Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 17:59, курсовая работа
Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого- педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.
Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Заключение……………………………………………………………………... 29
Список литературы
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основы педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.1 Сущность, задачи, и цели педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 7
1.2 Основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями 11
1.3 Формирование нового отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста 17
Глава 2 Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. 19
2.1Педагогическое сопровождение лиц с нарушением зрения 19
2.2Педагогическое сопровождение лиц с нарушениями слуха 20
2.3Педагогическое сопровождение лиц с ДЦП……………………………......21
2.4 Педагогическое сопровождение лиц с интеллектуальными нарушения...24
2.5 Педагогическое сопровождение лиц с речевыми нарушениями…………25
Список литературы 31
Социальное благополучие человека с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста во многом зависит от того, как он приспособлен и адаптирован к окружающей действительности, как он себя ощущает в данной среде.
3 декабря во всем мире
отмечается Международный день
инвалидов. Для России это
Проблемы формирования педагогического сопровождения и отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, к их гражданским правам находятся на пересечении различных отраслей научного знания.
Главная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки для свободной жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста средствами образования принадлежит специальной (коррекционной) педагогике.
Главными первоочередными задачами данной науки относится изучение и разработка новых инновационных технологий и направлений, чтобы создать оптимальные условия для профилактики, успешной корректировки в обучении, также социальной адаптации и интеграции в обществе лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Вопросы организации психолого - педагогической помощи лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для их развития давно волнуют педагогов, психологов, родственников и общество.
Люди рождаются уже с отклонениями в развитии, а многие «приобретают», то есть становятся инвалидами уже в преклонном возрасте. От недееспособности никто не застрахован.
Причинами недееспособности могут быть одновременно различные неблагоприятные факторы внешней среды и наследственные влияния:
- ухудшение экологической обстановки;
- высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей);
- ряд нерешённых социально - экономических, психолого - педагогических и медицинских проблем. Данные факторы способствуют увеличению лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, делая эту проблему особенно актуальной.
Степень тяжести заболеваний физического, психического, психико - физического здоровья человека зрелого возраста может варьировать от лёгкой (почти незаметной со стороны) до чётко выраженной (тяжёлой формы) например, церебральный паралич или частичная парализация.
В настоящее время в России насчитывается более 15 млн. лиц с отклонениями в развитии, что составляет около 11% населения страны. Более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч составляют дети - инвалиды, которые, в свою очередь, испытывают негативное отношение и в зрелом возрасте. Необходимо менять общечеловеческие принципы отношения государства и общества к данной категории людей, стремится повышать уровень общественного согласия.
Претворять в жизнь и реализовывать идеи обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, создания условий для выравнивания возможностей данной категории людей, а также содействия их независимой жизни.
Для того, чтобы провести позитивную социализацию решения проблем данной категории людей, необходимо напрямую менять общественное сознание, чтобы подкорректировать стереотипы восприятия людей с психическими, физическими, психико - физическими недостатками и определить отношение к таким людям.
Отношение общества к лицам с ОВЗ, как известно, может содействовать или препятствовать их успешной социальной адаптации и интеграции в общество. Необходимо определение условий независимой жизни и мировоззрением общества, не всегда адекватно оценивающим возможности социализации данного человека. В этой связи актуальным является изучение и формирование позитивного отношения общества к лицам с недостатками в направлении принятия этих людей как полноценных членов общества.
25 сентября 2008 года в рамках 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Российская Федерация подписала международную Конвенцию о правах лиц с ограниченными возможностями. Это первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека, которое необходимо для обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов.
Социальная адаптация - это освоение лицами с ограниченными возможностями здоровья (или группой людей) новой социальной сред [10,с.269].
Актуальность данной темы состоит
в том, что число людей с
ограниченными возможностями
Согласно статистике численность
лиц с ограниченными
Целью данной курсовой работы является анализ и изучение педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста.
Для поставленной цели нам необходимо рассмотреть следующие задачи:
- сущность, задачи, и цели
педагогического сопровождения
лиц с ограниченными
- основные направления историко - культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально - педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями;
- структуру современной системы социально - педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, как фактор социальной адаптации;
-формирование нового
отношения к лицам с
- социально - культурную
интеграцию лиц с
Педагогическое сопровождение
лиц с ограниченными
Лица с ограничением возможностей здоровья зрелого возраста - это лица, с любой утратой физиологической, психической, анатомической структуры или одной из функций организма, либо отклонение от них, влекущие частичное или полное ограничение способности, также возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или другую деятельность в объёме, которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных, социальных и других факторах [14,с 44].
Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.
Рост лиц с ограниченными возможностями здоровья в зрелом возрасте в Российской Федерации связан:
- с усложнением производственных процессов;
- увеличением транспортных потоков;
- военными конфликтами;
- ухудшением экологической обстановки;
- значительным распространением вредных привычек и другими причинами.
Серьёзные ухудшения здоровья делают жизнь чрезвычайно сложной, как правило, самым негативным образом определяя настоящее и будущее лиц с ограниченными возможностями, зависящее не только от их потенциальных возможностей, но и от помощи, поддержки государства.
Инвалидность усугубляет бедность, затягивая в её пучину не только лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста, но и членов их семей, вынужденных преодолевать различного рода финансовые, психологические, социальные и материальные барьеры. Бедность затрудняет доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к здравоохранению и обучению, что приводит к их изоляции и дискриминации.
Термин «лицо с ограниченными возможностями» иногда рассматривается как более мягкий, нейтральный по сравнению со словом «инвалид», привычно воспринимаемым многими как человек «второго сорта».
Лица с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста в переводе - недействительные, не имеющие законной силы [12,с 25].
Для России характерна неравномерность роста количества лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста по регионам. Число лиц с ограниченными возможностями здоровья растёт быстрее именно на тех территориях, где оно было максимальным и пять лет назад.
Максимальные уровни данных людей отмечаются на территориях Северо-Западного и Центрального районов. Минимальные - на территориях Азиатского Севера России, включая Дальний Восток (преимущественно для населения национальных округов и областей). Чтобы снизить число лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста выбрали метод БОС. Результаты эффективности реабилитации методом БОС приведены в таблице №1.
Таблица 1 - Эффективность применения метода БОС
Наименование |
Количество клиентов |
Среднее QALY в контрольной группе (без применения БОС). |
Среднее QALY в группе с применением метода БОС |
% отклонения |
Заболевания сердечно-сосудистой системы |
57 |
0,17 |
0,32 |
53,1% |
Заболевания бронхо-легочной системы |
9 |
0,20 |
0,31 |
64,5% |
Всего |
66 |
0,37 |
0,63 |
58,7% |
Из данной таблицы видно, что применение метода БОС в реабилитации является оправданным и результативным. На фоне применения данного метода у клиентов с заболеваниями сердечно - сосудистой и бронхолегочной систем отмечено повышение эффективности реабилитации, у клиентов с заболеваниями бронхолегочной системы значительно выше, чем у клиентов с заболеваниями сердечно - сосудистой системы (примерно в 2 раза).
Современный процесс социокультурного включения и адаптации лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей идею независимого образа жизни. Она позволяет выявить социальное и культурное содержание жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями зрелого возраста и определить систему педагогических, социальных и культурных мер, направленных на преодоление существующих проблем, чтобы провести социальную и культурную интеграцию данных лиц [12,с 36].
Необходимо чтобы человек с ограниченными возможностями принимал деятельное участие в общественном производстве, в сфере услуг или интеллектуального труда, а также в ведении домашнего хозяйства, самообслуживании, в финансовых отношениях.
В условиях рыночных отношений возможность участия лиц с ограниченной трудоспособностью в производственной сфере затрудняется - требуется высокая конкурентоспособность на рынке труда, предполагающая наличие высокой профессиональной квалификации, мобильности.
Задачами специальной педагогики в подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья зрелого возраста с особыми потребностями и социально - культурной интеграции является:
1. Независимый образ жизни данных лиц. Заключается в изучении качественного своеобразия проблем социокультурного включения применительно к каждой категории лиц с особыми образовательными потребностями и на этой основе формирует базовые навыки всех составляющих образа жизни с учётом специфики затруднений из каждой категории обучающихся.
2. Формирует необходимые базовые навыки в сфере жизнеобеспечения и самообслуживания, социализации, коммуникации и рекреации формирование независимого образа жизни данных лиц[12,с 36].
К конкретным целям относят и личностную реабилитацию:
- воспитание чувства
- преодоление чувства малой значимости или завышенной самооценки;
- формирование адекватных форм социального поведения;
- изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности.
Информация о работе Практические аспекты педагогического сопровождения лиц с ОВЗ