Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 00:32, курсовая работа

Краткое описание

Орфография как система единообразного написания слов и их сочетаний имеет большое значение. Высоким уровнем письменной, в том числе и орфографической, грамотности должен владеть каждый выпускник средней школы. Это необходимо не только для успешных занятий по русскому языку, но и для полноценного усвоения других школьных предметов. Орфографические умения и навыки обязательны при выполнении письменных работ по разным предметам, в некоторых видах внеклассной и общественной работы (выпуск стенгазеты, подготовка доклада, ведение протокола собрания, отчет о работе, деловая переписка, ведение дневниковых записей и т. д.).

Вложенные файлы: 1 файл

2139_диктанты.docx

— 153.48 Кб (Скачать файл)

Правильная организация списывания начинается с разбора учащимися совместно с учителем образца, потом, следуя этому образцу, учащиеся пишут сами. Если класс плохо подготовлен по орфографии, первый пример, который будет выполнен учащимися самостоятельно, надо проверить. Потом упражнение выполняется до конца, после чего производится проверка его — полностью или выборочно [10].

Особое место в системе орфографических упражнений занимает диктант. По сравнению со списыванием он представляет для учащихся новую трудность и очередную ступень в овладении навыком. До диктанта ученик пользовался при письме правилом в условиях, когда новая для него орфограмма находилась в центре внимания, была так или иначе выделена, графически подсказана; теперь же орфографическое содержание текста несколько отодвигается на задний план, так как ученик при письме под диктовку должен думать о содержании предложения и написании его в целом, о связи слов в предложении, о многих других орфограммах, усвоенных ранее. Вполне естественно, что новое, только что усвоенное орфографическое действие отодвигается на второй план, автоматизируясь при этом, превращаясь в полноценный навык [13].

В белорусской школе важное место в формировании орфографических навыков занимает перевод с родного языка на русский текста, дающего возможность сопоставить или разграничить те или иные факты русской и белорусской орфографий, предупредить интерференцию навыков [5].

Некоторые учителя стремятся использовать как можно больше различных упражнений на уроке. Однако задача не только в том, чтобы обеспечить разнообразие орфографических упражнений, надо правильно определить место каждого из упражнений в общей системе работы, их взаимосвязь. Главным критерием при этом является учет объективно существующей логики развития орфографического навыка. Чем полнее каждое из упражнений соответствует данному этапу в развитии навыка, тем интенсивнее формирует оно навык. Согласно этой логике работа над каждым новым видом написаний начинается с выделения, нахождения новых орфограмм и их обоснования. Затем следует письмо: с текста и под диктовку. Наконец, ученик использует новую орфограмму при написании изложения или сочинения. В этом и состоит реализация принципа сознательности и автоматизма. Нельзя раньше времени перескакивать через те или иные этапы формирования навыка, нельзя и пропускать их. Нельзя также слишком задерживаться на каких-то этапах работы (в особенности начальных: объяснение орфограмм, списывание со вставкой букв), иначе не произойдет достаточной автоматизации навыка. Орфографическое действие при этом будет безошибочно выполняться лишь тогда, когда оно находится в центре внимания, при совмещении же его с письмом под диктовку или изложением собственных мыслей, т. е. когда орфография отодвигается на задний план, появятся многочисленные ошибки.

 

 

1.3 Диктант как средство формирования орфографических навыков учащихся

 

Диктант (от лат. dicto - диктую) – один из видов письменных работ для закрепления и проверки знаний, тренировки навыков учащихся [2, с. 3].

Диктант рассчитан на развитие моторно-слуховых ассоциаций учеников. Этот вид работы учит воспринимать слово на слух, сопоставлять его звуковой и буквенный состав; дополнительно вырабатывает у учащихся орфоэпические нормы и умение пользоваться правилом. Правда, последнее не всегда является очевидным.

В зависимости от материала для диктанта все они делятся на словарные и текстовые (отдельные предложения и текст). Словарные диктанты имеют целью тренировать (учебные) и контролировать (контрольные) усвоение определенного орфографического правила или нескольких. Текстовые диктанты обычно используются в качестве контрольных – для проверки не только изучаемых орфограмм, но и ранее изученных [7, с. 3].

В зависимости от способа отображения материала диктанты делятся на диктанты без изменений и с изменениями диктуемого. Последние могут быть представлены

- выборочным диктантом, когда учащиеся записывают только избранные на слух слова, словосочетания с определенной орфограммой(-ами);

- выборочно-распределительным диктантом – запись слов по выбору с их группировкой;

- морфемным диктантом – запись не всех слов, словосочетаний, предложений, которые диктуются, а только состоящих из указанных морфем; или запись не самих слов, которые диктуются, а только, например, переменных или постоянных приставок, которые имеются в определенных словах. При проведении морфемного диктанта вырабатываются грамматические и орфографические навыки на основе соответствующих правил;

- творческим диктантом – запись слов в тексте в соответствии с изучаемым правилом, хотя читаются они в исходной форме. Используется данный диктант, например, при изучении правописания окончаний существительных, прилагательных и др. [7]

Своеобразным видом диктантов выступает диктант с продолжением (термин Т.А. Ладыженской), в названии которого уже отражена его суть. Ученики записывают под диктовку текст, а потом в качестве продолжения создают собственный текст, который тематически связан с продиктованным. Методика диктанта с продолжением позволяет школьникам перейти от репродуктивных способов деятельности (списывание, диктант) к продуктивным (создание нового текста и его грамотное оформление) [11, 12].

Исходя из целей обучения, целесообразно разделение диктантов на обучающие и контрольные. Отдельно можно выделить диктант "Проверяю себя", сочетающий контроль и обучение, так как ученики сначала, записывая текст, сами контролируют себя, на следующем этапе выясняют правильность написания, а в итоге «развивается умение выделять орфограммы, что является половиной успеха в обучении правильному письму» [19, с. 42]. Диктант «Проверяю себя» проводится обычно, как и контрольный, только ученики, записывая текст (слова, словосочетания, предложения), подчеркивают (или пропускают) буквы, в написании которых они не уверены. После записи всего диктанта ученики имеют возможность уточнить написание в учителя или других учащихся, проверить по словарю, справочнике и т д. Этот вид диктанта позволяет формировать у учащихся навыки самоконтроля и дает учителю объективную картину усвоения учащимися определенного материала [17].

Обучающие диктанты в зависимости от времени объяснения материала могут быть предупредительными, пояснительными, комментированными.

Цель предупредительного диктанта – предупредить ошибки перед написанием текста, поэтому ученики сначала объясняют написание слов или постановку знаков препинания, а потом записывают. Обычно проводится на первоначальном этапе освоения материала и формирования соответствующих умений и навыков с целью предупреждения неправильных написаний. Предупредительный диктант может быть зрительным (предупредительный зрительный диктант), когда учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении объясняются написание, постановка знаков препинания, после этого один ученик записывает по частям текст на доске, а остальные пишут в тетрадях самостоятельно и только после записи сверяют с написанным на доске, и слуховым (предупредительный слуховой диктант), если после предупреждения возможных ошибок учитель еще раз читает текст по предложениям, а ученики записывают [2, с. 5].

При закреплении определенной темы, раздела или при повторении изученного обычно проводится объяснительный диктант, целью которого является не предупреждение возможных ошибок, а исправление их после написания всего текста (или его части, отдельных предложений). Методика проведения объяснительного диктанта следующая: ученики записывают весь текст под диктовку учителя, а затем читают написанное, исправляют ошибки, если они есть, и объясняют написание и постановку знаков препинания. Объяснение правописания может происходить и после написания отдельных предложений, частей текста. Объяснительный диктант может быть зрительным (с предшествующей записью на доске или с помощью технических средств обучения) и слуховым [2, с. 6].

Суть комментируемого диктанта (или комментируемого письма) заключается в том, что ученики во время письма коротко комментируют написание и постановку знаков препинания. Ценность комментируемого диктанта в том, что к процессу анализа присоединены все ученики, ведь написание комментируется в момент записи слова, словосочетания, предложения [2, с. 6].

Указанные виды диктантов в практике обучения русскому языку могут существовать в комбинированной форме, так называемый комбинированный диктант, когда три-четыре предложения ученики объясняют и записывают (как предупредительный диктант), три-четыре предложения записывают и объясняют (как объяснительный диктант), а три-четыре предложения пишут и комментируют (как комментируемый диктант) или записывают без объяснений и комментариев (как контрольный) [2, с. 7].

В зависимости от способа подачи материала учебные диктанты могут быть без изменений и с изменением материала. Среди диктантов без изменений необходимо отдельно сказать о словарном диктанте, который проводится с целью проверки орфографической грамотности учащихся и позволяет экономить время (его проведение занимает 5-10 минут), вместе с тем концентрирует внимание учащихся на изученных написаниях. Объем словарного диктанта следующий (по четвертям): 2 класс – 4 – 6 – 6 – 8 слов; 3 класс – 8 – 8 – 10 – 10 слов; 4 класс – 10 – 10 – 12 – 12 слов.

Среди диктантов, предусматривающих внесение определенных изменений в материал, можно выделить выборочный (выборочно-распределительный), свободный, воспроизведенный, диктант по памяти (или самодиктант), творческий, диктант с продолжением.

Выборочный диктант - это такой вид диктанта, во время которого ученики записывают отдельные слова, словосочетания, предложения, соответствующие определенному правилу. Выборочный диктант используется обычно при повторении, закрепления, обобщения изученного материала и является итоговым методом обучения, так как значительно экономит время, позволяя не записывать целый текст, а выписывать из него лишь отдельные слова, словосочетания или предложения (в зависимости от поставленной цели). Во время его проведения учитель медленно читает слова, предложения или текст, чтобы дать ученикам возможность не только найти нужную языковую единицу, но и записать ее [2, с. 8].

Подготовительными видами работ к такому диктанту являются выборочное чтение (из предложенного для чтения материала выбрать и назвать языковые единицы на определенное правило) и выборочное списывание (выбрать и записать языковые единицы на определенное правило).

Выборочно-распределительный диктант имеет целью не только выбор и запись определенных языковых единиц на соответствующее правило, но и их группировку, т.е. распределение на основании одинакового признака [2, с. 8].

Свободный диктант – это письменное воспроизведение авторского текста по частям. Особенность его в том, что текст диктуется учителем, но ученики записывают его по памяти. Методика его проведения следующая: учитель читает текст целиком, объясняются непонятные слова и выражения, потом текст читается по частям (абзац, несколько слов), а ученики записывают по памяти. При этом части должны включать не менее 2-3 предложений (в зависимости от их размера), чтобы ученики не могли запомнить их наизусть. Такой вид диктанта позволяет учащимся проявить самостоятельность, собственные творческие способности, вырабатывает умение органично сочетать орфографические и пунктуационные навыки с коммуникативными умениями, т.е. при его проведении объединяются задачи формирования грамотности и развития речи [2, с. 8].

Воспроизведенный диктант также предусматривает воспроизведение текста, как и свободный, но на основе выписанных категорий. Методика его проведения такова: после прослушивания текста и его анализа ученики воспроизводят текст по памяти на основе выписанных (или предлагаемых) опорных слов, словосочетаний, грамматических основ [2, с. 8].

Письмо по памяти (или самодиктант) рассчитана на развитие орфографической и пунктуационной бдительности учеников. В отличие от других диктантов, которые диктует учитель, здесь ученики сами диктуют себе текст, специально ими изученный с этой целью. Ученики самостоятельно читают текст или слова на определенное правило, приводимое на доске, в книге и др., анализируют определенные языковые явления, затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. После окончания работы записанное сверяется с приведенным в книге, на доске и т д. С этой целью предлагается также заучить дома текст (стихотворный или прозаический) наизусть, а на другой день в классе он пишется по памяти [2, с. 9].

Под творческим диктантом в методике понимаются различного характера задания, предусматривающие разнообразные изменения текста, который диктует учитель, что связано с активизацией самостоятельной деятельности учащихся. Задания могут быть следующего характера: сократить или, наоборот, расширить текст; заменить одну грамматическую форму другой; переконструировать предложения и др. [2, с. 9]

Творческий диктант может иметь характер предупредительного (необходимые изменения сначала объясняются, а потом записываются), объяснительного (сначала записываются, а потом объясняются), комментируемого (устного или письменного) диктантов, может быть зрительным или слуховым.

Творческий характер имеет и диктант с продолжением, когда ученики записывают под диктовку текст, а потом в качестве продолжения создают свой текст, тематически связанный с предложенным. Понятно, что текст диктанта должен быть таким, чтобы можно было написать его продолжение или ответить на вопросы, которые ставит автор текста (или которые можно поставить к тексту) [2, с. 10].

Тексты для диктантов с продолжением Т. А. Ладыженская делит на две группы [12, с. 41]:

1. Тексты, которые обрываются, но так, что понятно, в каком направлении они могут быть продолжены. Такие тексты могут представлять собой:

а) начало повествования, доведенного до такого момента, который подсказывает в общих чертах, как дальше разворачиваются события;

б) начало размышления, в котором сформулированы только тезис, или тезис и один-два из нескольких возможных доказательств, или тезис плюс доказательства. Ученикам предлагается продолжить рассуждение, т.е. привести доказательства или сделать вывод;

в) начало описания, в котором содержится замысел, передается общее впечатление от предмета описания и раскрываются некоторые его признаки.

2. Тексты, представляющие собой законченные или относительно законченные по смыслу отрывки, исходя из которых можно организовать самостоятельные высказывания учащихся. Такие тексты обычно или заканчиваются вопросом, или позволяют поставить вопросы, на которые предлагается ответить. Вопрос может предусматривать рассказ об определенных событиях, описание каких-либо объектов или развернутое рассуждение с целью передачи своей мысли с обоснованием.

Нужно помнить, что такой диктант оценивается двумя отметками: одна ставится за диктант, а вторая - за его продолжение, которое оценивается согласно нормам оценки творческих работ. При этом в зависимости от объема проделанной работы за продолжение можно ставить одну или две оценки (первую - за содержание и речь, вторую - за грамотность) [12, с. 42].

Творческий характер имеет и диктант-перевод, когда учитель диктует слова, словосочетания или фразы на белорусском языке, а ученики записывают их по-русски [2, с. 10].

Информация о работе Диктант как средство орфографического навыка у учащихся начальных классов