – 0 работников и 0 руководителей;
в) не знаю о таком методе – 4 руководителя и 5 работников;
г) знаю об этом методе, и применяю его – 6 руководителей и 4 работника.
Исходя из этого, можно сказать, что метод прогнозирования используют лишь 60% опрошенных руководителей и 20 % опрошенных работников, а так же, 55% опрошенных работников применяли бы данный метод, если бы имели достаточные знания. 25 % опрошенных работников и 40 % опрошенных руководителей вообще не знают о таком методе, как прогнозирование. В то время как, только с помощью метода прогнозирования можно предсказать, как повлияет то или иное решение в будущем на деятельность предприятия. При отсутствии прогнозов решение может отрицательно сказываться на предприятии в будущем, ухудшая его экономические показатели и снижая его платежеспособность. Это предположение подтверждается данными из Таблицы 2.4, где видно, что сумма непокрытого убытка, начиная с 2008 года, постоянно возрастает (в 2011 году она повысилась на 67,6% по сравнению с 2010 годом).
При ответе на вопрос № 19 в анкете для работников и № 18 в анкете для руководителей «Как часто отсутствие необходимой информации мешает Вам принять правильное решение?» 50% опрошенных руководителей и 60 % опрошенных работников указали на то, что отсутствие необходимой информации часто мешает принять им правильное решение. Это говорит о том, что часто, при принятии какого-либо решения, ни работниками, ни руководителями не осуществляется должным образом поиск необходимой информации. Это отрицательно влияет на процесс принятия решений, так как без наличия необходимой информации очень сложно принять верное решение. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на деятельности предприятия и отрицательно повлиять на жизненно важные показатели, которые снизят результативность работы предприятия и его прибыльность. В доказательство этому мы видим снижение в 2011 году валовой и чистой прибыли (на 33,5% и 49%), по сравнению с 2010 годом.
По результатам анализа анкет можно выделить следующие недостатки, присущие системе принятия решений на ОАО «Завод КПД-2». К ним относятся:
В настоящее время проблема разработки и принятия решений является основополагающей для менеджмента.
За последние 20 лет дважды Нобелевская
премия в области экономики
На характер и содержание принимаемых решений влияет не только соответствующий подход, но и ряд других основополагающих факторов. К их числу относится особенности конкретной управленческой школы. Так, например, в американской школе управления в процессе рационального решения проблем менеджер заботится не столько о самом решении, сколько обо всем, что связано с ним и исходит из него. В целом процесс принятия решений в американском менеджменте проходит все последовательные этапы.
Первая стадия на пути решения проблемы
- это ее диагноз, на котором осознаются
и устанавливаются причины
На второй стадии формулируются ограничения и критерии принятия решения, а также определяется диапазон (интервал), в пределах которого в дальнейшем принимается управленческое решение. Далее отбираются альтернативы решения проблем, наиболее желательные из всех имеющихся. При выборе альтернатив необходимо их оценить, определить преимущества, недостатки и вероятность реализации каждой альтернативы. При правильном определении, тщательной взвешенности каждой альтернативы довольно легко выбрать наиболее рациональную [26].
При этом, практика американского менеджмента, а в частности такой известной компании, как «МакДоналдс» показывает, что количество этапов процесса принятия решений определяется, прежде всего, самой проблемой, и может быть сокращена в условиях, требующих этого. Для «МакДоналдс» уменьшение количества этапов процесса принятия решений является характерной чертой. Это связано, прежде всего, с тем, что в силу специфики компании, необходимо принимать решения оперативно, быстро влиять на изменения внешней среды.
Информация о работе Совершенствование процесса принятия управленческих решений на ОАО «Завод КПД-2»