Формирование способности к перевоплощению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Создание художественного образа - это процесс, непрерывный ряд решений, которые художник должен принимать, чтобы материализовать свой эстетический замысел. Они всегда основываются на сложном сочетании того, что художник осознает, и того, что на уровне сознания как мотив решения осознается плохо или даже не осознается вовсе. Этот неосознаваемый мотив решений присутствует в подлинно художественном творчестве всегда.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 313.45 Кб (Скачать файл)

3 этап -  составление «партитуры эмоций».

 Стихотворение проникнуто  светлым, мечтательным настроением.  Две первых строки  показывают пейзаж, который содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы – возвышенности,  поднятые к небу, второй – лежащую у ног поэта глубокую реку. Третий и четвертый стихи характеризуют внутреннее состояние лирического героя, которое находится в согласии с окружающей природой. Чувства, испытываемые героем - автором, противоречивы: «грустно и легко» - это не только разные, но и трудно совместимые чувства. Пятый стих разрешает недоумение. Грусть, печаль связаны с тем, что поэт одинок, вдали от нее; печаль легка и светла — потому что он думает о ней и только о ней («полна тобою»). Введенное в стихотворение поэтическое «ты» (образ неназванной возлюбленной) становится источником света. Именно ею полна печаль, и это делает печаль светлой.

Печальная повествовательная  интонация первой строфы меняется на более напряженную (строки 5–8). Открывающаяся повторением слов «Тобой, одной тобой», является кульминацией всего стихотворения, в которой выражается последняя надежда лирического героя. Но унынье, которое охватывает его, светлое, так как «ничто не мучит, не тревожит». Боль безответного чувства сильна, но любовное чувство становится могучим импульсом для поэтического вдохновения. Именно тогда оживает сердце, именно такая любовь утверждается поэтом в финальных строках стихотворения.

Последние строки очень важны  для стихотворения, они содержат главный  смысл: вечна сама потребность  любить. В этом  заключается особенность поздней пушкинской лирики - простота и ясность, которая проявляется в  точности слов, в стремлении избегать метафор. В тексте «На холмах Грузии» А.С. Пушкин использует всего лишь одну метафору – «сердце горит», которая дополняет полноту чувств главного героя и делает стихотворение более искренним.

4 этап – рассмотрение   состояний лирического героя стихотворения и лирического героя романса.

В связи со сменой внутреннего  состояния героя, утвердительный характер конца первой части, сменяется душевным спокойствием. Поэтому динамика  мелодии снова возвращается на рiano. Здесь проявляются черты декламационности вокальной партии, ее движение становится более интенсивным. Мелодия приобретает дополнительную выразительность и особую колоритность благодаря легкой фиоритуре («унынья моего») восточного характера. Эта фраза построена на трихорде с обыгрыванием звука а. Следующая фраза является завершением мотивов востока. Мелодическая линия («ничто не мучит, не тревожит») волнообразна. Восходящее и нисходящее движение фразы начинается и заканчивается звуком fis. Эта фраза не несет в себе развитие, но создает эффект некой пустоты звучания.

Мелодия второй части начинается с тетрахорда в пределах квинты. Преобладание неустойчивых ступеней II,  IV, VI  по cis moll (dis, fis, а) вносит интонации востока. Сначала в мелодии ладовыми опорными тонами становятся звуки а и fis. В кульминации же  чувствуется опора главных первоначальных устоев сis и gis. Фраза еще больше приобретает решимость благодаря кратковременному отклонению в тональность III ступени Е dur.

В целом, устойчивость первой части  и частичная неустойчивость во второй, создают контрастность  двух частей романса. Ритм фразы встречный (распевный). Ударение на слове «унынья», а главное ударение на слове «не тревожит».

Шестая строка становится  второй кульминацией романса («И сердце вновь горит и бьется оттого»),  появляется внезапно на f. Характер образа приобретает надрывность, порывистость. Мелодия начинается с восходящего движения квинты (18т.), этим самым подтверждается значимость второй завершающей кульминации. С моей точки зрения скачок на квинту и особенно далее идущих два подряд скачка на кварту на словах «и сердце вновь горит», передают сильное волнение пылающего сердца, его неровный ритм. Но нисходящее движение вниз на слове «оттого» приводит к жалобной интонации. Декламационный характер мелодии становится более ярко выраженным, энергичным, поэтому фраза приобретает стремительность, порывистость, которые осуществляются за счет восходящего пунктирного движения,  начального восходящего скачка на квинту и квартовых скачков.

Фактура также способствует созданию кульминации, она становится аккордовой, подчеркивает  стремительность, четкую пульсацию мелодии и значимость содержания на словах «и сердце вновь  горит и бьется оттого».

Далее композитор в маленькой  коде  (8-я строка) возвращается к  тоническому органному пункту (21 – 24т.). Мелодия и интонация последней фразы с помощью секундовых нисходящих движений и завершающего скачка вниз подводят к осознанию безысходности. При этом герой чувствует утверждающую силу любви, поэтому романс завершается одноименным мажором (Cis dur). Но с замедлением темпа происходит эмоциональный спад чувств и динамика снова переходит на p, оканчиваясь ремаркой  morendo (замирая), следует к своему логическому завершению, так и главный герой от всей своей безысходности погружается в непреодолимую печаль.

В романсе преобладают  узкие интервалы, широкие интервалы, а именно кварты и квинты, Римский-Корсаков применяет лишь в значимых, с точки  зрения текста, местах. Скачки на широкие  интервалы используются, в основном,  в кульминационных моментах. Мелодия  строго диатонична, так как композитор стремился сохранить простоту и ясность высказывания. Хроматика  романса ограничена, проявляется только в фортепианной партии и связана с созданием определенной краски аккорда и настроения героя.

Диапазон мелодии всего романса охватывает дециму. Хотя  по содержанию это чисто мужской романс и изначально написан для тенора,  он удобен для исполнения также женским голосом. Самый низкий звук dis (1-й октавы) находится в последней фразе первой части романса, самый высокий f is (2-й октавы) во второй части.

Ритмика в романсе связана  с содержанием текста, неторопливое, размеренное движение  при четном размере (4/4) создает образ покоя, способствует повествовательному характеру. Ритмический рисунок в каждой фразе меняется, вначале это ровное движение восьмыми, затем в кульминации  появляется пунктирный ритм. Обращают на себя  внимание частые паузы, которые  служат дополнительным средством выразительности.

Первая часть романса  написана в темпе Мoderato (умеренно). Начало романса обусловлено преобладанием размеренного движения, что передает чувства умиротворенности. В мелодии четвертой фразы появляется пунктирный ритм на словах «печаль моя», опять же композитор хочет подчеркнуть слово.

Вторая часть более  разнообразна. В начале второй части  также преобладают восьмые, но с  добавлением эпизодической триоли, и двух шестнадцатых в конце шестой фразы (18т.). Начинается мелодия с  синкопированного ритма. Обилие пунктирного  ритма, изменение темпа на  Росо stringendo (постепенно ускоряя) подводит к кульминации всего романса. Благодаря неоднократно меняющемуся на протяжении романса темпа создается ощущение постоянного обновления, движения. Порой возникают уловимые слухом  интонационные цезуры, иногда изменение достигается посредством выписанного ritenuto (замедление), например, на словах «оттого». В небольшой коде происходит возвращение к первоначальному темпу Мoderato.

Таким образом ритм, мелодия и агогика дополняют друг друга, передают одни чувства, формируют музыкальный образ и характер музыки, чувства безысходности, грусти, окаменелости.

В романсе преобладает  гомофонно-гармоническое изложение. В связи со сменой образа и содержания фактура изменяется. Образ и драматургия романса обогащены благодаря фортепианной партии. Ее фактура, вместе со словами и мелодией  помогает передать, усилить эмоциональное состояние главного героя, имитирует, подражает природе, передает заложенный в стихотворении смысл. Насыщенна и ее динамика, точно передающая даже самые сложные оттенки содержания. Для полного раскрытия образа задействован весь диапазон инструмента, от самого низкого cis субконтроктавы  до e третьей октавы.

Такой широкий размах диапазона  удобен для описания не только чувств, но и описания природы. Невероятное  количество тембров используется в  романсе.  В первой части романса  тембр звучания вступительных двух аккордов  очень звонкий, наполненный  и резкий, напоминают падение разбитого  стекла. Выделяется бурный, кипучий, яркий, шумящий тембр изображения реки «Арагвы».  Холодный тембр остинато дает ощущение томления, передает образ уединенности. Во вторую часть романса вносится тембральное оживление, тембр становится мягким, глубоким, сочным, вносится характер безмятежности, передается глубина звучания,  ощущение безграничности.

5 этап – повторное рассмотрение  текста романса Римского-Корсакова для сопоставления   исходного стихотворного текста и текста музыкального.

Римский-Корсаков вносит некоторые  текстовые изменения по сравнению  со стихотворением. Так, вместо пушкинских слов «одной тобой» и «горит и любит», композитор использует словосочетания «тобой одной» и  «горит и бьется». За этими, казалось бы, мелкими различиями скрывается нечто более важное: Римский – Корсаков очень кропотливо работал над каждым элементом, для него самым важным было добиться красоты, совершенного звучания, непрерывности мелодии и наибольшей связи текста с музыкальной интонацией.

Римский-Корсаков передал  образ стихотворения Пушкина, наделив  его   новыми красками и оттенками. Стихотворные строки не совпадают с музыкальными фразами. Музыкальные фразы обрамляются цезурами, которые в свою очередь разбиваются на мотивы.  Цезуры в романсе асинтаксические т.е. не соответствуют окончанию стихотворной строки и знакам препинания.  Следует отметить, что мотивы и фразы в свою очередь на протяжении всего романса начинаются с затакта. Принцип вокализации текста – силлабический. В мелодии романса почти нет распевов, за исключением начала второй строфы («унынья моего»), здесь наиболее ярко проявляется восточный колорит романса.

Римский – Корсаков делит  романс по содержанию, миниатюра состоит  из двух контрастных  частей. Романс «На холмах Грузии лежит ночная мгла» написан  в сложной двух частной форме с маленькой кодой. Форма АВСВ, где раздел В является припевом, который повторяется в завершении романса, а мелодия накладывается из окончания первой строфы. Тем самым появляется сходство окончания первой рифмы и второй. Этим объединяются две контрастные части романса.

Каждая  строфа делится  по смыслу на два образа:

1.строфа а)  покой природы   (1, 2 строки); б) чувства героя      (3,4строки)

2. строфа а) покой душевный (5, 6 строки); б) чувства героя      (7, 8 строки)

Как видно, происходит перекрещивание строф, т.е. покой природы 1 строфы противопоставляется  покою душевному 2 строфы. И последние  две строки каждой строфы объединили чувства лирического героя.

Раздел А включает в себя 2 строки, посвященные описанию природы. Начинается романс с яркого, но лаконичного вступления: два тонических аккорда, звучащие на forte, создают впечатление громких ударов и сразу вводят в минорную атмосферу романса. Первая строка поэтического текста рисуют нам возвышенности холмов Грузии и лежащую ночную мглу. Созерцательный характер  музыкальной фразы складывается благодаря выдержанному звучанию окраски малого минорного септаккорда в аккомпанементе и мягким мелодическим интонациям вокальной партии. Аккорды только поддерживают мелодию, дополняясь небольшим украшением, как прозрачное слабое эхо, имитируют вокальную фразу в высоком регистре на словах «ночная мгла» (3-4т.), «оно не может» (21-22т.). На словах  «Шумит Арагва предо мною» (5т.) Римский-Корсаков применяет звукоизобразительный  прием, воспроизводящий гул бегущей в долине горной реки: триольная фигурация басов мелкими длительностями создает эффект бурлящей речной воды.

Музыкальная драматургия  романса проявляется также и  в динамике. Изображая тишину ночной природы, первая музыкальная фраза  звучит на  piano. Даже Арагва начинает шуметь тихо, лишь постепенно достигается forte и затем быстрое diminuendo, которое приводит к еще более тихому звучанию на pianissimo.  

В мелодии преобладает  плавное, поступенное, волнообразное движение тетрахордов, трихордов, без напряжения и острых тяготений. Скачки служат  логическим и смысловым окончанием. Вторая вокальная фраза, завершающая пейзажную картину, и заключительная фраза  романса построены на нисходящем скачке кварты (cis-gis).

В целом, первая часть носит  спокойный, повествовательный характер. Этому способствует умеренный темп, натуральный минорный лад, диатоническая  гармония. Большое значение для этой части  и всего романса имеет гармония S7, c мягкой минорной окраской, придающей звучанию особую выразительность. Этим Римский-Корсаков передает ощущение неподвижности холмов Грузии.  Следующий раздел В, включающий две фразы «Мне грустно и легко; печаль моя светла» и «Печаль моя полна тобою», раскрывает внутренний мир героя, который ведет свой монолог.

Драматургия романса получает новое развитие, которое связано  со сменой образа. Меняется динамика, звучание от pp постепенно нарастает до mf и приходит к кульминации на f (13-14 т.), меняется фактура, мелодия, гармония. Вокальная мелодия застывает на одном звуке gis на словах «Мне грустно». Этим композитор обращает внимание слушателя к содержанию и подчеркивает, как важен текст, слово! Интонация восходящей кварты на словах «и легко» передает легкость и приподнятость состояния главного героя. 

Для передачи  глубокого  душевного волнения Римский-Корсаков использует во фразах частые цезуры. Например, фразу «мне грустно и легко» композитор разбивает паузой, для того чтобы  ярче выделить каждое слово, донести  его смысл. Кульминация первой части достигается благодаря аккордовой фактуре и громкой звучности. Мелодия обрамляется паузами, которые отделяют слова «Тобой» и «тобой одной», тем самым автор  подчеркивает образ  возлюбленной.

Римский-Корсаков в большей  степени через фортепианную партию, создает новый  музыкальный  образ  «колыбели», который,  носит успокаивающий, убаюкивающий характер».

 Декламационный характер  мелодии второй кульминации романса («И сердце вновь горит и бьется оттого») становится более ярко выраженным, энергичным, поэтому фраза приобретает стремительность, порывистость, которые осуществляются за счет восходящего  пунктирного движения. При этом герой чувствует утверждающую силу любви, поэтому романс завершается одноименным мажором (Cis dur). Но с замедлением темпа происходит эмоциональный спад чувств и динамика снова переходит на p, оканчиваясь ремаркой  morendo (замирая), следует к своему логическому завершению, так и главный герой от всей своей безысходности погружается в непреодолимую печаль.

Информация о работе Формирование способности к перевоплощению