Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 08:43, дипломная работа
Целью дипломной работы является всестороннее изучение системы обучения персонала в ресторанах а так же повышение квалификации персонала.
В соответствии с целью, задачами дипломной работы будут следующие:
- провести изучение методологических основ обучения персонала на предприятиях ресторанного бизнеса;
- провести анализ квалификации персонала ресторана;
- разработать проект мероприятий по повышению квалификации персонала ресторана;
- дать экономическое обоснование проектных решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Методологические основы обучения персонала на предприятиях ресторанного бизнеса…………………………………………………………….6
1.1 Место обучения в системе управления персоналом на предприятиях ресторанного бизнеса……………………………………………………………11
1.2 Виды и формы обучения персонала на предприятиях ресторанного бизнеса……………………………………………………………………………11
1.3 Оценка эффективности компетенции персонала на предприятиях ресторанного бизнеса…………………………………………………………....19
Глава II Анализ квалификации персонала ресторана «Белые ночи»……......35
Краткая организационно-экономическая характеристика ресторана «Белые ночи»………………………………………………………………....35
2.2 Анализ финансово-экономических показателей деятельности ресторана «Белые ночи»…………………………………………………………………….42
2.3 Анализ системы аттестации и оценка квалификации персонала ресторана «Белые ночи»…………………………………………………………………….50
Глава III Мероприятия по повышению квалификации персонала ресторана «Белые ночи»……………………………………………………………………70
Пути совершенствования системы управления персоналом в ресторане «Белые ночи»………………………………………………………………...70
Разработка мероприятий по повышению квалификации персонала ресторана «Белые ночи»…………………………………………………….75
Экономическое обоснование повышения квалификации сотрудников ресторана «Белые ночи»…………………………………………………….83
Заключение…...…………………………………………………………………90
Список литературы……………………………………………………………..93
Вырисовывалась новая схема проведения аттестации (см. рис. 2.6)
Рис. 2.6 «Новая» схема проведения аттестации в ресторане «Белые ночи»
Рассмотрим данную схему более подробно. Общий вид аттестации представляет собой 3 основных этапа:
Общая оценка сотрудника, включающая оценку руководителем и самооценку сотрудника
Руководитель оценивает подчиненного по 11 качественным критериям:
1) Выполнение задач, поставленных на аттестационный период (достижение установленных показателей в деятельности);
2) Профессиональные знания, навыки и умения, степень их развития;
3) Качество выполняемой работы, отношение к работе;
4) Надежность в работе, готовность идти на встречу потребностям фирмы, пожеланиям руководства;
5) Работоспособность;
6) Умение работать в команде, умение ладить с коллегами, не конфликтность, готовность помочь коллеге, умение пойти на встречу;
7) Стремление к самосовершенствованию, желание профессионального роста;
8) Потенциальные возможности продвижения по службе;
9) Целеустремленность, способность добиваться результата, не считаясь с личными затратами, переносимыми трудностями;
10) Лояльность по отношению к фирме, способность поставить интересы компании на первое место, честность;
11) Общая удовлетворенность сотрудником.
Обучение в ресторане «Белые ночи» на сегодняшний день происходит стихийно, руководители структурных подразделений, как правило, выступают инициаторами выбранного сотрудниками обучения. Надо отметить тот факт, что руководством компании приветствуется всякого рода инициатива в плане обучения, поэтому сотрудник, изъявивший желание поучиться, всегда находит понимание и поддержку.
Сотрудники отправляются на «внешнее» обучение - открытые двухдневные тренинги, семинары. Также в 2008 г стали проводиться корпоративные тренинги для сотрудников ресторана с привлечением внешних тренеров.
Сотрудники ресторана «Белые ночи» самостоятельно выбирают себе обучение и отправляют свою заявку на согласование своему непосредственному руководителю. Непосредственный руководитель отправляет заявку управляющему. После чего тот изучает программу данного обучения и дальше координирует работу. Нужно сказать о том, что не всегда управляющий рестораном «Белые ночи» отправляют свои заявки на дальнейшее повышение квалификации работников. Поэтому часть информации теряется.
В таблице 2.19 представлены ответы респондентов, характеризующие оценку персоналом различных видов обучения.
Таблица 2.19
Оценка респондентами обучения персонала ресторана «Белые ночи» на разных этапах карьеры (в % % от числа сотрудников).
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | ||
«+» |
«-» | ||
Входное обучение (при найме) |
86 |
3 |
11 |
Перспективное (в рамках планирования карьеры) |
75 |
11 |
14 |
Текущее (в рамках должности) |
69 |
2 |
29 |
По оценкам опрашиваемых
респондентов наиболее удовлетворительное
обучение, которое проводится на этапе
поступления работника в
На втором месте по оценке удовлетворенности, по мнению сотрудников, стоит перспективное обучение. С точки зрения стратегического развития ресторана «Белые ночи» или планирования карьеры сотрудника это абсолютно оправдано. При этом отмечается высокая стоимость перспективного обучения. Думается, что если бы ресторан «Белые ночи» рассматривал эти затраты в качестве долгосрочных инвестиций и учитывали своеобразную «капитализацию» знаний, умений, навыков и опыта сотрудников, то их оценки изменились бы на противоположные.
Текущее обучение, хотя и используется в большинстве случаев, менее эффективно. Как эффективное его оценивают 69 % респондентов. Это может свидетельствовать о том, что текущее обучение направлено на поддержание status quo (в переводе с англ. - положение вещей, существующее положение), а не на развитие сотрудника.
Рис. 2.7. Используемые программы обучения в ресторане «Белые ночи».
Удовлетворенность учебными программами, почерпнутых из разных источников, достаточно высока (от 67 % до 79 %). Но респонденты отдают предпочтение собственным и заимствованным в литературе программам. Большая доля отрицательных оценок удовлетворенностью учебных программ, заимствованных в литературе (19 %), по сравнению с остальными (от 2 до 5 %%) вызвана скорее всего тем, что они требуют определенной адаптации к условиям конкретного предприятия либо излишне теоретизированы.
Таблица 1.20
Оценка респондентами
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ И ПРОГРАММЫ |
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | |
«+» |
«-» | ||
Заимствованные в учебных |
79 |
5 |
16 |
Собственные |
75 |
2 |
23 |
Заимствованные в литературе |
75 |
19 |
6 |
Иные |
67 |
16 |
17 |
Рис. 2.8. Время и место обучения.
Обучение в рабочее
время, по оценкам респондентов, эффективно
и дешево. Занятия в нерабочее
время менее популярны и
Таблица 2.21
Оценка респондентами
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ |
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | |
«+» |
«-» | ||
На рабочем месте (в рабочее время) |
76 |
6 |
18 |
С отрывом от производства |
63 |
10 |
27 |
В нерабочее время |
49 |
21 |
30 |
Респонденты отмечают большую эффективность активных форм обучения (деловые игры, тренинги) по сравнению с пассивными (лекции).
Таблица 2.22
Оценка респондентами активных и пассивных форм обучения (в %% от числа использующих).
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ |
ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ |
ЗАТРУДНИЛИСЬ ОТВЕТИТЬ | ||
«+» |
«-» | |||
Деловые игры |
77 |
7 |
16 | |
Тренинги |
65 |
7 |
28 | |
Лекции |
43 |
12 |
45 |
Система обучения персонала - это процесс, который нацелен на повышение квалификационного уровня сотрудников компании что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда и достижению поставленных перед персоналом компании целей.
Анализируя затраты на обучение за прошедшие годы можно сказать, что в среднем число сотрудников, прошедших обучение увеличивается, также увеличиваются финансовые затраты компании.
К сожалению, на сегодняшний день система обучения в компании носит неформализованный характер, и сам процесс обучения не организован.
Основной причиной такого положения, является отсутствие документации, регламентирующей процесс обучения, а именно Положения об обучении и развитии персонала. Также необходимы документы, которые позволили бы оценить качество проведенного обучения, как со стороны сотрудника, прошедшего обучения, так и его руководителя.
Таким образом,
можно сделать следующие
- не определены категории персонала, которому необходимо обучение;
- отсутствует годовой план обучения;
- не оценивается эффективность мероприятий по обучению;
- учет затрат на обучение ведется, однако отсутствует их своевременный анализ.
Что касается вопросов управления
развитием и обучением
В ресторане «Белые ночи» профессиональное обучение включает не только семинары, лекции, тренинги. Оно менее формально, и большая часть его проходит во время работы, прямо на рабочем месте. Например, всем знакомо ощущение "дискомфорта первого дня" работы в новой организации или в новой должности. Знаний и квалификации в этот адаптационный период явно недостаточно, так как все организации обладают уникальностью и только им присущими особенностями. Как правило, первое, что делают "новички" - начинают собирать информацию о правилах гласных и негласных, о традициях и обычных процедурах, о системе отчетности и т.д. Они получают информацию, осмысливают её и что-то изменяют в своей работе. Иначе говоря, они обучаются. Результатом обучения является не сумма знаний, не диплом или удостоверение, результатом обучения являются изменения в деятельности человека, в его работе.
На основе анализа, проделанного в первой главе, по выявлению проблем, руководством ресторана " Белые ночи " выявлена наиболее важная для развития предприятия проблема. Она связана с перестройкой принципов работы в системе управления персоналом ресторана " Белые ночи ". В рамках решения данной проблемы можно выделить несколько направлений ее решения. С одной стороны, это изменение методологического подхода к организации кадровой службы в ресторане. А с другой стороны, это изменение влияния человеческого фактора на решение проблемы.
В результате основными мероприятиями по совершенствованию системы управления персоналом в ресторане " Белые ночи " будут следующие:
При выборе критерия эффективности
решения следует руководствоват
- во-первых, он должен быть выражен количественно, т.е. иметь физический смысл;
- во-вторых, должен наиболее полно отражать результаты решения;
- в-третьих, быть достаточно простым, понятным и конкретным.
Проанализировав деятельность "Белые ночи" был выявлен ряд недостатков в деятельности ресторана. Правила, соблюдение которых позволят повысить эффективность мотивационных мероприятий в организации:
1) Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики.
2) Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным (минимизация разрыва между результатом труда и поощрением).
3) Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивируют лучше, чем ожидаемые и прогнозируемые.
4) Проявление постоянного внимания со стороны руководства к работнику и членам его семьи.
5) Нужно предоставлять работникам возможность чувствовать себя победителями.
6) Следует поощрять работников за достижение промежуточных целей.
7) Желательно предоставлять работникам возможности ощущения своей самостоятельности и контроля за ситуацией.
8) Не следует ущемлять самоуважение работников, давая им возможность «сохранить лицо».
9) Лучше награждать небольшими и частыми поощрениями наибольшее количество работников.
10) В организации всегда должна присутствовать разумная внутренняя конкуренция - дух соревнования, способствующий прогрессу.
Разработка мотивационного механизма управления персоналом ресторана " Белые ночи " требует решения ряда задач.
Информация о работе Совершенствование системы обучения персонала в ресторанах