Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:30, курсовая работа
Всякое искусство, как форма общественного сознания, пред¬ставляет собой художественно-образное отражение жизни. Ро¬дившись из потребностей жизни, оно призвано давать верное отражение действительности и отвечать эстетическим запросам человека. В художественном образе, как правило, выражаются общие черты многих явлений.
ВВЕДЕНИЕ 1
I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЖИВОПИСИ 4
1.РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 4
2.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ЖИВОПИСЬ 8
IIМЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОСНОВАМ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИИ СПО 34
1.ЗАДАЧИ ЖИВОПИСНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ 34
2.ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЖИВОПИСИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СПО. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ЛИТЕРАТУРА 41
5.2.21. Практическое занятие. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне (акварель, гуашь).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, передав объем и взаимопроникновение цветов фона в белые предметы с учетом конкретного освещения.
5.2.22. Практическое занятие. Натюрморт из темных предметов на цветном фоне (акварель, гуашь).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, передав объем и взаимопроникновение цветов фона в предметы натюрморта с учетом конкретного освещения.
5.2.23. Практическое занятие. Кратковременные этюды весенних пейзажей (акварель).
Задачи: проба быстрого письма в условиях пленэра с быстро изменяющимся освещением и цветовыми оттенками в свету и тенях.
5.2.24. Практическое занятие. Наброски в цвете животных и птиц с натуры (в зоопарке, на улице, за городом и т.п.) (акварель).
5.2.25. Лекция. Колорит - важнейшее качество живописи и средство образного выражения в живописи.
Закономерности колорита. Целостность живописного изображения.
5.2.26. Практическое занятие. Этюды осенних пейзажей.
Задачи: в краткосрочных этюдах передать характер состояния природы средствами живописи, ощущение пленэрности.
5.2.27. Практическое занятие. Натюрморт в теплом колорите.
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с передачей имеющейся цветовой гаммы и с учетом характера освещения.
5.2.28. Практическое занятие. Натюрморт в холодном колорите (акварель).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с передачей имеющейся цветовой гаммы и с учетом характера освещения.
5.2.29. Практическое занятие. Натюрморт с гипсовым орнаментом в определенной цветовой гамме (освещение – прямое, со стороны рисующих), (гуашь).
5.2.30. Лекция. Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной цветовой перспективы.
5.2.31. Практическое занятие. Натюрморт против света (гуашь, акварель).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт, передав особенности освещения предметов, оказавшихся в наибольшей степени силуэтами на фоне света, обратив внимание на цвет рефлексов.
5.2.32. Практическое занятие. Натюрморт с фронтальным освещением.
Задачи: скомпоновать и написать натюрморт, передав освещение предметов.
5.2.33. Практическое занятие. Живопись части интерьера (с окном или открытой дверью) (темпера, масло).
Задачи: скомпоновать в формате, построить с учетом перспективы, написать в цвете с передачей характера освещения интерьера.
5.2.34. Практическое занятие. Этюды зимних пейзажей.
Задачи: в краткосрочных этюдах передать характер состояния природы средствами живописи, ощущение пленэрности.
5.2.35. Лекция. Техника темперной и масляной живописи. Особенности работы темперными красками. Возможности темперной живописи, лессировки, корпусное письмо.
Технология и техника масляной живописи. Материалы: основа, грунты и их применение. Палитра, краски, растворитель, кисти, пользование ими и уход. Возможности масляной живописи. Лессировки, корпусное письмо.
5.2.36. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере при естественном освещении.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.
5.2.37. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере при искусственном освещении.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.
5.2.38. Практическое занятие. Этюд простого натюрморта в цвете.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом конкретного освещения (темпера, масло).
5.2.39. Практическое занятие. Несложный натюрморт. Гризайль (холст, картон, масло).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт, передав объем, тональные отношения и характер освещения.
5.2.40. Практическое занятие. Натюрморт в интерьере (темпера).
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещения интерьер и натюрморт.
5.2.41. Практическое занятие. Натюрморт с гипсовой головой (рекомендуется брать следующие краски: английскую красную кобальт синий и ультрамарин, охру светлую, белила и кость жженную) (картон, холст, масло).
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать натюрморт с применением ограниченного количества красок.
5.2.42. Практическое занятие. Этюды весенних пейзажей.
Задачи: в кратковременных этюдах передать ощущение пленэрности и состояние природы, особенности цветовой гаммы.
5.2.43. Лекция. Живопись портрета и вопросы композиции. Особенности работы над учебным заданием в помещении и на пленэре.
5.2.44. Лекция. Учебные задачи, решаемые в процессе работы над живописью головы человека. Последовательность работы над живописью живой головы.
Особенности построения объемной формы. Понтяие большой формы и значение деталей в проработке живописного изображения. Пути достижения индивидуального сходства и передача характера портретируемого.
5.2.45. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на светлом фоне. Гризайль (масло).
Задачи: изучить средства построения «большой формы» головы, тональных отношений головы и фона.
5.2.46. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на темном фоне. Гризайль (масло).
Задачи: изучить средства построения «большой формы» головы, тональных отношений головы и фона.
5.2.47. Практическое занятие. Этюд головы натурщика с четко выраженной анатомической формой. Гризайль (масло).
Задачи: изучить средства построения «большой формы» головы, тональных отношений головы и фона.
5.2.48. Практическое занятие. Этюд женской головы.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать с учетом перспективы и конкретного освещении интерьера и натюрморта.
5.2.49. Практическое занятие. Этюд головы натурщика на нейтральном фоне.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.
5.2.50. Практическое занятие. Этюд женской головы на цветном фоне (освещение прямое).
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.
5.2.51. Практическое занятие. Этюд головы пожилого человека с плечевым поясом на темном цветном фоне.
Задачи: скомпоновать в формате, нарисовать и написать натюрморт с учетом анатомических особенностей головы портретируемого и характера освещения.
5.2.52. Практическое занятие. Длительная постановка: голова натурщика с плечевым поясом.
Задачи: скомпоновать, нарисовать и написать, решив тональные и цветовые отношения, сгармонировав фон и полуфигуру по цвету.
5.2.53. Практическое занятие. Кратковременные этюды городского пейзажа.
Задачи: в кратковременных этюдах передать состояние природы средствами живописи.
5.2.54. Лекция. Особенности работы над живописью фигуры человека. Передача в живописи различной фактуры материалов изображаемых предметов.
Различные подходы к проработке лица, рук, костюма. Задачи целостного решения живописного изображения. Роль передачи характера освещения, показ бликов для изображения фактуры материалов изображаемых предметов.
5.2.55. Практическое занятие. Этюд головы с введением в композицию изображения рук.
Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.
5.2.56. Практическое занятие. Длительная постановка: поясной портрет с руками с преобладанием теплых цветов.
Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.
5.2.57. Практическое занятие. Этюд одетой фигуры на светлом фоне, освещенной прямым светом.
Задачи: скомпоновать фигуру с учетом характеристик портретируемого, цветовой гаммы постановки, освещения; определить степень активности воздействия на зрителя различных элементов композиции.
5.2.58. Практическое занятие. Этюд одетой фигуры против света (у окна или в дверях).
Задачи: проанализировать, передать цветовое состояние фигуры при условии освещения против рисующих.
5.3 Тематическое планирование дисциплины
ЛЕКЦИИ
Неделя, число, месяц |
ТЕМА ЛЕКЦИИ |
Тип ичисло часов |
Практические, семинарские занятия |
Числочасов |
№ 1 |
Лекция 1. Роль рисунка в создании живописного произведения. Цвет в природе живописи. Предметный цвет .Цвет обусловленный воздушной средой. Закономерности построения объемной формы цветом.. (светлотный, цветовой) в природе .Задачи работы: цветовые отношения в живописи |
2 часа |
||
№ 2 |
Лекция 2.. Природа цвета. Спектр Понятие о цветовом круге. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность. Влияние освещения на восприятие цвета. Явление контраста |
2 часа |
||
№ 3 |
Лекция 3 Палитра художника и ее изобразительные возможности. Смешение красок. Основные и производные цвета (составление таблиц). |
2 часа |
||
№ 4 |
Лекция 4 Акварельная живопись Закономерности колорита. Целостность живописного изображения. |
2 часа |
||
№ 5 |
Лекция 5 Ахроматические и хроматические цвета .Основные и дополнительные цвета. |
2 часа |
||
№ 6 |
Лекция 6 Теплые и холодные цвета, их применение в живописи. Колорит- основа живописности |
2 часа |
||
№ 8 |
Лекция 8 Живопись обьемно-пластических и пространственных построений. Моделировка формы цветом, передача характера, материальных качеств предметов в зависимости от условий освещения, окружения пространственного положения предмета. |
2 часа |
||
№ 9 |
Лекция 9 Способы ,задачи и техники выполнения набросков кистью( с практическим показом).Гуашь. Особенности работы гуашевыми красками |
2 часа |
||
№ 10 |
Лекция 10 Колорит- важнейшее качество и средство образного выражения в живописи. Закономерности колорита. Целостность живописного изображения |
2 часа |
||
№ 11 |
Лекция 11 Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной цветовой перспективы. |
2 часа |
||
№ 12 |
Лекция 12 Техника темперной живописи. Особенности работы темперными красками. Возможности темперной живописи: корпусное письмо, лессировки |
2 часа |
||
№ 13 |
Лекция 13 Техника и технология масляной живописи. Материалы, основы, грунты и их применение. Палитра, краски, растворители, кисти (использование и уход). Возможности масляной живописи: корпусное письмо, лессировки. |
2 часа |
||
№ 14 |
Лекция 14 Принципы построения пейзажного изображения. Работа на пленэре: задачи, особенности, законы. |
2 часа |
||
№ 15 |
Лекция 15 Живописное решение портрета: особенности цвета и композиционного решения. Особенности работы над учебным заданием в помещении и на пленэре |
2 часа |
||
№ 16 |
Лекция 16 Учебные задачи, решаемые в процессе работы над портретом |
2 часа |
||
№ 17 |
Лекция17 Особенности работы над живописью одетой фигуры человека .Передача различной фактуры материалов изображаемых предметов. Подходы к проработке лица, рук, костюма. Задачи целостного решения живописного изображения. |
2 часа |
||
№ 18 |
Лекция 18 Методы и техника живописи обнаженной модели. Роль живописи обнаженной модели в становлении художника. |
2 часа |
Самостоятельная работастудентов под контролем преподавателя |
Число часов |
Практические занятия |
Число часов |
Индиви-дуальная работа | |||||
3 семестр | |||||||||
|
Практические упражнения в технике акварель |
4 часа |
|||||||
|
2 часа |
Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. Гризайль акварелью. |
4 часа |
||||||
|
Натюрморт из простых по форме и окраске предметов на нейтральном фоне. Гризайль акварелью. |
4 часа |
|||||||
|
Этюд постановки из 2х предметов на светлом фоне. Техника «алла-прима» |
4 часа |
|||||||
|
4 часа |
Натюрморт из нескольких предметов в одной колористической гамме. Метод многослойной живописи ( лессировки акварелью ) |
4 часа |
||||||
|
3 часа |
Натюрморт из нескольких предметов в одной цветовой гамме. Метод многослойной живописи ( лессировки акварелью ) |
4 часа |
||||||
|
Натюрморт из нескольких предметов в одной цветовой гамме Метод многослойной живописи (лессировки акварелью ) |
4 часа |
|||||||
|
3 часа |
Постановка с ярко выраженным силуэтом предметов. Техника : акварель с пастелью |
4 часа |
||||||
|
Постановка с ярко выраженным силуэтом предметов. Техника: акварель с пастелью. |
4 часа |
|||||||
|
Постановка с ярко выраженным силуэтом предметов. Техника: акварель с пастелью. |
4 часа |
|||||||
|
Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика ( акварель или гуашь ) |
4часа |
|||||||
|
2 часа |
Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика ( акварель или гуашь ) |
4 часа |
||||||
|
Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика (акварель или гуашь ) |
4 часа |
|||||||
|
Натюрморт составленный на основе дополнительных цветов. Техника: флорентийская мозаика (акварель или гуашь ) |
4 часа |
|||||||
4 часа |
Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи |
4 часа |
|||||||
|
Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи |
4 часа |
|||||||
|
Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи. |
4 часа |
|||||||
|
Выполнение копий работ, написанных мастерами живописи |
4часа |
|||||||
|
18 часов |
72 часа |
|||||||
4 семестр | |||||||||
|
2 часа |
Моделировка формы цветом передача характера, материальных качеств при искусственном освещении |
4часа |
||||||
|
Моделировка формы цветом передача характера, материальных качеств при искусственном освещении |
4часа |
|||||||
|
3 часа |
Живопись натюрморта при естественном освещении. Изменение теплохолодности в зависимости от освещения |
4 часа |
||||||
|
Живопись натюрморта при естественном освещении. Изменение теплохолодности в зависимости от освещения |
4часа |
|||||||
|
Техника работы гуашью, особенности и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне |
4 часа |
|||||||
|
4 часа |
Техника работы гуашью, особенности и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне |
4 часа |
||||||
|
Техника работы гуашью, особенности и методики. Натюрморт из белых предметов на цветном фоне |
4 часа |
|||||||
|
Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки. |
4 часа |
|||||||
|
4 часа |
Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки. |
4 часа |
||||||
Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки. |
4 часа |
||||||||
|
Натюрморт с гипсовой розеткой в технике дробного мазка или точки. |
4 часа |
|||||||
|
4 часа |
Наброски в цвете фигуры человека (акварель, гуашь). |
4 часа |
||||||
|
Наброски в цвете фигуры человека (акварель, гуашь). |
4 часа |
|||||||
Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др. |
4 часа |
||||||||
|
1 час |
Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др. |
4часа |
||||||
|
Декоративный натюрморт, вып. в технике гуаши, акварели, пастели и др. |
4часа |
|||||||
|
18 часов |
72 часа |
|||||||
5 Семестр | |||||||||
|
3 часа |
Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь). |
4 часа |
1 час
| |||||
|
Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Колорит в живописи. Натюрморт с гитарой на чёрном фоне (гуашь). |
4 часа |
1час | ||||||
6 часов |
Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами. |
4 часа |
1час | ||||||
|
Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами. |
4часа |
1час | ||||||
|
Передача пространства в изображении. Закономерности воздушной и цветовой перспективы. Монотипия: пейзаж и натюрморт с цветами. |
4часа |
1час | ||||||
|
4 часа |
Пальцевая техника в гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами. |
4 часа |
1час | |||||
|
Пальцевая техника в гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами. |
4 часа |
1час | ||||||
Пальцевая техника в гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами. |
4 часа |
1час | |||||||
|
Пальцевая техника в гуаши. Натюрморт с цветами и фруктами. |
4 часа |
1час | ||||||
|
4 часа |
Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись. |
4 часа |
1час | |||||
|
Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись. |
4 часа |
1час | ||||||
Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись. |
4 часа |
1час | |||||||
|
Натюрморт с металлическими предметами. Техника: масло, темпера или акриловая живопись. |
4 часа |
1час | ||||||
|
4 часа |
Этюды фигуры человека. Темпера. |
4 часа |
1час | |||||
|
Этюды фигуры человека. Темпера. |
4 часа |
1час | ||||||
5 часов |
Этюд зимнего пейзажа. Техника по выбору. |
4 часа |
1час | ||||||
|
26 часов |
72 часа |
18 часов | ||||||
6 семестр | |||||||||
|
Технология и техника темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
5 часов |
Технология и техника темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
|
Технология и техника темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
|
Технология и техника темперной и масляной живописи. Натюрморт в интерьере при естественном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
|
5 часов |
Этюд фигуры человека (масло). |
4 часа |
1час | |||||
|
Этюд фигуры человека (масло). |
4 часа |
1час | ||||||
Этюд фигуры человека (масло). |
4 часа |
1час | |||||||
|
5 часов |
Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||
|
Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера). |
4часа |
1час | ||||||
Этюд головы натурщика. Гризайль (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||||
|
5 часов |
Живописный портрет натурщика (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||
|
Живописный портрет натурщика (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Живописный портрет натурщика (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
Живописный портрет натурщика (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||||
|
5 часов |
Этюды весенних пейзажей. Техника по выбору. |
4 часа |
1час | |||||
|
Этюды весенних пейзажей. Техника по выбору. |
4 часа |
1час | ||||||
|
25 часов |
68 часов |
18 часов | ||||||
7 семестр | |||||||||
|
Поясной портрет с
руками (лессировочная техника |
4часа |
1час | ||||||
|
5 часов |
Поясной портрет с
руками (лессировочная техника |
4 часа |
1час | |||||
|
Поясной портрет с
руками (лессировочная техника |
4 часа |
1час | ||||||
|
Поясной портрет с
руками (лессировочная техника |
4 часа |
1час | ||||||
Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении. |
4 часа |
1час | |||||||
|
5 часов |
Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении. |
4 часа |
1час | |||||
|
Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
|
Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении. |
4 часа |
1час | ||||||
Натюрморт с гипсовой фигурой при искусственном освещении. |
4 часа |
1час | |||||||
|
Краткосрочные этюды обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
5 часов |
Краткосрочные этюды обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||
|
Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
5 часов |
Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
|
Живопись одетой фигуры в интерьере (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
5 часов |
Живописное творческое задание на свободную тему в свободной технике. |
4 часа |
1час | ||||||
|
Живописное творческое задание на свободную тему в свободной технике. |
4 часа |
1час | ||||||
25 часов |
72 часа |
18 часов | |||||||
8 семестр | |||||||||
Живописное решение лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4часа |
1час | |||||||
6 часов |
Живописное решение лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
Живописное решение лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||||
6 часов |
Живописное решение лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | ||||||
Живописное решение лежащей обнаженной фигуры (масло, темпера). |
4 часа |
1час | |||||||
6часов |
Самостоятельно поставленный натюрморт, выполненный в любой технике. |
4 часа |
1час |
Информация о работе Методика преподавания дисциплины "Живопись"