Управление деятельностью туристической компании на региональном рынке туристических услуг (ООО «Розовый слон»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы проекта. Актуальность темы проекта обусловлена стремительным ростом роли туризма в жизни и экономике региона. Повышение конкурентоспособности отечественного туризма на международном уровне и снижение экономического риска в условиях рыночных отношений между туристскими организациями могут быть обеспечены лишь при использовании основополагающих теоретических и практических разработок и рекомендаций логистики. Проблемы совершенствования управления туристической деятельностью важны и для туристической компании «Розовый слон», достаточно успешно оказывающей туристические услуги по России и странам Европы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ……………………………………9
1.1 Основные понятия и определения туризма, как сферы деятельно-
сти ………………………………………………………………………………….. 9
1.2 Характеристика рынка туристических услуг региона………………16
1.3 Управление туристическими компаниями в условиях сервисной экономики………………………………………………………………………………27
2 ТУРИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ «РОЗОВЫЙ СЛОН» КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………41
2.1 Общие сведения об организации …………………………………….41
2.2 Стратегия развития ООО «Розовый слон»………………………….42
2.3 Анализ внутренней и внешней среды организации…………………44
2.4 Организационная диагностика деятельности компании ……………48
2.5 Структурный анализ организации …………………………………..56
2.6 Функциональный анализ организации ………………………………62
3 РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИЕЙ …………………….69
3.1 Предложения по изменению в структуре и системе управления туристической компании………………………………………………………………69
3.2 Предложения по внедрению логистического подхода к управлению туристической компанией ………………………………………………………..87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОЧНИКОВ……………………104

Вложенные файлы: 1 файл

Скорикова_Туризм.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Особенность платежного календаря состоит в том, что туристская фирма сначала определяет все свои денежные расходы на месяц, а затем изыскивает денежные ресурсы для покрытия расходов.

Планирование возможных расходов и источников их покрытия обеспечивается путем оперативного контроля и учета поступающей выручки от реализации туристской продукции и ее расходования.

Разработка и обоснование платежного календаря — одно из важнейших условий эффективного управления финансовыми потоками туристской фирмы. В случае превышения планируемых расходов над ожидаемыми поступлениями денежных средств (дефицит платежного календаря) рекомендуется принять следующие меры:

• перенести часть платежей на следующий календарный период;

• принять меры по ускорению реализации туристского продукта;

• изыскать дополнительные финансовые источники.

В случае профицита (превышения доходов над расходами) часть свободных денежных средств на данный период можно (даже целесообразно) инвестировать в ликвидные и доходные ценные бумаги.

В туристских фирмах кроме платежного календаря ведутся еще налоговый календарь, помогающий избежать просрочек уплаты налогов и пени, а также кассовый план, отражающий поступления и выплаты денег через кассу фирмы.

Финансово-денежные расчеты туристской фирмы в целом можно подразделить на две группы:

• внутри самой турфирмы;

• вне турфирмы.

Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и т. п., и осуществляются в основном с физическими и некоторыми юридическими лицами в наличной форме через кассу. Наличные расчеты между юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным банком Российской Федерации (ЦБ РФ).

Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по товарным и нетоварным операциям по формированию, движению и реализации туристского продукта; расчетам с производителями туристских продуктов; уплатой налогов в бюджетный и внебюджетные фонды; получением и возвратом кредитов; расчетами с акционерами, подотчетными лицами и т.п. Внешние рас- 
четы ведутся, как правило, в безналичной форме, что, с одной стороны, позволяет значительно экономить на издержках обращения, а с другой — дает возможность государству контролировать законность совершаемых хозяйственных и расчетных операций и уплату налогов.

Безналичные расчеты между контрагентами производятся через банки или иные учреждения, где участники взаиморасчетов (клиенты) открывают свои счета.

Туристская фирма может открывать в банках следующие счета: расчетный счет, текущий счет, специальный счет, валютный счет, транзитный счет.

Расчетный счет предназначен для осуществления текущих платежей по распоряжению туристской фирмы и для зачисления денежных средств в адрес фирмы. Он открывается туристскими фирмами, если они имеют статус юридического лица, самостоятельно платят налоги и вступают в кредитные отношения с банками, т. е. обладают полной экономической и юридической независимостью. Открытие расчетного счета сопровождается представлением туристской фирмой в банк соответствующих документов.

Количество расчетных счетов, открываемых туристскими фирмами в банках, законодательно не ограничено. Однако если туристская фирма является недоимщиком по платежам в бюджет, то она должна выбрать по своему усмотрению один счет (счет недоимщика), на котором должны аккумулироваться все суммы, поступающие в адрес фирмы во всех других банках.

Текущий счет открывается для туристских фирм, не имеющих статус юридического лица (например, филиалов) или не занимающихся предпринимательской деятельностью (например, различного рода фонды). Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами с текущего счета можно лишь в строгом соответствии со сметой, утвержденной вышестоящей 
организацией.

Специальные счета используются для хранения средств целевого назначения.

Валютный счет предназначен для осуществления расчетов по валютным операциям. Валютные операции подразделяются на текущие и связаны с движением капитала. К текущим операциям относятся переводы иностранной валюты в Россию и обратно для осуществления расчетов по внешнеторговым сделкам; получение и предоставление кредитов на срок не более 180 дней, а также неторговые расчеты и др.

С движением капитала связаны прямые и портфельные инвестиции, предоставление и получение кредитов на срок более 180 дней и др.

Валютные счета открываются в банках, имеющих лицензию ЦБ РФ на осуществление валютных операций. Они могут открываться в любой из свободно конвертируемых валют. При этом на каждый вид валюты оформляется отдельный счет.

В соответствии с действующим законодательством одновременно с валютным счетом открывается и транзитный счет, на который предварительно зачисляется валютная выручка. С этого счета туристская фирма в обязательном порядке продает на внутреннем рынке 50% валютной выручки. Уполномоченный банк должен продать полученную от туристской фирмы валютную выручку на торгах межбанковской валютной биржи и зачислить рублевый эквивалент на расчетный счет туристской фирмы. Остаток валютной выручки (50%) с транзитного счета зачисляется на валютный счет фирмы.

Наиболее распространенными формами безналичных денежных расчетов между плательщиками и получателями являются: платежные поручения, платежные требования-поручения, аккредитивы, расчетные чеки.

 

В деятельности ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» финансовое планирование играет исключительно важную роль. В процессе финансового планирования каждая туристская фирма всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и определяет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах туристской организации, получаемой из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности.

Финансовое планирование в туристских организациях условно подразделяется на оперативное и стратегическое.

Оперативное финансовое планирование включает два этапа: на первом этапе анализируются финансовые показатели за предыдущий период (как правило, за один год). Для этого используются основные финансовые документы туристской организации: годовой баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении денежных средств и др. На втором этапе производится составление основных прогнозных документов: объемов продаж, движения денежных средств, анализ прибылей и убытков, прогноз баланса.

Прогнозы объемов продаж помогают определить влияние цен на объемы реализации туристской продукции, размер инфляции и изменения соотношения валютного курса рубля, на потоки денежных средств фирмы и т.п. Обычно прогноз реализации туристской продукции, рассчитанный на один год по месяцам, включает объем продаж в натуральном выражении, цену за единицу продажи, уровень инфляции в процентах, валютный курс, объем реализации в денежном выражении и др.

Основная цель финансового прогнозирования движения денежных средств состоит в том, чтобы добиться синхронности поступления и расходования денег или необходимой ликвидности активов туристской фирмы в будущем. Нехватка денежных средств в нужный конкретный момент времени может привести к неплатежам и даже к финансовой несостоятельности фирмы.

С помощью прогнозного анализа прибылей и убытков определяются следующие показатели:

1) возможная выручка от реализации  туристской продукции;

2) себестоимость реализации продукции и услуг;

3) коммерческие расходы;

4) управленческие расходы;

5) прибыль (убыток) от реализации (пп. 1-4);

6) проценты к получению;

7) проценты к уплате;

8) прочие операционные доходы;

9) прочие операционные расходы;

10) прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности (п. 5 + п. 6 - п. 7 + п. 8 - п. 9);

11) прочие внереализационные расходы;

12) прочие внереализационные доходы;

13) прибыль (убыток) планового периода (п. 10 + п. 11 - п. 12);

14) прибыль (убыток) нарастающим итогом;

15) налог на прибыль;

16) использование прибыли;

17) нераспределенная прибыль (убыток) планового периода (п. 13 - п. 15 - п. 16).

Из выручки от реализации туристской продукции (без НДС, акцизов, таможенных пошлин) вычитаются условно-переменные затраты и получается маржинальная прибыль. Далее из маржинальной прибыли вычитаются условно-постоянные затраты и определяется финансовый результат (прибыль или убыток).

Объем производства туристской продукции, при котором величина выручки от реализации продукции равна ее полной себестоимости, т.е. туристская организация не получает ни прибыли, ни убытка, называется критическим объемом производства. Графически критический объем производства обозначается точкой безубыточности (рисунок 9).

 

 



Зона прибыли




Точка критического объема производства




   Объем производства




                     условно-переменные затраты


. . . . . . . . .    условно-постоянные затраты

                    выручка от реализации туристской продукции


Рисунок 9 - Зависимость затрат (выручки) от V производства продукта30

 

После определения точки безубыточности планирование прибыли строится на основе эффекта финансового операционного рычага, т. е. того запаса финансовой прочности, при котором туристская организация может позволить себе снизить объем реализации продукции, не приходя к убыточности. Действие финансового рычага связано с непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат при изменении объемов производства и реализации. При этом чем выше доля условно-постоянных затрат в себестоимости туристского продукта, тем сильнее воздействие финансового рычага.

При росте объема продаж доля условно-постоянных затрат в себестоимости падает и воздействие финансового рычага уменьшается.

Прогноз баланса. Баланс представляет собой сводную таблицу, в которой отражаются источники ресурсов, за счет которых туристская организация формирует свои основные (собственные) и оборотные (привлеченные и заемные) средства.

В активе баланса размещаются необоротные и оборотные средства размещения ресурсов: расчетный счет, касса, дебиторская задолженность и др.

В пассиве — привлеченные и заемные средства, кредиторская задолженность, авансы потребителей туристских продуктов и др.

Баланс активов и пассивов необходим для того, чтобы видно было, в какие виды активов направляются денежные средства и за счет каких видов пассивов предполагается финансировать создание этих активов.

Особенностью структуры активов туристских фирм является низкая доля необоротных активов. Это объясняется тем, что туроператорам и турагентам нет необходимости обзаводиться большими основными средствами и нематериальными активами. Например, по статье «Нематериальные активы» у турагентов может учитываться только лицензия на осуществление туристской деятельности и программные продукты. Туроператор может иметь более широкий набор нематериальных активов.

Специфика хозяйственной деятельности туроператоров и турагентов проявляется, прежде всего, в их оборотных активах, в частности в дебиторской задолженности. Так, например, высокая доля дебиторской задолженности (в среднем более 60%) по отношению к остальным видам активов туроператоров (у туроператоров примерно 18%) объясняется тем, что между моментами продажи и реализации туристских продуктов имеется значительный временной период (туры формируются и продаются обычно за несколько недель или месяцев до начала путешествия). В силу чего возникает дебиторская задолженность у туроператоров и кредиторская задолженность у турагентов. В пик туристского сезона доля дебиторской задолженности в составе финансовых активов у туроператоров увеличивается до 70%, а доля денежных средств снижается до 15%.

Турагенты в процессе реализации туристских продуктов имеют приток денежных средств до 70% в структуре оборотных активов.

Для ООО «РОЗОВЫЙ СЛОН» также характерен особый состав и структура источников финансовых ресурсов. Финансирование туристской деятельности производится в основном за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично за счет собственных средств. Это связано с тем, что туристская организация получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет по ним услуги.

Среди привлеченных средств основную долю (50% у туроператоров и 70% у турагентов) составляет кредиторская задолженность. Этими ресурсами туристская фирма может пользоваться беспроцентно и на относительно долговременной основе. Туристские фирмы, как правило, не пользуются кредитованием под оборотные средства. Потребность в заемных средствах у туристских фирм возникает при вхождении в новый бизнес, расширении видов услуг, разработке и внедрении новых туристских маршрутов, при строительстве новых офисов, турбаз, гостиниц, приобретении средств транспорта и др.

Информация о работе Управление деятельностью туристической компании на региональном рынке туристических услуг (ООО «Розовый слон»)