Задача учителя - поиск
новых форм и методов по экологическому
воспитанию младших школьников на уроках
окружающего мира и в неурочное
время.
Рекомендации для
учителей начальных классов по тематике
занятий по экологическому воспитанию
Экологическое образование
не ограничивается уроком. Оно имеет
продолжение во внеклассной и
внешкольной работе. Опираясь на опыт
работы передовых учителей, мы предлагаем
примерную тематику занятий для всех классов
начальной школы. (форму проведения учитель
выбирает сам).
I класс
- Мой город.
- Моя школа.
- Школьный двор.
- Мой класс.
- Живой уголок.
- Комнатные растения.
- Мой двор.
- Поговорим о шуме.
- Транспорт.
- Моя квартира.
- Моя кухня.
- Моя комната.
- Первый снег.
- У природы нет плохой погоды.
- Праздник — радость в моем доме.
- Покормите птиц зимой.
- Изготовление кормушек.
- Что называется природой.
- Вода вокруг нас.
- Волшебник-невидимка (воздух).
- Откуда берется ветер?
- Домики для животных.
- Мои друзья.
- Наше Солнце.
- Природа просыпается.
- Весенние краски и звуки.
- Помоги.
- Я люблю. Я берегу.
- В гостях у зеленого друга (экскурсия).
- Зеленая аптека.
- Не забудь сказать спасибо.
- Экологический праздник.
- Что запомнилось за прошедший год.
II класс
- Город.
- Когда люди научились строить дома.
- Города на Руси.
- Строительные материалы.
- Мы и наш микрорайон.
- Транспорт. Автомобильные шины.
- Изучаем живую и неживую природу.
- Этажи леса.
- Деревья родного края.
- Откуда берется дождь и снег?
- Кто и как приготовился к зиме.
- Все животные важны, все животные нужны. Бездомные животные.
- Вода зимой.
- Письма на снегу.
- Кормление птиц.
- Бытовые отходы.
- Бумага. Откуда пришли книги.
- Пластмасса. Стекло.
- Металлы.
- Одежда. Обувь.
- Для чего мы едим?
- Воздух.
- Что такое пыль? Что такое дым?
- Здравствуй, солнце!
- Строение земли.
- Сокровища йод ногами. Почва.
- Зеленые насаждения.
- Травы.
- Деревья.
- Охрана окружающей среды.
- Выставка «Подходы к отходам».
- Экологический праздник.
34. Подумаем о будущем. Подведение
итогов за год.
III класс
- Что такое экология?
- Живая и неживая природа.
4. Живая и неживая
природа. Проблемы Природного дома.
- Воздух.
- Воздух и его охрана.
- Вода и жизнь.
- Как охранять воду от загрязнения.
- Твердые тела природы.
- Растения Природного дома.
- В гостях у зеленого друга.
- Растения под нашей защитой.
- Животные Природного дома.
- Учись жалеть и беречь!
- О чем поют птицы?
- Среда обитания.
- Если посмотреть на природу взглядом врача.
17. Организм человека.
- Экология души.
- Человек в окружающем мире.
- Как нужно жить в Природном доме.
- Экология больших городов.
- Обновление природы.
- Человек на планете Земля.
- Мы учимся у природы.
- Мы помогаем природе.
- Путешествие в мир красоты.
- Невидимая сеть и невидимая пирамида.
- Берегите почву.
- Использование и охрана полезных ископаемых.
- Как работает наш организм.
- Питание и здоровье.
- Мы юные защитники природы.
- Экологический праздник.
34. Не уставайте удивляться. Итоги
пройденного.
IV класс
- Введение. Что такое экология?
- Природа — наш дом.
- Природа ищет защиты.
4. Растения йод нашей защитой.
- Зеленая аптека, если смотреть на природу глазами врача.
- О чем поют птицы?
- Нелюбимые животные, или Беседа о том, как нельзя относиться к братьям нашим меньшим.
- Экосистема — экологические связи в природе.
- Взаимосвязь организма и среды — центральное понятие биоэкологии.
- Мы учимся у природы.
11. Земля — наш общий
дом.
- Путешествие в мир красоты.
- Твердые тела природы.
- Среда обитания.
- Экология больших городов.
- Изучаем способы охраны природы.
- Солнце как источник тепла и света для живых существ.
- Роль света в жизни животных.
19. Светолюбивые и теневыносливые
растения.
- Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни животных и растений.
- Вода и жизнь.
- Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.
- Экологическая пирамида.
24. Значение экологических пирамид
для охраны природы.
25. Защитные приспособления у
растений и животных как проявление тесной
связи организмов с окружающей их средой.
26. Влияние загрязнений окружающей
среды на здоровье человека.
27. Что мы едим.
28. Питание и индивидуальное
здоровье.
29. Питательные вещества и их значение
для роста и развития организма.
- Заповеди юных экологов.
- Экологические катастрофы.
- Экологические прогнозы.
- Экологический праздник.
- Подведение итогов.
Выводы по II главе:
- Систематическая работа с использованием различных форм работы с учащимися начальных классов значительно расширяет и углубляет их знания о природе, формирует эмоциональную восприимчивость.
- Внеклассная работа формирует практические умения по оказанию помощи природе, знакомит с разнообразной деятельностью по оказанию помощи природе.
- В процессе работы по заданной теме мы предлагаем тематику занятий экологическому воспитанию, адаптированные под различные формы проведения.
Заключение
Сложившаяся экологическая
обстановка в мире ставит перед человеком
важную задачу – сохранение экологических
условий жизни в биосфере. В
связи с этим остро встает вопрос
об экологической грамотности и
экологической культуре нынешнего
и будущего поколений. У нынешнего
поколения эти показатели находятся
на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию
можно за счет экологического воспитания
подрастающего поколения, которое
должно проводится высококвалифицированными,
экологически грамотными педагогами,
вооруженные помимо специальных знаний,
рядом эффективных методик, позволяющих
комплексно воздействуя на личность ребенка,
развивать все компоненты экологической
культуры как качества личности в части
общей культуры человека. Проблема экологического
воспитания достаточно освещена в работах
известных ученых. Определены цели, задачи,
принципы, средства, формы и методы, а также
содержание экологического воспитания.
Однако систематическая работа по экологическому
воспитанию младших школьников не ведется.
Поэтому целью нашего исследования стало
составить систему работы по экологическому
воспитанию младших школьников на уроках
природоведения, дополняя материал действующего
учебника экологическими понятиями и
краеведческим материалом.
Проделанная работа привела
к следующим выводам:
- экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляющееся с учетом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование экологической культуры.
- Теоретические основы экологического воспитания младших школьников достаточно разработаны в научной и методической литературе.
- Несмотря на оживление работы по экологическому воспитанию в школах, ее уровень, как правило, остается достаточно низким.
- Для систематизации работы необходима программа экологического воспитания младших школьников, обеспечивающая организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала.
- При проведении эксперимента у школьников не только повысился уровень экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.
- Целенаправленная систематическая работа по экологическому воспитанию, способствует значительному повышению экологической культуры школьников.
Подготовка дипломной
работы убедила меня в важности повышения
экологической культуры учащихся начальных
классов.
Список использованных источников
- Афанасьева Е. Экология не знает границ // Юный натуралист. – 1990. - №1. – С.30-32.
- Бабанова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками // Начальная школа. – 1993. - №9. – С. 16-17.
- Бабанова Т.А. Технология краеведения в экологическом образовании // Экологическое образование. – 2001. - № 1. – С 20-26.
- Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания // Начальная школа. – 1994. - №2. – С.32-33.
- Бобылева Л.Д. Практическая направленность экологического воспитания младших школьников // Реализация практической направленности в учебном процессе начальных классов школы: Межвуз. сб. науч. тр. – Владимир, 1999. – С.77-83.
- Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания // Биология в школе. – 1996. - №3. – С. 57-59.
- Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы// Начальная школа. – 1997. - №4. – С.20-24.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1995. – 192с.
- Горохова Е.Р. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся// Начальная школа. – 2006. - № 12. – С.47 – 49
- Дерим-Олгу Е.Н., Фролова Н.А. Материалы к проведению экскурсий в смешанный лес // Начальная школа. – 1992. - №3 – С.36-40.
- Дуденко И.Б. Историко-краеведческий подход в экологическом образовании школьников // Советская педагогика. – 1989. - №9. – С.28-32.
- Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство целей и принципов реализации // Советская педагогика. – 1987. - №9. – С.16-22.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы – М.: Педагогика, 1985. – 184с.
- Захлебный А.Н. Состав понятий межпредметных связей в школьном природоохранительном просвещении // Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении – М., 1986. С.20-28.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Научно-технический прогресс и экологическое образование // Советская педагогика. – 1995. - №12. – С.10-12.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. – М., 1989. – 24с.
- Зверев И.Д. Цели природоохранительного просвещения в школе // Краеведческая работа в школе. – М., 1988. – С.3-10.
- Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. – 2004. - № 2. – С. 12 – 15.
- Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
- Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 1993. – 148с.
- Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. – М.: Педагогика, 1988. – 128с.
- Печко Л.П. Воспитание у школьников эстетического отношения к природе // Советская педагогика. – 1987. - №3. – С.29-32.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии – М.: Топикал, 1994. – С.132-184.
- Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе – М., 1977. – С.14-39.
- Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе. – М., 1978. – 49с.
- Сенкевич В.М. Экологическое образование: интеграция научных знаний и образных представлений // Советская педагогика. – 1989. - №5. – С.15-19.
- Тарасова Т.И. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов// Начальная школа. – 2006. - № 9. – С. 35-39
- Филатова Л.М. По страницам Красной книги // Начальная школа. – 1991. - №11. – С.49-52.
- Шкарбан И.В. Экологические проблемы в системе содержания общего образования // Советская педагогика. – 1981. - №7. – С. 83-85.
- Яковлева Т.О. Из опыта работы клуба семейного чтения. Внеклассная работа // Воспитание и обучение. – 1999. - №5. – С. 67-69