Социально психологические методы управления персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:55, дипломная работа

Краткое описание

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ. Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

Содержание

Введение
3

1
Роль и значение социально-психологических аспектов управления персоналом в повышении эффективности работы предприятия ……..

6

1.1
Социально-психологические методы управления персоналом: понятие, классификация …………………………………………..

6

1.2
Влияние социально-психологических методов управления персоналом на различные аспекты результативности организации ………………………………………………………..


26

2
Характеристика организационно-экономической деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» ………………………………………………………..

50

2.1
Общая характеристика предприятия, построение аппарата управления, его задачи и функции ………………………………

50

2.2
Состояние материально-технической базы предприятия
58

2.3
Анализ основных финансово-экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия ……………………..

63

3
Анализ эффективности социально-психологических аспектов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2» ……………………

73

3.1
Характеристика работников предприятия ……………………….
73

3.2
Анализ социально-психологического климата в коллективе…
79

3.3
Разработка рекомендаций по улучшению использования социально-психологических методов управления персоналом для повышения эффективности работы предприятия …………..


99
Заключение …………………………………………………………………...
104
Список использованных источников и литературы ………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

ЗАКИРОВА ДИПЛОМ (15.06.12).doc

— 2.39 Мб (Скачать файл)

Компания не может на себя брать полную ответственность за психологическое состояние своего сотрудника, так как человек, прежде всего, сам должен отвечать за свое здоровье и развитие. Однако, часть стрессов, которые происходят на работе, то есть те, которые относятся к категории профессиональных стрессов, напрямую влияют на эффективность трудовой деятельности. В связи с вышесказанным следует заметить, что потенциальный тренинг по управлению стрессами, в первую очередь, должен быть направлен на работы со стрессами, возникающими в контексте профессиональной деятельности.

Далее перейдем к формированию рекомендаций по диагностике ролевого репертуара сотрудников ООО «ДИНАМИКА-2». Важной особенностью группы административно-управленческого персонала является абсолютная выраженность роли контролера-финишера. Связывая этот показатель с высоким уровнем напряженности можно предположить, что менеджеры всю нагрузку берут на себя и боятся делегировать полномочия и ответственность. В связи с этим уместным будет предложить проведения обучающего семинара по технологиям делегирования.

Опираясь на то, что среди менеджеров организации больше тех, кому свойственно мыслить стратегически, способность оценить конкурирующие предложения, чем тех, кому свойственно выдвигать новые идеи, проявлять креативность, а в группе технического персонала, напротив много тех, кто готов выдвигать новые идеи, можно заключить, что следует использовать креативный ресурс группы технического персонала. Так, сбор идей можно осуществлять с помощью технологии «открытое планирование недели», о которой мы говорили ранее, а также возможна разработка специальной формы внесения идей. Данная форма должна содержать идею и её практическое обоснование. Возможно, ввести дополнительное экономическое стимулирование за внедренные идеи.

Далее перейдем к формированию рекомендаций по диагностике мотивационного профиля сотрудников ООО «ДИНАМИКА-2». Заметим, что, прежде всего, мотивационный профиль влияет на эффективность работы менеджеров. Хотя в целом в группе административно-управленческого персонал имеет позитивную мотивацию (85,6% приходится на средний и умеренно высокий уровень мотивации достижения и 71,5% приходится на низкий и средний уровень мотивации избегания неудачи, все же среди менеджеров есть те, у кого низкая мотивация достижения и умеренно высокая мотивация избегания неудачи. Возможно, для этих сотрудников построение индивидуальных карт целей и планов их достижения с обозначением промежуточных достижений (другими словами введение в систему «управление по целям»). Благодаря этому будет сниматься неопределенность пути, ясность цели будет давать критерии к их измерению, что будет снижать общий уровень неопределенности и повышать готовность противостоять трудностям, нацеливаясь на результат.

Далее перейдем к формированию рекомендаций по диагностике особенностей сотрудников ООО «ДИНАМИКА-2», выявленных с помощью метода социометрии. Ключевой выявленной особенностью является то, что в группе административно-управленческого персонала основой для сплочения являются деловые отношения, а для группы технического персонала эмоционально-личные отношения. В связи с этим для расширения сплачивающих контекстов для группы административно-управленческого персонала следует провести тренинг сплочения и команодообразования, который в большей степени сможет раскрыть потенциал личностного взаимодействия в дополнении к уже успешному деловому.

Предложенные рекомендации повысят сплоченность коллектива, что в конечном итоге благоприятно повлияют на результативность деятельности предприятия.

 

 

 

Заключение

 

 

Актуальность применения социально-психологических методов в современных условиях связана с улучшением качества человеческих ресурсов с целью усиления конкурентоспособности предприятия. Важную роль в этом играют не столько административные и экономические, сколько социально-психологические методы управления. Общие тенденции таковы, что роль социально-психологических методов с течением времени будет только усиливаться в связи с разнообразными факторами, влияющими на развитие современного общества.

Современные российские экономические отношения не способствуют поддержанию комфортного социально-психологического климата в коллективе. По этой причине важно прогнозировать воздействие социально-психологических методов управления на работу персонала, учитывая, что данные методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы и личность конкретного сотрудника, такой инструмент требует дозированного и дифференцированного применения.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании морального воздействия («методы убеждения») и социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности, интересы личности, группы и т.п.). Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Социологические методы позволяют установить статус сотрудников в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные коммуникации в коллективе, найти решение в конфликтных ситуациях, обоснованно принимать кадровые решения. К социологическим методам относятся анкетирование, интервью, социометрия, наблюдение, собеседование. Психологические методы направлены на конкретную личность работника и строго индивидуализированы, обращены к внутреннему миру человека. Социально-психологические методы включают: социально-психологическую диагностику работников и трудовых коллективов, социально-психологическое планирование, формирование коллективов и групп, создание творческой атмосферы и благоприятного социально-психологического климата, участия работников в управлении, установление социальных норм поведения, моральных санкций и поощрений, удовлетворение культурных и духовных потребностей работников, развитие у работников инициативы и ответственности; минимизация психологических конфликтов, стрессов, осуществление психологического отбора персонала, психологической адаптации новых работников, разработка служебной карьеры на основе психологической ориентации работников, развитие интеллектуальных и личностных качеств сотрудников, уровня их образования; формирование корпоративной культуры на основе норм поведения идеальных сотрудников.

Объектом нашего исследования является ООО «ДИНАМИКА-2».

ООО «ДИНАМИКА-2»  -- это современный автосервис, оборудованный профессиональной техникой для высокоточной диагностики и качественного ремонта автомобилей отечественного и иностранного производства.

Основной целью деятельности ООО «ДИНАМИКА-2» является извлечение прибыли, путем завоевания популярности и доверия клиентов, завоевание доминирующего положения на рынке оказания авторемонтных услуг с уклоном на послеаварийный ремонт.

Линейно-функциональная организационная структура аппарата управления ООО «ДИНАМИКА-2» является эффективной.

Анализ материально-технической базы ООО «ДИНАМИКА-2» позволяет сделать вывод о ее развитии и эффективном использовании.

ООО «ДИНАМИКА-2» является предприятием с нормальной финансовой устойчивостью и обладает способностью отвечать по своим обязательствам в краткосрочной перспективе, т.е. предприятие обладает хорошей кредитоспособностью.

 

Общая численность ООО «ДИНАМИКА-2» составляет 100 человек.

По выполняемым функциям согласно Общероссийскому классификатору профессий работники ООО «ДИНАМИКА-2» делятся на две категории: административно-управленческий персонал и технический персонал.

Анализ кадрового состава ООО «ДИНАМИКА-2» по основным социально-демографическим характеристикам показал, что на предприятии работает молодой, высококвалифицированный персонал, способный работать на благо предприятия, также  необходимо отметить, что за анализируемый период в организации отсутствует текучесть кадров.

Говоря об использовании социально-психологических методов управления персоналом в ООО «ДИНАМИКА-2», можно отметить, что в отношениях между работниками и руководством прослеживается открытость и доверительность: постоянное и точное информирование об экономической ситуации, складывающейся в организации, об изменениях в соответствующих секторах организации, об ожидаемых перспективах, намечаемых действиях, успешности их реализации.

В ООО «ДИНАМИКА-2» уделяется большое внимание кадрам. Планы, связанные с интенсивным развитием предприятия, опираются на построение прочного коллектива. Именно поэтому наша цель: разработка рекомендаций по совершенствованию использования социально-психологических методов в управлении персоналом и выявлении скрытых причин неудовлетворенности сотрудников организации имела не только исследовательский, но и практический характер. Основной направляющей стал социально-психологический климат и другие, связанные с ним переменные.

На основании диагностики нами были сформированы следующие рекомендации:

  • для увеличения показателя личностной активности и раскрытия личностного потенциала обслуживающего персонала, направленного на обновление организации ввести персонал-технологию «открытое планирование недели»;
  • для повышения субъективной оцененности группе менеджеров организации ввести в практику регулярную оценку по методике «360 градусов»;
  • для увеличения согласованности в существующем и желаемом уровне уровня психического напряжения у административно-управленческого персонала провести тренинг на тему «управление стрессом в контексте выполнения профессиональных обязанностей»;
  • для снижения значимости постоянного контроля провести обучающий семинар по технологиям делегирования;
  • для раскрытия креативного ресурса группы технического персонала разработать и ввести в практику специальную формы внесения идей и ввести дополнительное экономическое стимулирование за внедренные идеи;
  • для улучшения мотивационного профиля некоторых сотрудников из группы административно-управленческого персонала в индивидуальном порядке ввести построение индивидуальных карт целей и планов их достижения с обозначением промежуточных достижений;
  • для расширения сплачивающих контекстов для группы административно-управленческого персонала следует провести тренинг сплочения и команодообразования, который в большей степени сможет раскрыть потенциал личностного взаимодействия в дополнении к уже успешному деловому.

Боле подробно данные рекомендации рассмотрены в парагрфе 3.4 (страницы с 99 по 103).

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Текст]. Часть 1 // Собр. законодательства РФ. - 1994.- № 32.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] // Собр. законодательства РФ.- 2002. - № 1 (ч. 1).
  4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 14 - ФЗ от 08.02.1998 // Консультант-плюс: справ.-правовая система, 2011.
  5. Авчеренко, А.Г. Психология управления [Текст]: учебник / А.Г. Авчеренко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 150 с.
  6. Антонов, В.Г. Организационное поведение [Текст]: учебник / В.Г. Антонов, Н.В. Бобылева, О.Н. Громова.- М.: Питер, 2008.- 464 с.
  7. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом [Текст]: учебник / Т.Ю.Базаров, Б. Л. Еремин. -  М.: ЮНИТИ, 2009. - 560 с.
  8. Балабанов, И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта [Текст]: учебник / И.Т. Балабанов.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 207 с.
  9. Белбин, Р. Мередит Команды менеджеров. Как объяснить их успех или неудачу [Текст] / Р. Мередит Белбин. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009. - 240с.
  10. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / Н.П. Беляцкий.- М.: Экоперспектива, 2000.- 320 с.
  11. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 326 с.
  12. Бизюкова, И.В. Кадры управления: подбор и оценка [Текст]: учеб. пособие / И.В. Бизюкова. - М.: Экономика, 2004. - 482 с.
  13. Бирюк, А. Как мотивировать персонал к результативной постоянной работе [Текст] / А. Бирюк // Бизнес без проблем - Персонал. - 2008. - № 5. - С. 41-44.
  14. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала [Текст]: учебник / В.Р. Веснин.- М.: Юристъ, 2006.- 496 с.
  15. Виханский, О.С. Менеджмент [Текст]: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов.- М.: Гардарика, 2005.- 416 с.
  16. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учебник / О.И. Волкова, О.В. Девяткина.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 601 с.
  17. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом [Текст] / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007 - 352 с.
  18. Егошин, А.П. Управление персоналом [Текст]: учебник / А.П. Егошин.- М.: НИМБ, 2001.- 720 с.
  19. Зайцев, М.Г. Об оценке эффективности использования оборотных средств предприятия [Текст] // Дайджест финансы. - 2008. - № 8. - С. 10-13.
  20. Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия [Текст]: учебник / Н.Л. Зайцев.- М.: ИНФРА-М, 2008.- 336 с.
  21. Иванов, В.Н. Основы социального управления [Текст]: учебник / В.Н. Иванов. - М.: Высш. шк., 2008. - 271 с.
  22. Изменение процедуры оценки персонала в связи с изменением клиентской стратегии [Текст] / Д.С. Мартыненко // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №10. - С. 17-18.
  23. Карташова, Л.В. Организационное поведение [Текст]: учебник / Л.В. Карташова, Т.В. Никонова, Т.О. Соломанидина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 220 с.
  24. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 432 с.
  25. Кибанов, А.Я. Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учебник / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаурова.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 284 с.
  26. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами [Текст]: учебное пособие / Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин.- М.:ИНФРА-М, 2008.-159 с.
  27. Лютенс, Ф. Организационное поведение [Текст]: учебник / Ф. Лютенс; пер. с англ.; общ. ред. и вступ. ст. О.Е. Гончаровой.- М.: ИНФРА-М, 2007.- 692 с.
  28. Менегетти, А. Психология лидера [Текст] / А.Менегетти. - М.: ННБФ Онтопсихология, 2009. - 272 с.
  29. Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки положения о стимулировании персонала [Текст] / Ю.К. Балашов // Кадры предприятия.- 2009.- №8.- С. 19-25.
  30. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение [Текст]: учебник / Е.Б. Моргунов.- М.: Интел-Синтез, 2010.- 264 с.
  31. Николаева Т.И. Менеджмент в торговле [Текст]: учебное пособие / Т.И.Николаева. - М.:КНОРУС, 2006.- 320 с.
  32. Патриотизм персонала по отношению к своей организации - решающее конкурентное преимущество [Текст] / М.И. Магура // Управление персоналом.- 2007.- №11.- С. 9-11.
  33. Понижение с повышением [Текст] / С.М. Ярушин // Секрет фирмы.- 2009.- №40.- С. 29-31.
  34. Попов С.Г. Социальный менеджмент [Текст]: учеб.пособие / С.Г.Попов. - М.: Ось-89, 2009. -160 с.
  35. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации [Текст]: учебник / В.П. Пугачев.- М.: Аспект пресс, 2009.- 279 с.
  36. Розанова В. Психологические особенности конфликтов [Текст] / В.Розанова, Н.Беседина // Управление персоналом. - 2010. - № 3. - С.42-46.
  37. Русак, Н. А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования [Текст]: справ. пособие / Н.А. Русак, В.А. Русак. - М.: Высш. шк., 2009. - 309 с.
  38. Самыгин, С.И. Менеджмент персонала [Текст]: учебник / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко.- М.: Феникс, 1997.- 480 с.
  39. Сливак, В.А. Организационное поведение и управление персоналом [Текст]: учебник / В.А. Сливак.- М.: ИНФРА-М, 2010.- 365 с.
  40. Сорокина, М.В. Менеджмент в торговле [Текст]: учебное пособие / М.В. Сорокина.- М.: Бизнес-пресса, 2004.- 480 с.
  41. Титов, В.И. Экономика предприятия [Текст]: учебник / В.И. Титов.- М.: Эксмо, 2008.- 414 с.
  42. Управление персоналом [Текст]: учебник / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. - 423 с.
  43. Урбанович, А.А. Психология управления [Текст]: практикум / под ред. А.Я.Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. - 365 с.
  44. Хелферт, Э. Техника финансового анализа [Текст] / Э. Хелферт; пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 70 с.
  45. Магура, М.И Чем кроме денег можно мотивировать персонал [Текст] // Служба кадров и персонал.- 2010.- №5.- С. 52-56.
  46. Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами [Текст]: практическое пособие / С.А. Шапиро.- М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009.- 304 с.
  47. Шуванов, В.И. Социальная психология управления [Текст]: учебник / В.И. Шуванов.- М.: Юнити-Дана, 2009.- 463 с.
  48. Щекин, Г.В. Основы кадрового менеджмента [Текст]: учебник / Г.В. Щекин.- М.: МАУП, 2006.- 280 с.
  49. Якокка, Л. Карьера менеджера [Текст]: учебник / Л. Якокка.- М.: Попурри, 2006.- 544 с.
  50. Яхонтова, Е.С. Эффективные технологии управления персоналом [Текст]: учебник / Е.С. Яхонтова. - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.

 

 

 

 


Информация о работе Социально психологические методы управления персоналом