Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 21:43, шпаргалка
История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
1)Предмет и задачи истории образования
Педагогика изучает проблемы образования, обучения и воспитания детей. Это наука, описывающая и объясняющая, что происходит в школе, институте, семье.
История образования является одной из областей педагогики как науки и имеет тот же предмет(методологические основы, цели, принципы, содержание, методы и средства обучения и воспитания), но несколько иные задачи. Ее отличительный признак – не отражение устоявшегося, принятого и наиболее широко используемого современной педагогической наукой взгляда на методологические основы, цели, содержание, принципы, методы и средства обучения и воспитания, а прослеживание характера и особенностей их эволюции в истории развития общества, смены исторических эпох, возникновения новых педагогических теорий.
В ее предмет также входит
и анализ причин, вызывающих отмирание
одних и модернизацию или
Отличие
– выявление особенностей их эволюции
в истории развития общества, анализ
причин, вызывающих отмирание одних
и возникновение или
2)Становление воспитания как общественного явления
Человек жил па Земле более 100 млн лет назад: во многих районах Земли в породах очень древнего возраста были обнаружены «следы» человека. Воспитание в этот период осуществлялось по законам первобытного и «человеческого стада».
Официальная наука свидетельствует: следующий этап становления воспитания как общественного явления начался примерно 1,5 млн лет назад и был связан с процессом зарождения речи, что мощно стимулировало процесс общения, эволюцию человека в целом. Речь становится важнейшим средством общения, накопления и передачи социального опыта. Общение развивалось в процессе трудовой деятельности, оно становилось одним из главных средств воздействия на психику и поведение детей и взрослых. Возникновение речи и развитие психики — свидетельство качественно нового этапа в общем процессе становления воспитания. Люди этого времени — архантропы — обладали зачатками понятийного мышления и речи, жили коллективно. Они создали каменное рубило, освоили огонь. Этот «первобытный очаг» способствовал формированию социального типа общения, т.е. возникновению общественных способов обмена информацией.
Очередной этап процесса становления воспитания начинается около 250 тыс. лет назад. К этой эпохе относятся достоверные данные о зарождении кровно-родственных и семейно-брачных отношений. Палеоантропы были уже почти людьми. Они — родоначальники искусства и верований. Содержание воспитания все более усложняется: охота, собирательство, рыболовство, передача навыков поведения, освоение опыта духовной жизни, религиозного знания и т.д. Развитие производительных сил и общественных отношений покончило с актами каннибализма, о чем свидетельствуют первые искусственные захоронения.
Процесс становления воспитания как общественное явление завершился примерно 35—40 тыс. лет назад: человек современного типа, обладающий сознанием и речью, живущий первобытной общиной, целенаправленно и организованно осуществлял воспитание молодежи. Трудовая деятельность, рост социального опыта, его все более увеличивающийся объем и усложнение, все большее осознание значения воспитания для общины и каждого ее члена не могло быть пущено па самотек, происходить стихийно. Перед активным включением молодежи в производственные и социальные процессы общества ей необходим период подготовки к этому — воспитание.
Становление воспитания как целенаправленного и осознанного взаимодействия взрослых и детей, в ходе которого осуществляется подготовка последних к будущей самостоятельной жизни, начинается примерно около 2,5 млн лет назад. Завершение этого процесса происходит с появлением «человека разумного» (поздний палеолит). Этот человек уже многое знал: умел вправлять переломы и вывихи, залечивать раны, удалять зубы, лечить простуду, змеиные укусы, делать несложные хирургические операции. В позднем мезолите люди умели проводить ампутацию конечностей и даже трепанацию черепа.
Особенностями социального воспитания в этот период является его органическая целостность, комплексность и единство: воспитание — физическое, умственное, нравственное и трудовое — и обучение были слиты в один процесс. Воспитание в узком смысле слова все более становится важным фактором социализации (воспитания в широком смысле).
Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.н.). Взрослые учат говорить, ходить и танцевать, плавать. Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек. В то время существовало две основные специальности — мужчина и женщина. Мужчина — воин, охотник, добытчик, а женщина — хранительница очага, воспитатель детей.
Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Все взрослые приглядывали за ними, женщины кормили грудью чужих детей и т.д. Таким образом, дети находились под постоянным присмотром. Социальное сиротство и беспризорность исключались: все дети — наши дети. Эта заботливость и доброжелательность, любовь, которые демонстрировались всем взрослым населением общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмоционально-ценностный по своему характеру фундамент социализации, обусловливая его высокую эффективность.
3)Воспитание в первобытных общинах
Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Воспитание в постепенно складывавшихся первобытных общностях, по необходимости, было равным для всех, имея целью подготовку всех без исключения детей и подростков к основным способам добывания средств к существованию. В это время еще отсутствовали специальные формы воспитания, и оно не отделялось от совместной жизни детей и взрослых.
В совместной деятельности со взрослыми дети и подростки наблюдали за поведением старших и, постоянно подражая им, приобретали соответствующие умения.
Выработка у подрастающего
Уже в первые годы жизни ребенок активно вводился взрослыми в жизнь, входил в систему отношений между людьми. Дети наблюдали, копировали действия взрослых, важное место в воспитании принадлежало игре. С помощью игры моделировалась общественная, производственная, бытовая жизнь общины. Под руководством взрослых дети имитировали свое поведение в различных социальных ролях (охотник, воин, змеелов и т.н.). Взрослые учат говорить, ходить и танцевать, плавать. Все большая специализация в трудовой деятельности по половозрастному признаку неизбежно вела к дифференциации воспитания мальчиков и девочек. В то время существовало две основные специальности — мужчина и женщина. Мужчина — воин, охотник, добытчик, а женщина — хранительница очага, воспитатель детей.
Воспитание носило общественный характер: дети принадлежали общине. Все взрослые приглядывали за ними. Таким образом, дети находились под постоянным присмотром. Эта заботливость и доброжелательность, любовь, которые демонстрировались всем взрослым населением общины по отношению ко всем детям, составляли мощный эмоционально-ценностный по своему характеру фундамент социализации, обусловливая его высокую эффективность.
Если воспитание должно готовить к будущей самостоятельной трудовой жизни, следовательно, оно должно быть связано с ней: сидя на берегу, плавать не научишься, утверждали древние. Социальное воспитание в общине проходило в единстве с жизнью, оно было ее естественной и органичной частью и не рассматривалось как подготовка к будущей жизни. С 6 лет их начинают приучать к будущим обязанностям, а с 8 берут на охоту. Это обстоятельство — также могучий фактор высокой результативности первобытного воспитания и процесса социализации в целом.
Выдающимся достижением (изобретением) первобытного общества социально-педагогического характера явились подготовка и проведение инициации — экзамена на социальную зрелость, церемонии посвящения детей в полноправные члены первобытного коллектива.
К 9—11 годам, когда дети приобретали необходимые социальные установки, важнейшие знания, умения и навыки (личный опыт) производственной деятельности, их начинали готовить к инициациям. В специальных местах («домах молодежи») отдельно учились мальчики и девочки. Этим занимались специально выделенные люди - наиболее ловкие, умелые, сильные и т.д., — те, которые имели богатый опыт жизнедеятельности, который и могли передать молодежи. Пример, достойный подражания: лучшие люди (профессионалы) должны заниматься соответствующей подготовкой молодежи! Мальчики совершенствовались в охоте, изготовлении орудий труда, учились переносить лишения, развивали силу и ловкость, воспитывали волю и смелость. Главные методы подготовки — упражнения, игра, пример, демонстрация, самостоятельная работа, испытание.
Обряд инициации происходил, когда детям исполнялось 13—15 лет, в нем участвовала вся община, он продолжался несколько дней. Празднества начинались с раскрашивания, ритуальных действий (костер, танцы, принесение жертвы и т.п.). Затем проводился экзамен на взрослость, когда испытуемый должен был выполнить задание (например, поймать с трех раз руками рыбину) и продемонстрировать терпение, ловкость, выносливость (жажды, болевых ощущений). Во время инициации снимался последний запрет (табу) на верования, обряды. Выдержавшие испытания становились полноправными (взрослыми!) членами общины, не прошедшие их подвергались насмешкам и отправлялись на повторную подготовку. Завершение праздника сопровождалось всеобщим весельем.
Социально-педагогический смысл инициации состоит в том, что дети переходили из одной возрастной группы в другую (община состояла из детей, взрослых и стариков), получая новый общественный статус — взрослого полноправного члена общины.
4)Характерные черты воспитания и обучения в древнейших государствах Востока
Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э. Уже в эпоху позднего неолита в различных регионах мира стали появляться первые симптомы разложения первобытной формации. Этот процесс был многовековым, исторически длительным. Разновременность возникновения новых общественных структур приводила к тому, что наряду с новыми способами социализации подрастающего поколения сохранялись и старые формы воспитания.
Школа и воспитание в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока развивались под воздействием разнообразных экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Хотя хронологически эти цивилизации не совпадали, тем не менее, им были присущи сходные структуры, в том числе структуры воспитания и обучения.
Воспитание стало определяться главным образом общественным и имущественным состоянием человека. К 1-му тысячелетию до н. э. постепенное развитие ремесел, торговли, усложнение характера труда, рост городского населения способствовали некоторому расширению круга людей, которым были доступны школьное обучение и воспитание. Помимо детей представителей
аристократии и служителей культа в школах учились дети состоятельных ремесленников и торговцев. Абсолютное большинство населения по- прежнему обходилось семейным воспитанием и обучением.
Древний Египет
Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н. э.
Особенности воспитания Древнего Египта заключались в равноправном восприятии мальчиков и девочек, что отражало равноправие женщины и мужчины в семье. Детей учили по принципу перевода из детской жизни во взрослую, стремясь при этом сформировать такие качества, как немногословие, волю и стойкость. Основой воспитания считалось послушание, которое достигалось зачастую применением физических наказаний. Роль семьи в обучении была ведущей, во многом это определялось тем. Что профессии передавались по наследству.
Школьное обучение начиналось с 5-ти летнего возраста, дети учились с утра до вечера, мирские радости и игры были им недоступны. Грамота и письмо были основами обучения, сначала ученик должен был научиться читать и писать, потом – составлять деловые бумаги. Писали на папирусах тростниковой палочкой, которую макали в краску из сажи (черная) и охры (красная). Папирусы использовали многократно, смывая предыдущие надписи.
Школы создавались при храмах и дворцах. Кроме чтения и письма изучали математику, географию, астрономию, медицину и языки. В эпоху Нового царства (V в. до н. э.) появились школы врачевателей. Существовали так же царские школы, в которых обучались, кроме прочих, дети фараонов.
Древняя Индия
Воспитание Древней Индии во многом связано с разделением ее истории на две эпохи: дравидско-арийскую и буддийскую. Дравидско-арийская эпоха характеризуется четким социальным разделение населения. Существовало четыре касты: брахманы (жрецы) – высшая каста, кшатрии (профессиональные воины), вайшьи – свободный трудовой народ, шудры – низший слой, не имевший ни каких прав и множество обязанностей. Воспитание и обучение каждой касты строилось по принципам их социального статуса. Так, брахманы считали основным развитие интеллекта; кшатрии – силу, волю, стойкость; вайшьи – трудолюбие, мастерство, терпение, упорство; шудры – повиновение и покорность.
Развитие обучения в Древней Индии достигло значительных результатов и, его содержание было достаточно сложным и разнообразным. Именно здесь впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков.