Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 15:11, курсовая работа
Цель работы: выявить возможности игры в младшем школьном возрасте в процессе обучения.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников;
Предмет исследования: игра, обеспечивающая формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения;
Задачи исследования:
1) выявить сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников;
2) обосновать значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников;
3) выявит значение игры на формирование познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения;
Введение……………………………………………………………………..….....3
Глава 1. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения…………………………………..4
Сущность и особенности познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения………………………………………………4
Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников………………………………………………………………………13
Глава 2. Практика применения игры для развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения
2.1 Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
2.2 Рекомендации для учителей по формированию познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Заключение
Библиографический список
Приложения
Игры способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Также они выполняют и другие функции:
1) игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует
умственную деятельность
3) игра - один из приёмов
преодоления пассивности
[ http://pokrov8.siteedit.ru/
Таким образом, рассмотрев теоретические основы использования игр как средство формирования познавательного интереса младших школьников, можно сделать следующий вывод:
1. Познавательный интерес – это смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение к деятельности, выражающееся в познавательной активности, направленной на удовлетворение познавательной потребности.
2. Развитие познавательных интересов имеет свои особенности в младшем школьном возрасте. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно, особенно познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям, затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. Активизация познавательных интересов младших школьников должна происходить в доступной, интересной для них форме, то есть через игры.
3. Игры значительно способствуют активизации познавательных интересов младших школьников. Для ученика игра – это нелегкое проведение времени, а применение максимума энергии, выдержки, ума, самостоятельности. Самое важное познание проходит не по необходимости, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение изученного материал.
В следующей главе мы рассмотрим экспериментальное исследование активизации познавательных интересов младших школьников с использованием игр.
Глава 2.
Практика применения игры для развития познавательного интереса младших школьников в процессе обучения
2.1 Значение игры в формировании познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения
Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир в своем существенном отношении – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании существенные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость [Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. 208 с. 16 стр]. Структурными компонентами познавательного интереса являются: когнитивный, мотивационный, эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты.
Когнитивный (познавательный) компонент отражает уровень общеобразовательных знаний, умений и навыков, наблюдательность и способность к синтезу и обобщению, удовлетворенность от познания.
Когнитивный компонент предусматривает решение следующих задач:
1) стимулирование потребности
в самостоятельном познании
2) побуждение к учебной деятельности, направленной на познание истории создания предметного мира;
3) развитие умения понимать проблемную ситуацию в учебной деятельности;
4) развитие умения
самостоятельно осуществлять
5) развитие умения самостоятельно
осуществлять выбор способов оформления результатов. [http://chgards.ru/articles/
Мотивационный компонент заключается в количество верных ответов, целенаправленность и завершенность деятельности учащихся и т. д.
Мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, они могут быть разбиты на несколько подгрупп:
Эмоционально - волевой
компонент заключается в
Действенно-практический
компонент заключается в
Для изучения уровня развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста, опираясь на изученные нами компоненты познавательного интереса, на базе МОУ СОШ д. Городище, Немского района, Кировской области было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие ученики 3 – 4 классов в количестве 20 человек.
Анкета на выявление уровня познавательного интереса у младших школьников:
Под уровнем развития познавательного интереса мы понимаем качественный и количественный состав и характер взаимодействия основных сформированных показателей, достаточно устойчивых и типичных для познавательных интересов личности определенного возрастного периода
Анкета для выявления познавательного интереса
а) всегда интересно
б) чаще всего интересно
в) иногда вызывает интерес
г) никогда не вызывал интереса?
3. Какие учебные предметы Вам нравятся?
А) очень интересен:……………………………………
Б) интересен:……………………………………………………
В) скорее интересен, чем е интересен:……………………………….
Г) скорее не интересен, чем интересен:………………………….
Д) совсем не интересен:………………………………………?
4. Почему этот (эти) предмет тебе интересен:
А) нравится преподаватель;
Б) нравится узнавать новое в этой области знаний;
В) могу отдохнуть, расслабиться;
Г) возможность общаться с друзьями
Д) не ругает учитель
Е) нравится получать хорошие оценки
Ж) нравится процесс работы на уроке
З) нравится добиваться результата
И) этот предмет нравится моим друзьям
К) привлекает актуальность предмета
Л) пригодится в жизни для будущей профессии
М) что еще ______________________________
5) Если Вам нравится учиться, то как проявляется этот интерес:
А) активно работаю на уроке
Б) внимательно слушаю объяснения учителя
В) читаю дополнительную литературу
Г) занимаюсь предметом в кружке
Д) изучаю научную литературу
Е) стремлюсь придумать что-либо новое, усовершенствовать
Ж) что еще ______________________________
6) Сколько времени Вы тратьте на то, чтобы заниматься тем, чем Вас интересует:
А) занимаюсь выбранным предметом только на уроке
Б) иногда дополнительно занимаюсь дома
В) углубляю свои знания на занятиях кружка в школе или вне школы
Г) много занимаюсь дополнительно и надеюсь, что эти знания помогут мне в будущем
Д) что еще ______________________________
7. Как Вы поступите, если задано сложное задание, связанное с предметом вашего интереса:
А) сразу спрошу ответ у других
Б)попрошу подсказку
в) постараюсь выполнить сам, если смогу, попрошу помощи
г) поступлю иначе (как?) ___________________________?
8) Что Вас привлекает в предмете, который Вам интересен:
А) меня интересуют новые факты, занимательные явления, о которых я могу узнать от других
Б) мне нравится разбираться в том, что и как происходит
В) мне интересно доходит до сути событий и явлений, выяснять, почему они происходят
Г) мне интересно, используя свои знания, придумывать, конструировать новое?
9) Чем Вы любите заниматься в свободное время?
Цель: Выявить уровень познавательного интереса у младших школьников.
А) Да; (2)
Б) Иногда; (1)
В) Никогда не любил; (0,5)
Г) Никогда не задумывался об этом; (0)
Г) Никогда не задумываюсь об этом. (0)
3. Как часто ты отвечаешь на дополнительные вопросы на уроке? заинтерес
А) Часто, мне нравиться это делать; (2)
Б) Иногда; (1)
В) Никогда не дополняю; (0,5)
Г) Никогда не задумывался об этом; (0)
4. Вы учитесь ради положительной оценки? м
А) Нет, мне важен сам факт обучения;(2)
Б) Да, но и интересен сам процесс обучения; (1)
В) Лучше бы их не было; (0,5)
Г) Не думал об этом. (0)
5. Нравится ли Вам, когда учитель на уроках проводит игры? эмоц
А) Да, это очень интересно и весело; (2)
Б) Иногда, когда на уроке совсем скучно; (1)
В) Никогда это не нравилось; (0,5)
Г) Никогда не задумывался об этом (0)
6. Всегда ли ты доволен своим результатом работы на уроке? Эмоц мот
А) Иногда недоволен, но стараюсь улучшить; (2)
Б) Всегда; (1)
В) Часто недоволен; (0,5)
Г) Даже не задумываюсь об этом. (0)
7. Тебя устраивают знания, которые ты получаешь на уроке? Заинт мот
А) Всегда; (2)
Б) Иногда не устраивают; (1)
В) Часто не доволен; (0,5)
Г) Никогда не задумывался над этим; (0)
8. Тебе свойственно доводить начатое дело до конца? заин
А) Всегда; (2)
Б) Иногда нет; (1)
В) Никогда; (0,5)
Г) Даже не задумывался об этом; (0)
9. Тебе свойственна усидчивость? мот
А) Всегда; (2)
Б) Иногда свойственна;
(1)
В) Никогда; (0,5)
Г) Даже не задумывался над этим; (0)
10. Ты испытываешь страх, отвечая на уроке? эмоц
А) Никогда; (2)
Б) Иногда; (1)
В) Всегда; (0,5)
Г) Никогда не задумывался над этим; (0)
Анкета для выявления мотивации к обучению у младших школьников:
А) не очень; (1)
Б) нравится; (2)
В) не нравится; (0)
А) чаще хочется остаться дома; (0)
Б) бывает по-разному;(1)
В) иду с радостью;(2)
А) не знаю; (1)
Б) остался бы дома; (0)
В) пошел бы в школу; (2)
А) не нравится; (2)
Б) бывают по-разному; (1)
В) нравится; (0)
А) хотел бы; (0)
Б) не хотел бы; (2)
В) не знаю; (1)
А) не знаю; (1)
Б) не хотел бы; (2)
В) хотел бы; (0)
А) часто; (2)
Б) редко; (1)
В) не рассказываю; (0)
А) точно не знаю; (1)
Б) хотел бы; (0)
В) не хотел бы; (2)
А) мало; (1)
Б) много; (2)
В) нет друзей. (0)
Выделяют три уровня учебной мотивации:
Высокий уровень развития. (18-15)
Информация о работе Игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников