Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:27, шпаргалка
А.С Макаренко(1888-1939)как выдающийся теоретик и практик советского воспитания. Его работа "Сердце отдаю детям» Пед. деятельность и взгляды Макаренко А.С..По окончанию городского училища и пед. курсов Антон Семенович в 1905г. начал работать народным учителем. Проработав 10 лет он поступает для продолжения образования в учительский институт, который окончил с золотой медалью.
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Курский государственный
университет»
Реферат:
«Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания нового человека Дж. Локка.
«Мысли о воспитании»».
Выполнила:
студентка 3 курса
факультета ПиП
Сороченко М.С.
Проверил:
Логинов С.П.
Курск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Биография Джона Локка……………………………………………….4
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка……………………..5
3. Роль нравственного воспитания в
4.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка…………..9
5.Дисциплина………………………………………………
6.Домашнее обучение……………………………
7.Требования к учителю. Образование народа…
8.Воспитание джентльмена………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Д. Локк был одним из основоположников эмпирико-сенсуалистической теории познания. Локк считал, что у человека нет врождённых идей. Он рождается будучи «чистой доской» и готовым воспринимать окружающий мир посредством своих чувств через внутренний опыт — рефлексию.
«Девять десятых людей делаются такими, какими они есть, только благодаря воспитанию». Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование. Цель воспитания — воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении. Конечную цель воспитания Локк представлял в обеспечении здорового духа в здоровом теле («вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире»)
Разработал систему воспитания
джентльмена, построенную на прагматизме и рационализме.
Главная особенность системы
Воспитание джентльмена включает (все составляющие воспитания должны быть взаимосвязаны):
Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий режим, упражнения, игры.
Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.
Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.
Нравственное воспитание —
воспитать способность отказывать себе
в удовольствиях, идти наперекор своим
склонностям и неуклонно следовать советам
разума. Выработка изящных манер, навыков
галантного поведения.
1.Биография Джона Локка.
Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне, небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ рос в пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его был правоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своего графства. Локку было всего десять лет, когда революционные события приобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентское войско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона.
Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время, когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ли впрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политические события. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк не вынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу, Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет. В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе, была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовой церкви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческой лжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил в следующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются без увеличения знания”.
В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли место домашнего врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне. Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли.
Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденной эмиграции, во Франции.
В 1688-1689 годах был положен конец
монархии Стюартов, а заодно и скитаниям Локка. В результате
революции в Англии были
В “Посланиях о веротерпимости” и “
В поход против Локка выступили и церковники,
и многие Оксфордские преподаватели, и представители
2. Обзор педагогического наследия Джона Локка
Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытного происхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционной точки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защита сенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирической психологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему, оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазной педагогики.
Отрицая врождённость идей,
Локк очень высоко оценивал роль воспитания,
которое должно подготовить человека к жизни.
Характерная особенность
Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практической деятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционного классического образования, защищая реальное образование, вооружающее полезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия и т.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательность детей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. При обучении не должны применяться наказания.
Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёк от узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть не только подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознавать свою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельной жизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезен своей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средства развития важнейших гражданских, нравственных качеств личности.
Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теория была тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыном своего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия и состояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершилась английская буржуазная революция.
3. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка.
Локковская концепция нравственного
Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Бога требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной цели воспитания.
Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев не только методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращал внимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимулов души”, и попытался выявить механизм, управляющий ими.
Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждого благоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.
Методику выработки у ребёнка опыта нравственного поведения Локк связывал с развитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценного нравственного становления личности представлялась ему немыслимой. В качестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовал убеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступные их уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению или порицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д. “Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать”(№82).
В “Мыслях о воспитании” Локк даёт некоторые практические советы о том, как воспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети, живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из них командовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательно следует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу с величайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”(№109). ”Что касается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободно делиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательно следить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужно всякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этого основание, и строго взыскивать”(№110). Достаточно показательно в этом плане и мнение Локка относительно подарков. ”Подарки, которые принято делать детям родителей с солидным общественным положением в целях угождения, причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость, тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить”(№130).
Как мы видим, многие положения теории
Локка были актуальны и прогрессивны не
только в прошлом. И на сегодняшний день
многие педагогические проблемы всё также
остры, а потому все вышеперечисленные
советы могут с успехом применяться современными
педагогами и родителями, что поможет
им избежать многих проблем воспитания.
4.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка.
Большое внимание в педагогике
Локка уделялось физическому
воспитанию детей. Физическое развитие
будущего джентльмена стояло у Локка
едва ли не на первом месте. Нам становится
понятнее этот подход, если мы вспомним
в каком времени жил Локк. Огромный
экономический потенциал новых,
недавно освоенных, земель, невысокий
уровень развития транспорта и непривычные,
часто экстремальные