Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 19:25, реферат
Целью данной работы является выявить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста имеющих общее недоразвитие речи III уровня.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Нетрадиционные техники как средство развития детского творческого воображения ..……………………………………………. 5
1.1. Проблемы развития творческого воображения в психолого-педагогической и методической литературе …………………………. 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня……………………………………………………. 11
1.3 Значение нетрадиционных техник рисования в формировании творческого воображения дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи III уровня ………………………………………………..…………………. 16
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами …………………………………………………………… 20
Глава 2. Развитие творческого воображения у детей с общим недоразвитием речи, через обучение нетрадиционной технике рисования.……… 29
2.1 Организация и методика проведения исследования………….. 29
2.2 Анализ результатов экспериментального обучения…………… 41
Глава 3. Работа с родителями………………………………………… 45
Глава 4. Работа с воспитателями…………………………………….. 46
Заключение……………………………………………………………. 47
Список использованной литературы………………………………… 50
- бережное отношение
к процессу и результату
- овладение детьми способами изображения;
- обучение;
- индивидуальный подход к каждому ребёнку;
- использование нетрадиционных
способов и приёмов
1.4 Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами.
Рисование помогает детям познать окружающий мир. С помощью рисунков дети выражают свои переживания и впечатления. Занятия изобразительной деятельностью пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают у детей чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают восприятие, мышление, внимание память, воображение, любознательность и мелкую моторику, которая тесно связана со становлением речи.
Заинтересовать детей поможет и разнообразие художественных материалов, а также возможность поэкспериментировать с новыми интересными способами рисования.
Дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Нетрадиционные техники рисования – это как раз то, что нужнодетям: завораживающий процесс и яркий результат. Рисование нетрадиционными техниками рисования позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогает каждому ребенку найти себе деятельность по душе.
Знакомство детей с
новыми художественными материалами,
инструментами и техниками
Чтобы сделать занятия рисованием более эффективными, нужно обратить внимание на следующие моменты. Заниматься с детьми систематически один-два раза в неделю по 5 – 10 минут. Перед занятием создать у ребят положительный эмоциональный настрой. Во время работы приучать детей к аккуратности. Обязательно хвалить детей. Надо быть доброжелательными и уважительными к детям. Не забывать о технике безопасности! Мы должны быть уверены, что дети не причинят себе вред используемыми на занятии предметами.
Рекомендуемые техники нетрадиционного рисования с детьми, имеющими общее недоразвитие речи:
Старшая группа:
- печатание ладошками
- монотипия предметная
- пальчики – палитра
- тампонирование губкой (поролоном), штампиками из овощей, трафарет из картона
- по мятой бумаге
- методом тычка
- оттиск пробкой, ластиком,
картофелем, смятой бумагой, спичечными
коробками, пенопластом,
- набрызг
- клеевой резерв
-восковые мелки + акварель
- кляксография
- рисование по сырому
- граттаж или «процарапывание картину» (зубочисткой)
Подготовительная группа:
- монотипия пейзажная
- рисование свечой
- обрывание, скатывание, комкание бумаги.
- цвеиной граттаж
- черный маркер + акварель
- «знакомая форма – новый образ»
Пальчики – палитра
Для детей самый доступный способ рисования – пальчиками. Что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у малыша получатся очень красивые работы, трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины.
В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются и отстирываются. Краски для рисования пальчиками можно сделать самим. Самый легкий способ: развести гуашь небольшим количеством воды и добавить в нее несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал. Более сложный рецепт: сварить густой кисель из 1,5 ст.ложки крахмала и стакана воды, остудить, разлить по баночкам и добавить в каждую пищевой краситель. Безопасные и недорогие пальчиковые красители готовы. В качестве красок для крох можно использовать свежевыжатые соки из моркови, помидоров, слив.
Материал: альбомный лист, краски для рисования пальчиками, мисочка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1.Показать детям, как ставить
на листе бумаги пальчиком
точки, рисовать мазки,
2.При смене цвета пальчик промываем в мисочке с водой и вытираем тряпочкой.
Варианты работ. Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочки на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.).
Печатание ладошкой
Ладошками можно создавать яркие и оригинальные шедевры. Шлеп – и отпечаток готов! Добавим несколько деталей, и отпечаток ладони превращается в осьминога, белого медведя или голову петуха.
Материал: альбомный лист или цветная бумага любого цвета, широкие мисочки с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками), гуашь, кисть, мисочка с водой, чтобы помыть руки, тряпочка.
Ход работы:
1. Вначале занятия потренировать детей делать отпечаток сухой рукой
2. Затем ребенок опускает в миску с гуашью всю ладонь.
3. Делает отпечаток
внутренней стороной
4. Когда отпечаток ладони на
бумаге высохнет. Доводим его
до нужного образа, например, свиньи
(дорисовываем на отпечатке
Варианты работ
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.
Если соединить вместе большие пальцы и создать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью (чтобы не пачкать другую).
Детей 5- 6 лет можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа с помощью цветных карандашей.
Тампонирование поролоновым тампоном
Маленькие дети начинают рисовать пальчиками, а затем кистью. Но детям довольно трудно правильно держать кисть, а тем более рисовать ею. Поэтому на первых этапах рисования вместо кисточки можно использовать поролоновый тампон прямоугольной формы с закругленным с одной стороны кончиком. Сначала лучше использовать гуашь одного цвета. А при смене цвета желательно взять другой чистый тампон.
Материал: альбомный лист, поролоновый тампон, гуашь разных цветов, разведенная водой, стаканчик с водой, тряпочка.
Ход работы.
Ребенок берет за кончик поролоновый тампон, другой конец, смоченный в воде, опускает в баночку с гуашью.
Рисует поролоновым тампоном точки, мазки, линии, круги или закрашивает размашистыми мазками внутри заранее нарисованного контура предмета.
Варианты работ
Поролоновым тампоном рисуется все, что и кистью. Им можно ставить отпечатки – круглые, если кончик закруглен, или квадратные, если два конца квадратной формы.
Поролоновым тампоном можно рисовать внутри трафарета.
Мокрые картинки (рисование по сырому листу)
Мокрый лист позволяет
краске самой растекаться и
Материал: лист бумаги для акварели, акварельные краски, широкие и тонкие мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Широкой кистью нанесем на лист бумаги много воды.
ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
Можно придумать с ребенком название работе.
Варианты работ
Можно нарисовать дождливую осень, салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод т т.д.
С детьми 5-6 лет можно попробовать нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставить много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.
Оттиск пробкой.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из пробки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и пробка.
Оттиск печатками из картофеля.
Возраст: от трех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
Оттиск поролоном.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Оттиск пенопластом.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
Оттиск печатками из ластика.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет,
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
Оттиск смятой бумагой.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения:
ребенок прижимает смятую бумагу
к штемпельной подушке с
Восковые мелки + акварель.
Возраст: от четырех лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой), трафареты из проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и трафарет.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.