Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа Узбековой И.А.docx

— 210.08 Кб (Скачать файл)

Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной  и оперативной памяти; с ней  связаны разворачивающийся в  данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие  от цели, связанной с кратковременной  памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные  образования: диспозиции (мотивы), потребности  и цели - являются основными составляющими  мотивационной сферы человека.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей  человеческого поведения рассматриваются  также интересы, задачи, желания  и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние' познавательного  характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может, вызвать  любое неожиданное событие, непроизвольно  привлекшее к себе внимание. Любой  новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший  слуховой или иной раздражитель. 
Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания[57].

Задача как частный  ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного  на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое  необходимо преодолеть, чтобы двигаться  дальше. Одна и та же задача может  возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому  так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения - это  сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные  субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания  и намерения хотя и входят в  систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько  побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность, поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности  и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические  проблемы получают свое решение, как  только мы отказываемся от представления  о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они  кажутся[31].

 Познавательная потребность  и мотивы учения.

Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой  мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и  процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок  приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации  учебного процесса - с другой.

В основе мотивации, связанной  с содержанием и процессом  учений, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается  из потребности во внешних впечатлениях и потребности активности и начинает проявляться рано, в первые дни  жизни ребенка[30].

Л. И. Божович отмечает, что  развитие познавательной потребности  идет неодинаково у разных детей3. У одних детей она выражена очень ярко и носит "теоретическое" направление, у других детей она  больше связана с практической активностью. У первых наблюдаются обилие вопросов "Почему?" и "Что такое?", страсть  упражняться в сравнении, обобщенна. Вторые не привыкли думать, проявляют  отрицательное отношение к умственной работе. Тем самым можно говорить о различном уровне познавательного  отношения ребенка к действительности[41].

До систематического учения в школе содержанием познавательной потребности являются житейские, а  не научные знания, но, тем не менее, это создает предпосылки для  усвоения научных знаний.

 

1.2Организация  развития познавательного интереса  на уроках математики.

 

Необходимые условия формирования познавательного интереса:

Опираясь на огромный  опыт  прошлого,  на  специальные  исследования  ипрактику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение  которых способствует формированию, развитию и укреплению  познавательного  интереса учащихся:

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность  учащихся.  Главной почвой для  развития познавательных сил и возможностей учащихся,  как  и  для развития  подлинно  познавательного  интереса,  являются  ситуации   решения  познавательных  задач,  ситуации  активного  поиска,  догадок,  размышления, ситуации  мыслительного  напряжения,  ситуации  противоречивости   суждений, столкновений различных позиций, в  которых  необходимо  разобраться  самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Второе  условие,  обеспечивающее  формирование  познавательных  интересов  и личности в целом, состоит в  том, чтобы вести учебный процесс  на  оптимальном уровне развития учащихся.

Исследования, проверяющие  эффект  дедуктивного  пути  в  познавательном процессе,  также показали,  что индуктивный путь, который считался  классическим,  не  может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений,  отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы,  — это путь,  который в освещении множества запросов и разделов науки способствует  более высокому уровню обучения и усвоения,  так как опирается на  максимальный  уровень развития  школьника.  Именно  это условие и обеспечивает   укрепление   иуглубление познавательного интереса   на   основе   того,   что   обучениесистематически  и оптимально  совершенствует  деятельность   познания,   её способов, её умений[22].

В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с  тем, чтобы постоянно обучать  учащихся множеству умений и навыков.

При всём разнообразии  предметных  умений  выделяются  общие,  которыми учение может  руководствоваться  вне  зависимости  от  содержания  обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой),  анализировать и   обобщать,   умение   систематизировать   учебный   материал,    выделять единственное, основное, логически  строить ответ, приводить доказательства  и т.д. Эти  обобщённые  умения основаны на комплексе эмоциональных  регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности,  которыепозволяют легко, мобильно, в  различных условиях пользоваться знаниями  и  за счёт прежних приобретать  новые[11].

3. Эмоциональная атмосфера  обучения, положительный эмоциональный   тонус учебного процесса —  третье важное условие.

Благополучная эмоциональная  атмосфера обучения  и  учения  сопряжена  с двумя главными источниками  развития школьника: с деятельностью  и  общением, которые рождают многозначные отношения и создают  тонус  личного  настроения ученика.

Оба  эти  источника  не  изолированы  друг  от  друга,  они  всё  время

переплетаются в учебном  процессе, и вместе с  тем  стимулы,  поступающие  от них, различны, и  различно  влияние  их  на  познавательную  деятельность  и интерес к знаниям, другие — опосредованно.

Благополучная атмосфера  учения  приносит  ученику  те  переживания,  о

которых в своё  Д.И.  Писарев  говорил,  что  каждому  человеку  свойственно желание  быть умнее,  лучше  и  догадливей.  Именно  это  стремление  ученика  подняться над тем,  что  уже  достигнуто,  утверждает  чувство  собственного достоинства,   приносит   ему   при   успешной   деятельности    глубочайшее удовлетворение, хорошее  настроение, при котором работается  скорее,  быстрее и продуктивней[24].

Создание   благоприятной   эмоциональной    атмосферы    познавательной

деятельности  учащихся  —  важнейшее  условие  формирования  познавательного интереса и  развития  личности  ученика  в  учебном  процессе.  Это  условие связывает  весь комплекс функций  обучения  —  образовательной,  развивающей, воспитывающей и  оказывает  непосредственное  и  опосредованное  влияние  на интерес.  Из  него  вытекает  и  четвёртое  важное  условие,  обеспечивающее благотворное влияние  на интерес  и  на  личность  в  целом  —  благоприятноеобщение в учебном процессе.

Познавательный интерес  в процессе обучения математике.

Обучение математике, как  и любому предмету, может стать  эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного  усвоения её содержания   - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определённые положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики. Процесс обучения, являясь составной частью целостного педагогического процесса, в современной школе  направлен на формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Сложились две стороны назначения математики: практическая, связанная с созданием и применением инструментария, необходимого человеку в его продуктивной деятельности, и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением определённым методом познания и преобразования    мира математическим методом. Математика располагает   возможностью на каждом шагу обучать учащихся логике на практике. В процессе усвоения математических знаний, решается задача развития у учащихся навыков проведения логических рассуждений, и характерных для дедуктивного мышления умений находить логические следствия  из данных начальных условий, способностей выделять в конкретной ситуации сущность вопроса. Изучая математику, учащиеся овладевают умениями анализировать рассматриваемый вопрос, обобщать, специализировать,   выделять   необходимые   и достаточные условия, определять понятия, составлять суждения, находить пути решения поставленной задачи. Всё это формирует мышление учащихся и способствует развитию их речи, особенно таких качеств выражения мысли, как порядок, точность, ясность, краткость, обоснованность. Изучение математики требует от каждого ученика больших усилий и немалого времени. Полученные при этом навыки учебного труда позволяют ученикам школы в их дальнейшем жизненном пути, эффективно овладевать навыками выполнении других видов труда, и с должным вниманием относиться к тому, что хорошее волнение любой работы требует значительных усилий и ответственности. При правильно поставленном обучении, у учащихся  развиваются   наблюдательность, внимание и сосредоточенность, инициатива и настойчивость. Всё это имеет   большое значение   для нравственного   воспитания   учащихся. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.     Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания оттого, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы  на уроках каждый ученик работал   активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности,  глубокого познавательного интереса. Это особо важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету[58].

Рассматривая познавательный интерес как элемент развивающего обучения, пришла к следующим выводам:

-познавательный интерес - это один из самых значимых мотивов 
учения, формируя который, мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника;           

- при наличии познавательных интересов учение становится близкой жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован;

-познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.

Опираясь на эти выводы приходим к заключению, что одной  из главных задач учителя является развитие познавательного интереса школьников.

Познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. В познавательном интересе, направленном на отражение сущностных сторон действительности, заключены  возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания. В то же время познавательный интерес будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности[17].                

Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоем образом не является имманентно присущим человеку от рождения. Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный антикватор, стимулятор деятельности, реальных, предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.

Познавательный интерес - явление   многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может   влиять различными своимисторонами.

1.  Познавательный интерес   характеризуется объективными условиями появления и формирования и представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающей наиболее значительные её стороны. Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности ученика, потому что внешние воздействия механически   не преломляются     во    внутренние    процессы    личности[15].    

Информация о работе Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики