Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:26, дипломная работа
В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Введение.........................................................................................................3-5
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и литературоведческие основы формирования сознательного чтения....................................................................................6-12
1.2Традиционные подходы к методике работы над художественным произведением..............................................................................................12-17
1.3Анализ УМК «Гармония» автора О. В. Кубасовой..............................17-22
Выводы по главе……………………………………………………………...23-24
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением..............................................................................................25-29
2.2 Комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.......29-39
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………51
Заключение....................................................................................................52-54
Библиография...............................................................................................55-57
Приложение...................................................................................................58-68
Департамент образования
Ярославской области
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального
Ярославской области
Угличский индустриально-педагогический колледж
Формирование сознательного чтения
в процессе работы над художественным произведением
через нетрадиционные приемы работы
Выпускная квалификационная работа
Углич
2012
Содержание
Введение......................
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования
1.1Психологические и
литературоведческие основы
1.2Традиционные подходы
к методике работы над художест
1.3Анализ УМК «Гармония»
автора О. В. Кубасовой........
Выводы по главе……………………………………………………………..
Глава 2. Формирование сознательного чтения при использовании нетрадиционных приемов работы над произведением
2.1 Обощение опыта учителей практиков по формированию
сознательного чтения при работе над художественным
произведением.................
2.2 Комплекс нетрадиционных
приемов работы над
2.3 Опытно-практическая работа…………………………………………...40-50
Выводы по главе…………………………………………………………………
Заключение....................
Библиография..................
Приложение....................
Введение
В настоящее время проблема формирования сознательного чтения является наиболее актуальной, так как техника чтения, сформированная на уровне навыков высокого порядка, является существенной предпосылкой развитой читательской деятельности. В условиях школьного образования, низкий уровень навыков чтения у школьников будет постоянно давать о себе знать в учебных и внеучебных ситуациях уже в начальной школе.
Навык чтения – залог успешного учения как в начальной, так и в средней школе, а также надежное средство ориентации в мощном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.
Слабая сформированность навыка чтения часто служит причиной неуспеваемости учащихся по другим предметам. Недостатки в чтении не только затрудняют понимание читаемого, но и вызывают у детей нелюбовь к чтению, в результате чего задерживается умственное развитие ребенка.
В исследовании рассматривается процесс формирования сознательного чтения. Без осознанного чтения невозможно формирование таких навыков как выразительность, беглость, частично невозможна и правильность.
В новом стандарте
указана необходимость
Обозначенное выше определяет следующую проблему исследования:
каковы нестандартные приемы работы над сознательным чтением при изучении художественного произведения?
Цель исследования: апробация комплекса нестандартных приемов работы над сознательностью чтения в процессе изучения художественного произведения.
Объект — процесс формирования сознательного чтения при работе над художественным произведением.
Предмет исследования — комплекс нестандартных приемов работы над сознательным чтением.
Задачи, которые ставим в данной работе:
1.Проанализировать
2.Рассмотреть традиционные
подходы к методике работы
над художественным
3.Обобщить опыт учителей
практиков по формированию
4.Разработать комплекс нетрадиционных приемов работы над произведением.
5.Проанализировать результаты опытно-практической работы.
В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, выявление методических приёмов, направленных на формирование навыка сознательного чтения; эмпирические методы исследования: наблюдение, анализ уроков, анализ школьной документации, опытно-практическая работа.
База исследования: учащиеся 2 класса МОУ СОШ № 2, модель обучения «Гармония». В данном классе 20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек, из них 5 детей с задержкой психического развития.
Методологическая база исследования: литературоведческие и психологические основы формирования сознательного чтения описанные М. Р. Львовым, М. С. Соловейчик, С. Г. Макеевой, О. И. Никифоровой, А. Н. Виноградовой; подходы к методике работы над художественным произведением, описанные М. Р. Львовым, Н. Н. Светловской и В. Г. Горецким; нетрадиционные приемы работы над сознательностью чтения, разработанные учителями-практиками.
Теоретическая значимость заключается в систематизации приемов по формированию сознательного чтения, а практическая значимость в создании комплекса приёмов формирования сознательного чтения при работе над художественным произведением и применении его на уроках литературного чтения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, обобщений по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении рассматривается актуальность проблемы, объект и предмет исследования, задачи данной работы.
Первая глава посвящена
рассмотрению психологических и
литературоведческих основ
Во второй главе мы обобщили опыт учителей практиков по формированию сознательного чтения при работе над художественным произведением и создали свой комплекс нетрадиционных приемов работы над сознательностью чтения.
В заключении делаются выводы о проделанной работе, подводятся итоги.
Список литературы содержит 21 источник.
Приложение включает в себя конспекты уроков, календарно-тематический план, диаграммы отражающие результаты исследования.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы исследования.
1.1Литературоведческие
и психологические основы
Для рассмотрения проблемы исследования необходимо определить, что такое сознательное чтение.
По мнению М. Р. Львова сознательность в общем виде может быть определена как понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1)применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2)применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева). [ 12, ст.130]
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и осознает, к какому слогу-слиянию их следует присоединить.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных уровнях протекания самого процесса чтения. Опишем эти уровни:
Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения, предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении; понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами, сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
осмысление значения каждой языковой единицы текста;
понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-выразительных средств, т.е. позиции автора и своего собственного отношения к прочитанному;
осознание себя как читателя. [13, с 130]
По мнению Л. К. Назаровой, осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста. [по 14]
Н. Н. Светловская утверждает, что сознательным чтение бывает только тогда, когда читатель читает и понимает, чего он здесь не понимает. [по 19]
Л. П. Федоренко считает, что дидактический принцип, предполагает единство преподавания и учения. Поэтому обычно принцип сознательного чтения объединяется с активностью учащихся в познавательном процессе и получает название: «Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя». Сознательное чтение предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимания путей познания, активное участие школьника в познании; наблюдение над фактами языка, анализ языковых образов, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщения, систематизация и прочее. Сознательное чтение относится главным образом к усвоению знаний, однако сознательное чтение повышает качество усвоения умений и навыков в области речи, чтения, письма. Сознательное чтение исключает механическое усвоение, зубрёжку, отрывочность знаний. [по 19]
Е. А. Адамович дает следующее определение: сознательность чтения — это основное качество, без которого все остальные просто не нужны и частично не возможны (например: выразительность).
Показателями чтения
и обученности читателя является
его способность поставить
1. Что я чувствую, когда читаю?
2.Почему именно так я чувствую, переживаю?
3.Что дает мне возможность
именно так оценить
Проверку осознанности чтения традиционно проводится во время беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться четырех уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
4 уровень – постижение главной мысли автора. [по 19, ст. 320]