Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выявить и изучить особенности психической готовности ребенка к школе.
ЗАДАЧИ
а) Подобрать методики для изучения особенностей психологической
готовности к школе детей 5-6 летнего возраста.
б) Изучить особенности психологической готовности ребенка к школе
в) Выявить условия формирования психологической готовности ребенка к школе.

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 451.00 Кб (Скачать файл)



Г. ВИЦИАК 29.01.08 Г. ВР. 0930

 

Сумма баллов: 37

Проценты: > 4%

Компоненты умственного  развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность  к обучению

3,8, 12

2

22

Уровень образования  понятий

1,4,13

7

21

Уровень развития речи

1, 15

2

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

11

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

14

41

Знание форм и их различий

9,11

6

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

10

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

12

17

Память

3, 12

2

16


 

РЕГИСТРАЦИОННЫЙ БЛАНК  К ТЕСТУ

«СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

Фамилия, Имя

Возраст

№ заданий

Оценка

 

 

Вова Н

5 лет

1

3

 

2

6

 

3

0

 

4

6

 

5

0

 

6

5

 

7

8

 

8

0

 

9

6

 

10

4

 

11

4

 

12

0

 

13

4

 

14

3

 

15

6

 



Г. ВИЦИАК 28.01.08 Г. ВР. 1100

 

 

Сумма баллов: 51

Проценты:  > 4%

Компоненты умственного  развития

№ задания

Набрал баллы

Максимальные баллы

Обучаемость, как способность  к обучению

3,8, 12

0

22

Уровень образования  понятий

1,4,13

13

21

Уровень развития речи

1, 15

9

20

Знание об окружающем мире

1,4,9, 13

19

30

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

13

41

Знание форм и их различий

9,11

10

13

Уровень развития восприятия

2,10,11,13,14

20

35

Способность к работе с карандашом

14

3

12

Умение классифицировать предметы

7,9

14

17

Память

3, 12

0

16


 

Обучаемость, как способность  к обучению

заданий

Макс.

баллы

Количество баллов в  группе

Уровень образования  понятий

3,8,12

22

19

19

16

14

         17

18

11

8

8

2

0

Уровень развития речи

1,4,13

21

16

15

16

16

14

13

11

14

14

7

13

Знание об окружающем мире

1,4,9,13

30

25

24

25

23

21

21

20

20

20

11

19

Овладение отнош. множеств

5,6,7,8

41

41

17

38

36

24

41

21

30

29

14

13

Знание форм и их различий

9,11

13

13

13

13

11

13

10

12

10

9

6

10

Уровень развития восприятия

2,10,11,13, 14

35

34

33

29

34

28

31

34

30

29

10

20

Способность к работе с карандашом

14

12

6

8

3

6

3

6

5

4

5

3

3

Умение классифицировать предметы

7,9

17

17

17

17

14

15

17

15

14

14

12

14

Память

3,12

16

13

13

10

10

10

10

5

2

2

2

0

 

1. Никита И .     98%

2. Коля Л .         90%

3. Вера М.        90%

4. Наташа И     80%

5. Алеша П.      98%

6. Саша К.       70%

7. Вика П.       40%

8. Лиза П.      20%

9. Вика Л.       20%

10. Гога Г.        4%

11. Вова Н.        4%


 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ  ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ДОУ 28

 

 

 

Выводы по 2 главе

 

 Анализируя данные констатирующего  эксперимента, получили следующие данные: 

90% - 6 человек имеют  коэффициент умственного развития,

выше  нормы

45% - 3 человека является  усредненной формой для испытуемых

20% - 8 человек – имеют показатель умственного развития

ниже нормы.

4% - 2 человека имеют  очень низкий показатель

Тем самым, на основании  полученных результатов мы можем 

сказать, что испытуемые дети показали средний результат, даже

чуть выше среднего. Это  определяется высоким уровнем развития

восприятия (около 96%- 9 человек) и достаточно хорошим

овладением отношений  множеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Данный тест позволяет  диагностировать актуальный уровень  умственного развития, мышления, интеллектуальной подготовки детей к школе. Результаты психологической диагностики служат лишь для ознакомления с уровнем развития ребенка и не решают его судьбу. Результаты диагностики позволяют увидеть и понять на развитие, каких качеств и сторон личности можно и нужно воздействовать при воспитании, обучении и общении с ребенком.

Итак, существуют  компоненты умственного и интеллектуального  развития готовности ребенка к обучению. Сензитивным, периодом для развития этих компонентов считается возраст 5-6 лет.

Диагностика была направлена на выявление таких компонентов как:

      • Обучаемость, как способность к обучению
      • Уровень образования понятий
      • Уровень развития речи
      • Знание об окружающем мире
      • Овладение отношениями множеств
      • Знание форм и их различий
      • Уровень развития восприятия
      • Способность к работе с карандашом
      • Умение классифицировать предметы
      • Память

Критериями оценки при  выполнении заданий являлись: владение разговорной речью, правильное построение предложений, артикуляция, фантазия и  воображение. При выполнении данных заданий из 11 детей некоторые набрали больше максимального количества баллов – 20.

В основном дети говорят  простыми и неполными предложениями. Фантазия и воображение отсутствуют. При составлении рассказа по трем картинкам дети смогли правильно  и самостоятельно отразить смысловую  связь только между двумя картинками.

Наряду с этим дети группы показали хорошее владение навыками в классификации предметов. Для  выявления умения классифицировать предметы использовались задания (указанны ранее).

Практически все дети справились с заданием на максимальную оценку 17 балов. Также дети хорошо справились с заданием на знание форм и различий.

Диагностика выявила  так же, что у детей данной группы плохо развита способность к  работе с карандашом. Так из 12 балов  один человек набрал 8 балов, 4 человека – 6 баллов.

Уровень восприятия высок (почти) у всех детей группы, дети получили высокую оценку своей работы.

Кроме балловой оценки в  данном тесте используется процентная шкала оценки уровня умственного  развития ребенка, его интеллектуальной готовности к школе.

Гипотеза того, своевременная диагностика психологической готовности ребенка к обучению в школе позволяет создать условия, благодаря которым успешно развиваются  те показатели психологической готовности, которые оказались недостаточно развитыми подтверждается.

У ребенка возросли познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Проявляет интерес к творчеству, у него развито воображение, выражено стремление к самостоятельности. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум.

 

 

 

 

Рекомендации

 

В связи с диагностированием детей старшей группы ДОУ28 воспитателям рекомендовано больше уделять внимания занятиям по развитию речи, обращая внимание на составление описательных рассказов по картинке, развивать грамматический строй речи и давать задания на развитие воображения, фантазии. Такая работа может проводиться и в самостоятельной деятельности воспитателя с детьми и в индивидуальной работе.

Для работы по развитию графических  навыков и умений завести индивидуальные альбомы и ли тетради.

В процессе проведения занятий воспитатель фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком. При этом анализируется один единственный показатель, а именно степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы оказания помощи отдельным детям по каждому разделу программы.

Применение и использование  в практике результатов педагогической диагностики дает возможность воспитателям проводить развивающие занятия  с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого воспитанника по различным видам деятельности.

Кроме того, выявление  специфики освоения программы детьми может помочь в анализе особенностей собственной работы воспитателя  по каждому разделу программы.

Такое применение диагностических  методик позволяет педагогу занять рефлексивную позицию, проанализировать эффективность, как своей педагогической деятельности, так и реализуемой образовательной программы дошкольного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов /   Г.С. Абрамова. – 8-е изд. доп. и перераб. – М.: Академический проект, 2003.-496 с.

2.Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребенком от рождения до шести лет / Г.Е. Акимова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 416 с.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968.- 309 с.

4. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологи ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.

5. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. -1988. - 256 с.

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994.-С.109-134

7. Виноградова А.М.  Воспитание нравственных чувств  у старших дошкольников. – М.:Просвещение,1988.-С.100-123

8. Выготский Л.С. Детская психология / Сб. соч. в 6 т., Т 2 – М.: Просвещение, 1984.-С.129-140

9. Выготский Л.С. Проблема возраста. – М.: Изд-во МГУ, 1998.-230 с.

10.Диагностика умственного  развития дошкольников/Под. ред.Л.А.Венгера  и

В.В.Холмовской.- М.,1978.-236 с.

11. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. «Что на свете не бывает?» М.: Знание, 1994.-234 с.

12. Житникова Л. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1985.- С.26-56

13.Запорожец А.В. Избранные  психологические труды / Под ред.  В.В.Давыдова, В.П.Зинченко: В 2 т.- М.,1982.- 234 с.

14. Змановский Ю. Психофизические и психологические особенности // Дошкольное воспитание. – 1983. – №2.- С.18-25

15. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей.- Дельта, 1997.- 156 с.

16. Истомина З.М. Развитие памяти. М.: Просвещение, 1978.- 345 с.

17.Лейтес Н.С. Умственные  способности и возраст. -  М.,1971.-240 с.

18. Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1986.- 189 с.

19.Ляудес В.Я. Память  в процессе развития. - М.,1976.- С.35-55

20.Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения

социального опыта.- М.,1990.- 321 с.

21. Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. Скоро в школу.- М.: 1998.- 289 с.

22. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. – М., 1998.-435 с.

23.Особенности общения с дошкольниками / Под ред. И.В.Дубровиной.-

М.Просвещение,1989.-209с.

24.Пономарев Я.А. Знание, мышление, умственное развитие.- М.,1967.- 301 с.

25. Ульянкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей //Дошкольное воспитание. – 1989. – №3.- С.35- 37

26.Соловейчик С.Л. Воспитание творчеством.- М.,1978.- 211 с.

27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних пед. учебных заведений. – М.: Академия, 1996.- 302 с.

28. Фисюкова Л.Б. От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.-  Харьков: Фолио, 1996.- 240 с.

29. Шадриков В.Д. Готовность детей к обучению.- М.,1996.- С.89-96

30. Якобсон С.Г., Доронова Т.Н. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников // Вопросы психологии. – 1988. – №3.- С.211-220

Информация о работе Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста