Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:44, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета)
по дисциплине "Менеджмент"

Вложенные файлы: 1 файл

учебник.docx

— 287.89 Кб (Скачать файл)

1. Определение менеджмента.  Этапы и школы в истории  менеджмента

Менеджмент- управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, разработанных с целью повышения эффективности производства и управления прибыли.

Менеджмент - умение добиваться поставленных целей, используя  труд, интеллект и мотивы поведения  других людей, работавших в организации.

Менеджер (англ. управлять) - наемный профессиональный управляющий, специалист по управлению.

Нельзя любого инженера или экономиста, занятого управлением  считать менеджером. Менеджер - человек, имеющий специальную подготовку.

Рассмотрим основные этапы развития теории и практики менеджмента.

1. Классическая  школа управления (1911г.): уделялось  внимание рациональному поведению  человека. Человеку отводилась роль  механизма в среде производства.

Основатель - американский инженер и менеджер Фредерик У. Тейлор.

Он понимал труд антропологически-натуралистически и отождествлял его с проявлением нервно- физиологических структур мозга или деятельности мышц. Тейлор обращал внимание на введение целесообразных режимов смены труда и отдыха. Таким образом согласно концепции Тейлора необходимо приспособить человека к машине.

Макс Вебер - немецкий социолог. Указывал, что жесткий  порядок, подкрепляемый соответствующими правилами, является наиболее эффективным  методом работы.

Развитие идей Тейлора  было продолжено Анри Файолем. Файоль попытался исследовать организационную структуру управления и дал рекомендации по улучшению линейной структуры (руководящий субъект должен курировать корреспонденцию двух субъектов).

По мере развития новой техники наблюдается достижение большей гибкости производства. В  соответствии с концепцией гибкой производственной системы предусматривается более  однородная квалификация персонала. Планирование и подготовка производства осуществляется самим коллективом.

Мотивация и квалификация становятся основной, центральной проблемой  управления персоналом. Результат в  значительной степени зависит от воли работников и их возможностей (квалификации). Управлять умственной деятельностью сложнее, чем физической. Этот факт потребовал поиска новых  подходов к управлению.

2. Поведенческая  школа управления (30-60гг.): Начало  этому направлению положил американский  социолог и психолог Элтон Мэйо, основоположник индустриальной социологии и социологии труда.

Изучая влияние  различных факторов (условия и  организация труда, з/пл, межличностные отношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.

Таким образом, политика человеческих отношений должна включать ряд мероприятий, ведущих к удовлетворению текущих нужд работников, управлению текущих нужд работников. Сюда относятся  мероприятия по улучшению условий  труда, условий отдыха и проведения свободного времени.

3. Ситуационный  подход (60 гг) Подход использует возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств.

Ситуационный подход указывает конкретные приемы и концепции  с определенными конкретными  ситуациями для того, чтобы достичь  целей организации наиболее эффективно. Он пытается определить, какие перемены являются значимыми, как они влияют на эффективность организации.

4. Системный подход: Это методология исследования  любых объектов посредством представления  их в качестве систем и анализа  этих систем.

Главный инструмент системного анализа - модель изучаемой  системы.

Этот подход позволяет  устранить недостаток подходов различных  школ управления, который заключается  в том, что они сосредотачивают  внимание на каком-то одном важном элементе. Системный подход означает анализ не в отдельности, а в системе, т.е. определенной связи элементов этой системы.

Методы системного анализа были впервые разработаны  и применены в США для отбора и планирования систем вооружения, в связи с анализом военно-политических целей США. Позже эти методы применялись  в государственных учреждениях  и крупных фирмах США.

Классическое направление  менеджмента включало в себя три  области:

- научный менеджмент - акцент делался на научно  обоснованную организацию производства, рациональность и преподнесение  менеджмента в виде промышленного  (Ф.У.Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт);

- административный  менеджмент - внимание уделялось  организации в целом и таким  функциям как планирование, организация,  командная цепочка, координация  и контроль (А. Файоль, М.П. Фоллет);

- концепция бюрократических  организаций предполагала четкое  определение должностных обязанностей  и ответственности работников, ведение  формальной отчетности, разделение  собственности и управления, что  должно было строиться на безличной,  рациональной основе (М. Вебер).

В целом период доминирования классического направления  менеджмента был плодотворным - появилась  наука управления, новое фундаментальное  понятие, повысилась эффективность.

Как самостоятельная  наука менеджмент зародился на рубеже XIX-XX вв. Именно в этот период появились  первые работы, посвященные управлению хозяйственной деятельностью.

Во многом это  было предопределено потребностями  капиталистического общества. Разделение труда привело к тому, что производство стало очень сложным, а, следовательно, усложнились и механизмы управления им.

Кроме того, было осознано, что без эффективного управления невозможно нормальное функционирование предприятия, которое предполагает в том числе и получение прибыли. Это и стало основной предпосылкой формирования представлений об управлении.

Впервые идея менеджмента  как особой специализации, особой профессии  была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.

Основателем классической школы «научного менеджмента» считается  Фредерик Тейлор (1856-1915) - инженер-практик  и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения  производительности и эффективности. Основные взгляды Тейлора изложены в книгах «Управление предприятием» (1903), «Принципы научного управления» (1911).

Главная идея Тейлора  состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и  мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать  не только технику производства, но и труд, его организацию и управление, следует совершенствовать систему  оплаты труда. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.

Бурное развитие промышленности предопределило дальнейшую эволюцию научных взглядов классической школы. Развитие идей Тейлора было продолжено выдающимся французским инженером  Анри Файолем(1841-1925), который предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организацию, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.Вклад данной школы заключается в том, что она рассматривает управление, как универсальный процесс, состоящий из несколько взаимосвязанных функций. Она сформировала теорию управления всей организацией.

К классической теории управления близко примыкает теория идеального типа административной организации,названная ее автором, немецким социологомМаксом Вебером(1864-1920) «бюрократией». Большинство американских теоретиков управления, высоко оценивая эвристическое значение организационной модели Вебера, подчеркивают вместе с тем, что он интересовался лишь формальной организацией управления, а все отклонения от нее рассматривал как «идиосинкразию», которая не представляет интереса для теоретика.

Школа «человеческих  отношений» (гуманистический менеджмент). уделяет внимание психологии отношений, поведению и потребностям людей, социальным взаимодействиям и групповым интересам. Выделяют три области направления: человеческие отношения, человеческие ресурсы и бихевиоризм. (Г. Мюнстерберг, Э.Мейо, А. Маслоу).

Считается, что  начало этому направлению положил  Элтон Мэйо(1880-1945); который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда от физических аспектов работы (например, освещения). После многочисленных экспериментов (хоторнские эксперименты) был сделан вывод о том, что поведение группы может в большой степени не зависеть от рабочих условий или схемы оплаты труда.

Еще до получения  Э. Мэйо практических результатов, их теоретически предвосхитила англичанка Мэри Фоллет(1868-1933). Теория управления, доказывала Фоллет, должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии.

Большой вклад в  развитие школы «человеческих отношений» был сделан в 40-60-е годы, когда  учеными-бихевиористами (от англ. behaviour - поведение) было разработано несколько теорий мотивации. Одной из них является иерархическая теория потребностей Абрахама Маслоу(1908-1970).

Одной из наиболее известных концепций мотивации, продолжающей теорию Маслоу, являются взгляды профессора Фредерика Херцберга (род. 1904), обусловливающие мотивацию удовлетворенностью или неудовлетворенностью работой.

Современная система  взглядов на менеджмент сформировалась в 50-е гг. XX в. как количественная школа науки управления, основанная на понимании сложных управленческих проблем, благодаря разработке и применению моделей с использованием количественных методов (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг и др.). В школе науки управления различают два главных направления: производство рассматривается как «социальная система», а также используются системный и ситуационный анализ с применением матметодов и ЭВМ. Среди новых подходов: дерево решений, мозговой штурм, управление по целям, диверсификация, бюджетирование, кружки качества, портфельный менеджмент. Другим направлением является выведение общих принципов сложных систем с помощью синергетической методологии (принципов нелинейности, самоорганизации, неравновесности экономических процессов). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент»

2. Функция планирования  в менеджменте. Понятие, сущность  виды

ПЛАНИРОВАНИЕ - Это  функция, связанная с определением целей и задач организации, а  также ресурсов, необходимых для  достижения этих целей. Это один из способов, с помощью которого руководство  обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Понятие "планирование" имеет 2 смысла:

1. Общеэкономический с точки зрения общей теории фирмы

2. Управленческий (одна из функций менеджмента,  которая представляет собой процесс  определения целей и путей  достижения этих целей).

Принципы планирования.

1. Принцип единства. Поскольку организация это целостная  система, то составные её части  должны развиваться в едином  направлении. Это означает, что  планы каждого подразделения  должны быть связаны с планами  всей организации.

2. Принцип участия.  Означает, что каждый член организации  становится участником плановой  деятельности независимо от занимаемой  должности, т.е. процесс планирования  должен привлекать всех тех,  кого он затрагивает. Планирование основанное на принципе участия называется "парситипативным".

3. Принцип непрерывности.  Означает, что процесс планирования  на предприятиях должен осуществляться  постоянно. Это необходимо в  силу того, что внешняя среда  организации неопределенна и  изменчива, поэтому фирма должна  корректировать и уточнять планы  с учетом этих изменений.

4. Принцип гибкости. Он заключается в обеспечении  возможности изменять направленности  планов, в связи с возникновением  непредвиденных обстоятельств.

5. Принцип точности. Любой план должен быть составлен  с такой степенью точности какая только возможна. Социально-психологические функции менеджмента обеспечивают регулирование отношений между людьми, возникающие в процессе функционирования организации.

Социально-психологические  аспекты управления в современных  условиях нередко становятся решающим специфическим фактором успеха предпринимательской  деятельности организации.

К социально-психологическим  функциям менеджмента относятся  делегирование и мотивация.

Обе эти функции  позволяют определить состав задач  и полномочий каждого из участников осуществляемых процессов и сформировать наиболее благоприятные условия  его деятельности, стимулирующие  получение высоких результатов.

Делегирование как  функция менеджмента означает процесс  передачи задач и определения  компетенции лица или группы лиц, принимающих на себя ответственность  за их осуществление.

Задачи формулируют  конечные и промежуточные результаты деятельности участника или руководителя подразделения.

Компетенция означает ограниченное право сотрудника или  подразделения использовать средства и ресурсы предприятия для  выполнения установленных задач.

Ответственность означает обязательства лица или подразделения  выполнять установленные задачи в рамках представленных полномочий, т. е. прав и ресурсов.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"