Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 18:06, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.
Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический
феномен в современной литературе............................................................7
1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7
1.2. Специфика познавательных интересов в старшем дошкольном возрасте………………………………………………………………………..….14
1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

Глава 2. Экспериментальное изучение познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития…………..30
2.1. Организация и методики исследования…………………………………..30
2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47
3.1. Организация и принципы коррекционно – педагогической………….47
3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49
3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

Заключение…………………………………………………………………….57

Библиография………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Бурыкина.docx

— 198.73 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

 

 

Дипломная работа

Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития

 

                                                   

                                                               Выполнила:

                                                               студентка V курса

                                                              очной формы обучения

                                                                   специальности 050714.65

                                                                    Олигофренопедагогика

                                                               Бурыкина Юлия Леонидовна

                                                               Подпись ______________

 

                                                                    Научный руководитель:

                                                                    Ст. преподаватель

                                                                    Скупова Т.В.

                                                                    Подпись      


                                                                    Научный консультант:

                                                                    К.п.н., доцент Арзыбова О.В.

                                                                    Подпись


 

Допустить к защите:

Зав. кафедрой специальной педагогики и психологии, кандидат психологических наук, доцент

Винтаева Т.Н.__________________

 «____»______________20___ г.

Подпись ________________

Дипломная  работа защищена

«____»_____________20___ г.

Оценка _______________

Председатель ГАК

Отличник народного образования   РФ, обладатель медали «За услуги перед Отечеством» II степени Богданчиков Л.Н.

Подпись________________


 

Самара, 2013 год


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

                           

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический      

феномен в современной  литературе............................................................7                                                           

1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе………………………………………………………7                                                                                   

1.2. Специфика   познавательных   интересов  в старшем дошкольном              возрасте………………………………………………………………………..….14                                                                                                                  

1.3.Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов…………………………………………………………………………21

 

Глава 2. Экспериментальное изучение   познавательных  интересов  старших дошкольников с  задержкой психического развития…………..30                       

2.1. Организация  и методики  исследования…………………………………..30                                                                                     

2.2. Результаты исследования констатирующего эксперимента……………38

 

Глава 3. Коррекционно-педагогическая работа по развитию познавательных  интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития………………………………………………………...47                                                                                      

3.1. Организация и принципы   коррекционно – педагогической………….47

3.2. Содержание коррекционно - педагогической работы…………………49                          

3.3. Результаты контрольного эксперимента………………………………......51

 

Заключение…………………………………………………………………….57

 

Библиография…………………………………………………………………59      

 

Приложение…………………………………………………………………….65                              

Введение

Актуальность исследования. Старший дошкольный возраст, по мнению современных исследователей, - короткий, но очень важный период становления личности ребенка, этап подготовки к будущей жизни. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться стремление узнавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения.

Именно в этот период взрослые пытаются решить одну из серьезных задач – подготовить ребенка к школе, то есть воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, помочь ему понять важность и необходимость обучения, вызвать у него желание стать школьником, сформировать интерес к познанию  окружающего мира [16; с.17].

       Успешность  решения данной задачи, по мнению  большинства отечественных исследователей, связана с проблемой  формирования  у дошкольников устойчивых познавательных  интересов.

Э.А. Баранова, Н.В. Метельский, Г.И. Щукина специально занимающиеся   исследованием проблемы познавательного интереса в детском возрасте, рассматривают познавательный интерес как избирательную направленность личности на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующую психическую деятельность ребенка, его познавательные возможности, делающую его деятельность увлекательной и продуктивной.

По их мнению, устойчивый познавательный интерес – признак готовности ребенка к школьному обучению. Он является основой всей воспитательной работы с детьми в дошкольный период, так как  воспитание у ребенка  внутренней потребности в знаниях является важным моментом при подготовке его  к школе [62; с. 45 - 48].

       Проблема формирования устойчивого познавательного интереса приобретает особую актуальность применительно к дошкольникам с задержанным психическим развитием. 

        Авторы, занимающиеся проблемой коррекции  задержки психического развития  в дошкольном и младшем школьном  возрасте (Е.А. Екжанова, Н.А. Никашина,  С.Г. Шевченко и др.),  подчеркивают, что недостатки развития познавательной  и эмоционально-волевой сферы оказывают влияние на сформированность познавательных интересов у таких детей [17; с. 65].

        Одним  из эффективных путей формирования  познавательных интересов в современной  педагогике признается активное  использование в процессе обучения  дидактической игры, так как при  этом  новые знания   возникают  в результате активной умственной  деятельности детей, направлены  на решение возникших у них  вопросов и принятых ими самими  учебных задач. Деятельность детей  в такой ситуации направляется  на самостоятельный поиск выводов  и умозаключений [5; с. 23].

        В  связи с принятием федеральных государственных требований игровой деятельности, как форме организации детской деятельности, отводится особая роль. Используя дидактическую игру  в ходе реализации образовательной области «Познание», направленной на « Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей», взрослый имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений.

        Руководя  игрой, педагог воспитывает активное  стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию дошкольника [10; с.11].

       Проведенный нами анализ современной литературы  показал, что вопросы воздействия дидактических игр на развитие детей с нормальным психофизическим развитием в современной педагогике и психологии освещены достаточно. Влияние  же дидактических игр на развитие  старших дошкольников с задержкой психического развития, а также вопросы развития их познавательных интересов посредством дидактических игр разработаны недостаточно.

       Цель работы: на основе изучения особенностей познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующий развитию познавательных интересов у данной категории детей.

        Объект - процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

       Предмет - комплекс дидактических игр как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития.

       Гипотеза исследования: уровень сформированности познавательных интересов старших дошкольников с задержкой психического развития, возможно, повысить, если при реализации образовательной области «Познание», направленной на «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей»  использовать дидактические игры.

        В  соответствии с гипотезой и  целью исследования решались  следующие  задачи:

  1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической и  методической литературы по проблеме исследования;
  2. Изучить уровень развития познавательных интересов детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста в сравнении с нормально развивающимися сверстниками;
  3. Подобрать и апробировать комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательных интересов детей с задержкой психического развития.
  4. Проследить динамику развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития в процессе использования дидактических игр.       

       Для решения поставленных задач применялись следующие методы:

-  изучение литературных  источников;

- анализ психолого-педагогической  документации испытуемых;

-  наблюдение;

- психолого-педагогический  эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;

- анализ и обработка  полученных данных.

        Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка библиографии и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Познавательный интерес как психолого-педагогический

феномен в современной  литературе

 

1.1. Характеристика и изучение познавательного интереса в психолого – педагогической литературе                                                                                   

        Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире [13; 48].

        По мнению А.Н. Леонтьева, активность – понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних и внутренних стимулов – раздражителей [30; с.12].

       Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале.

        С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

    Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.).          

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития познавательных интересов у старших дошкольников с задержкой психического развития