Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:22, дипломная работа
Цель исследования: Определить пути развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого – педагогическую литературу по данной проблеме;
2.Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес»;
3.Экспериментально проверить методику развития познавательных интересов на уроках математики.
Введение …………………………………………………………………………... 2
1.Теоретические основы развития познавательных интересов младших школьников на уроках математики…………………………………………….5
1.1Познавательный интерес и его место в системе мотивации.……….………..5
1.2Организация развития познавательного интереса на уроках математики………………………………………………………….……………...38
2Опытно - экспериментальная работа по развитию познавательных интересов младших школьников на уроках математики.……………..….49
2.1 Методы развития познавательного интереса на уроках математики……..49
2.2 Итоги опытно – экспериментальной работы по развитию познавательного интереса…………………………………………………………………………….58
Заключение………………………………………………………………...……..64
Литература................................................................................................................65
Приложение…………………………………………………………………….…68
Цель является основным объектом
внимания, занимает объем кратковременной
и оперативной памяти; с ней
связаны разворачивающийся в
данный момент времени мыслительный
процесс и большая часть
Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы), потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.
Кроме мотивов, потребностей
и целей в качестве побудителей
человеческого поведения
Интересу соответствует особый вид деятельности,
которая называется ориентировочно-
Задача как частный
ситуационно-мотивационный
Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.
Интересы, задачи, желания
и намерения хотя и входят в
систему мотивационных
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся[31].
Познавательная потребность и мотивы учения.
Отношение младших школьников к учению определяется и другой группой мотивов, которые прямо заложены в самой учебной деятельности и связаны с содержанием и процессом учения, с овладением прежде всего способом деятельности. Это - познавательные интересы, стремление преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой.
В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учений, лежит познавательная потребность. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка[30].
Л. И. Божович отмечает, что
развитие познавательной потребности
идет неодинаково у разных детей3.
У одних детей она выражена
очень ярко и носит "теоретическое"
направление, у других детей она
больше связана с практической активностью.
У первых наблюдаются обилие вопросов
"Почему?" и "Что такое?", страсть
упражняться в сравнении, обобщенна.
Вторые не привыкли думать, проявляют
отрицательное отношение к
До систематического учения
в школе содержанием
1.2Организация
развития познавательного
Необходимые условия формирования познавательного интереса:
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования ипрактику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся:
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития подлинно познавательного интереса, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие, обеспечивающее формирование познавательных интересов и личности в целом, состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Исследования, проверяющие эффект дедуктивного пути в познавательном процессе, также показали, что индуктивный путь, который считался классическим, не может полностью соответствовать оптимальному развитию учащихся. Путь обобщений, отыскание закономерностей, которым подчиняются видимые явления и процессы, — это путь, который в освещении множества запросов и разделов науки способствует более высокому уровню обучения и усвоения, так как опирается на максимальный уровень развития школьника. Именно это условие и обеспечивает укрепление иуглубление познавательного интереса на основе того, что обучениесистематически и оптимально совершенствует деятельность познания, её способов, её умений[22].
В реальном процессе обучения учителю приходится иметь дело с тем, чтобы постоянно обучать учащихся множеству умений и навыков.
При всём разнообразии предметных умений выделяются общие, которыми учение может руководствоваться вне зависимости от содержания обучения, такие, например, как умение читать книгу (работать с книгой), анализировать и обобщать, умение систематизировать учебный материал, выделять единственное, основное, логически строить ответ, приводить доказательства и т.д. Эти обобщённые умения основаны на комплексе эмоциональных регулярных процессов. Они и составляют те способы познавательной деятельности, которыепозволяют легко, мобильно, в различных условиях пользоваться знаниями и за счёт прежних приобретать новые[11].
3. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса — третье важное условие.
Благополучная эмоциональная атмосфера обучения и учения сопряжена с двумя главными источниками развития школьника: с деятельностью и общением, которые рождают многозначные отношения и создают тонус личного настроения ученика.
Оба эти источника не изолированы друг от друга, они всё время
переплетаются в учебном процессе, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно влияние их на познавательную деятельность и интерес к знаниям, другие — опосредованно.
Благополучная атмосфера учения приносит ученику те переживания, о
которых в своё Д.И. Писарев говорил, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление ученика подняться над тем, что уже достигнуто, утверждает чувство собственного достоинства, приносит ему при успешной деятельности глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение, при котором работается скорее, быстрее и продуктивней[24].
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной
деятельности учащихся — важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности ученика в учебном процессе. Это условие связывает весь комплекс функций обучения — образовательной, развивающей, воспитывающей и оказывает непосредственное и опосредованное влияние на интерес. Из него вытекает и четвёртое важное условие, обеспечивающее благотворное влияние на интерес и на личность в целом — благоприятноеобщение в учебном процессе.
Познавательный интерес в процессе обучения математике.
Обучение математике, как
и любому предмету, может стать
эффективным средством
Рассматривая познавательный
интерес как элемент
-познавательный интерес - это
один из самых значимых мотивов
учения, формируя который, мы создаём прочную
и надёжную основу личности школьника;
- при наличии познавательных интересов учение становится близкой жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован;
-познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.
Опираясь на эти выводы приходим к заключению, что одной из главных задач учителя является развитие познавательного интереса школьников.
Познавательный интерес
- важнейшая область общего феномена
интереса. В познавательном интересе,
направленном на отражение сущностных
сторон действительности, заключены
возможности проникать в научные истины,
добытые человечеством, раздвигать рамки
познания, отыскивать новые пути и возможности
более полного освоения человеком избранной
деятельности, области познания. В то же
время познавательный интерес будучи
включённым в познавательную деятельность,
теснейшим образом сопряжён с формированием
многообразных личностных отношений:
избирательного отношения к той или иной
области науки, познавательной деятельности,
участию в них, общению с соучастниками
познания. Более того, познавательный
интерес, активизируя все психические
процессы человека, на высоком уровне
своего развития побуждает личность к
постоянному поиску преобразования действительности
посредством деятельности[17].
Познавательный интерес
- важнейшее образование
Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своимисторонами.
1. Познавательный интерес характеризуется объективными условиями появления и формирования и представляет собой внутренний своеобразный процесс самой личности, затрагивающей наиболее значительные её стороны. Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности ученика, потому что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности[15].