Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 01:02, лекция
Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.
Законодательство РФ о налогах и сборах относится к публично-правовым отраслям законодательства, которому присущи: неравенство сторон, наличие субординации властных отношений, зависимость одной из сторон от волеизъявления другой, высшей иерархии. Российское законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный, субфедеральный и местные бюджеты, а также определяет основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по их уплате.
Налоговый кодекс Российской Федерации определяет также:
- права и обязанности
- формы и методы налогового контроля;
- ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- порядок обжалования актов
налоговых органов и действий
(бездействий) и их
Действие НК РФ не
К статьям Кодекса
Законодательство о налогах и сборах — это упорядоченная система норм и правил, содержащихся в законах и регулирующих отношения в сфере налогообложения. Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс. В нем устанавливаются и регламентируются виды налогов и сборов, порядок, особенности и сроки их расчета, начисления и уплаты, налоговые льготы, субъекты (налогоплательщики — физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели) и объекты налогообложения (прибыль, доходы, имущество, сделки, финансовые операции и тому подобное), юридическая ответственность за неисполнение законодательства о налогах и сборах.
Законодательство о налогах
и сборах Российской Федерации представляет
собой трехуровневую
федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс Российской Федерации и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
регионального законодательства; в соответствии с Налоговым кодексом субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые
Статьей 4 Налогового Кодекса РФ предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти , а также органы исполнительной власти субъектов РФ уполномочены принимать нормативно-правовые акты (постановления и разъяснения Правительства РФ, письма и разъяснения Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ) в пределах своей компетенции. Однако акты органов исполнительной власти носят, в основном, разъяснительный характер и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правило о том, что незнание закона
не освобождает от ответственности,
знают все. Информационно-правовые
системы для бухгалтеров: «Помощник
Бухгалтера», «Помощник Бухгалтера
бюджетной организации», «Помощник
Бухгалтера по бюджетному учету», «Помощник
Финансового директора», разработанные
консорциумом «Кодекс», позволят вам
не только хорошо знать законодательство
о налогах и сборах, но и воспользоваться
консультациями «Линии профессиональной
поддержки». С этими услугами вы
всегда будете держать руку на пульсе
постоянно меняющегося
1. Акты законодательства о
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
2. Акты законодательства о
3. Акты законодательства о
4. Акты законодательства о
5. Положения, предусмотренные
Налоговая компетенция органов власти разного уровня в настоящее время определяется ст. 5 и 12 Налогового кодекса Российской Федерации [1] и
заключается в следующем:
– Налоговый кодекс (т.е. федеральный уровень) устанавливает исчерпывающий перечень налогов: федеральных, региональных и местных;
– региональные и местные органы власти имеют право вводить или не вводить установленные Налоговым кодексом соответственно региональные и
местные налоги (должны быть приняты соответствующие законы или нормативно-правовые акты);
– Налоговый кодекс устанавливает основные элементы налоговых обязательств по региональным и местным налогам;
– региональные и местные органы власти имеют право устанавливать свои ставки (в пределах разрешенных), порядок и сроки уплаты налогов и могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
При установлении региональных
налогов законодательными (представительными)
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации определяются
в порядке и пределах, которые
предусмотрены настоящим
Местными налогами признаются
налоги, которые установлены настоящим
Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований о налогах и
Местными налогами признаются налоги,
которые установлены настоящим
Кодексом и нормативными правовыми
актами представительных органов муниципальных
образований о налогах и
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Земельный налог и налог на имущество
физических лиц устанавливаются
настоящим Кодексом и нормативными
правовыми актами представительных
органов поселений (муниципальных
районов), городских округов о
налогах и обязательны к уплате
на территориях соответствующих
поселений (межселенных территориях),
городских округов, если иное не предусмотрено
пунктом 7 настоящей статьи. Земельный
налог и налог на имущество
физических лиц вводятся в действие
и прекращают действовать на территориях
поселений (межселенных территориях),
городских округов в
При установлении местных налогов
представительными органами муниципальных
образований (законодательными (представительными)
органами государственной власти городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)
определяются в порядке и пределах,
которые предусмотрены
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Налоговым контролем признается деятельность
уполномоченных органов по контролю
за соблюдением
Налоговый контроль
Налоговые органы, таможенные органы,
органы государственных внебюджетных
фондов и органы внутренних дел в
порядке, определяемом по соглашению между
ними, информируют друг друга об
имеющихся у них материалах о
нарушениях законодательства о налогах
и сборах и налоговых преступлениях,
о принятых мерах по их пресечению,
о проводимых ими налоговых проверках,
а также осуществляют обмен другой
необходимой информацией в
4. При осуществлении налогового
контроля не допускаются сбор,
хранение, использование и
Информация о работе Система нормативных документов, регулирующих налоговые отношения