История государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Для государства характерны следующие признаки: 1) его власть распространяется на все общество; 2) осуществляется специальными лицами (гос. служащими); 3) население подразделяется по территориальному принципу; 4) опорой служит аппарат принуждения (полиция, прокуратура, пенитенциарные учреждения и т.п.); 5) система налогов и сборов; 6) наличие права; 7) суверенитет. Социальное назначение государства – служить общественному благу, преодолевать общественные противоречия, обеспечивать мир, согласие и спокойствие в обществе. Современное государство призвано создавать условия, благоприятные для развития общества, гарантировать права и свободы граждан.

Содержание

1. Государство и его функции
2. Атрибуты государства
3. Теория возникновения государства

Вложенные файлы: 1 файл

История ГУ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

 

48. Попытки реформирования  государственного управления в  1985-90 годы.

 

Новому  генсеку КПСС М.С.Горбачеву для проведения реформ требовалась поддержка всего народа.

В 1989 г. весной созван Первый съезд народных депутатов. По замыслу М.С.Горбачева съезды народных депутатов должны были собираться 2 раза в год и решать основные политические и экономические вопросы, в том числе о переустройстве государственного управления.

Несмотря  на компанию по демократизации и привлечению  граждан к управлению, власть постаралась  контролировать выборы народных депутатов  СССР. Одна треть депутатов была направлена на Съезд от общественных организаций. Самой крупной общественной организацией в СССР была КПСС, которая  и выдвинула наибольшее число  депутатов. От КПСС народными депутатами стали все партийные лидеры. Среди  остальных общественных организаций, выдвигавших народных депутатов  были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных  деятелей СССР, Союз кинематографистов  СССР и т.д.

Депутаты, избиравшиеся народом по одномандатным округам, проходили многоступенчатую процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся по территориальному признаку, выдвигались по округам, сформированным в зависимости от количества населения. Депутаты по региональному признаку, имевшие право избираться затем в Совет национальностей, избирались равным количеством от каждой союзной республики.

Съезд позволил привлечь более широкие массы  народа к управлению государством. Однако монополия КПСС не была ликвидирована. В декабре 1989 г. Съезд отклонил поправку Конституции, отменяющую 6-ю статью. Съезд избрал постоянно действующий  представительный орган – Верховный  Совет. Для укрепления исполнительной власти был учрежден новый пост главы  государства – Президент СССР. М.С.Горбачев – первый президент СССР (декабрь 1989 г.). Избрал его Совет народных депутатов.

 

49. Государственное  управление после августа 1991 г.

 

В 1991 г. наиболее острой проблемой государственного управления в СССР было обострение межнациональных отношений. Тяга союзных  республик к независимости привела  к необходимости пересмотра союзного договора. Главным пунктом для  обсуждения был вопрос о налогах. Каждая республика стремилась сохранить  у себя максимум денежных средств, чтобы  самостоятельно решать экономические  проблемы. В результате государственное  управление на союзном уровне лишалось финансовой базы. Президент СССР М.С.Горбачев не мог на это согласиться, стороны долго не могли прийти к общему мнению. Новый союзный договор планировалось подписать 20 августа 1991 г.

Подписание  нового союзного договора было сорвано. 19 августа произошел государственный  переворот. Группа высших государственных  деятелей СССР основала Государственный  комитет по чрезвычайному положению, объявила о недееспособности Горбачева  и в соответствии с Конституцией провозгласила Президентом вице-президента Янаева. Выступление ГКЧП не было поддержано, Горбачева освободили из-под домашнего ареста.

После поражения  ГКЧП в большинстве союзных республик  была провозглашена независимость. Первой получила независимость Украина  – это означало распад СССР, хотя формально СССР просуществовал еще  несколько месяцев.

Осенью 1991 г. разрабатывались проекты нового союзного договора, идеологом которых  был Горбачев. Союзные республики тем временем проводили независимую  политику, в том числе в экономической  и военной сферах. В республиках  вводились собственные денежные единицы, образовывались собственные  вооруженные силы. Союзное правительство  фактически потеряло контроль над армией и финансами. Кроме того, Президент  России Б.Н.Ельцин подписал Указ о запрещении деятельности КПСС на территории России, региональные комитеты партии были занятии милицией и закрыты.

8 декабря  1991 г. в Беловежской Пуще был  подписан договор о создании  Содружества Независимых Государств. Это была новая форма союзного  договора, которая подразумевала  полную независимость бывших  союзных республик. Договор об  образовании СНГ подписали: от  России – Ельцин, от Украины  – Кравчук, от Белоруссии –  Шушкевич. Первоначально СНГ воспринимался  как содружество славянских государств. В частности, Кравчук не исключал  возможности присоединения к  СНГ и других Восточно-Европейских  стран. Однако интерес к СНГ  стал проявляться и у других  союзных республик. В течение  декабря 1991 г. в СНГ вошли  и другие бывшие союзные республики, кроме Прибалтики. Это означало, что старая система государственного  управления потеряла власть над  всеми регионами СССР. 21 декабря  в Алма-Ате заключено соглашение  о распаде СССР, и Горбачев  добровольно сложил с себя  обязанности Президента СССР. В  конце 1991 г. был созван Съезд  народных депутатов СССР, который  принял Декларацию о роспуске  СССР.

 

50. Государственное  устройство постсоциалистической  России.

 

Конфликт  между исполнительной и законодательной  властью, определявший развитие российской политики в 1992—1993 гг., завершился кровавой схваткой осенью 1993 г. Он отразил углублявшиеся  разногласия в лагере реформаторов по вопросам социально-экономического и политического развития страны. На референдум 12 декабря 1993 г. был вынесен  президентский проект новой Конституции. За него проголосовала большая часть  пришедших на выборы россиян.

Конституция, принятая 12декабря 1993 г., не только закрепила  экономические и политические изменения, произошедшие в стране и обществе, но и поставила заслон на пути нарастающей  суверенизации регионов. Она провозгласила  РФ федеративным демократическим государством с республиканской формой правления, определила права входящих в нее  республик, краев, областей и других субъектов федерации, зафиксировала  разграничение предметов ведения  и полномочий между ними и центром, а также определила круг вопросов, находящийся в совместном ведении. Особое место уделено в Конституции  статусу Президента РФ. Предоставив  ему больше полномочий, чем другим институтам власти, она фактически вывела его из-под их контроля за границы принципа разделения властей. Согласно Конституции президент  стал не просто главой государства, гарантом конституционных прав и свобод граждан, но и высшим арбитром, возвышающимся  над всеми ветвями власти. Полученные полномочия позволяют президенту определять основные направления внешней и  внутренней политики, формировать и  возглавлять Совет Безопасности, назначать (с согласия Государственной  Думы) Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства, министров, представлять кандидатуры для назначения на должности Председателя Центрального банка, судей Конституционного Суда, Генерального прокурора.

В соответствии с принципом разделения властей  высшим законодательным и представительным органом в России стало Федеральное  собрание. Оно заменило институты, унаследованные от советского периода, — Съезд народных депутатов и Верховный Совет  РФ. Новое Федеральное собрание состоит  из двух палат — Совета Федерации  и Государственной Думы.

Совет Федерации  до августа 2000 г. формировался по должности  двух представителей от каждого субъекта Федерации. Как правило, это были главы исполнительной и представительной власти — президент или губернатор и председатель регионального законодательного собрания соответственно. Новый федеральный  закон изменил сложившийся порядок. Теперь членами Совета Федерации  от регионов должны быть не главы ветвей власти, а их представители, соответственно назначаемые главой субъекта Федерации  и избираемые региональными собраниями.

Государственная Дума избирается на основе прямых, равных и тайных выборов, причем половина депутатов  избирается по округам с равной численностью населения, а половина — по партийным  спискам. Общая численность депутатского корпуса нижней палаты составляет 450 человек.

Обе палаты равноправны в пределах своих  полномочий, но в законодательном  процессе ведущую роль играет Государственная  Дума. Существует четкий механизм прохождения  и принятия новых законов: законопроект проходит три чтения в Государственной  Думе, затем поступает в Совет  Федерации и после одобрения  им направляется на подпись президенту.

Высшим  органом исполнительной власти в  РФ выступает Правительство в  составе Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров  и руководителей ряда министерств  и ведомств. Главными направлениями  деятельности Правительства являются оперативное руководство внешней  и внутренней политикой, составление  и исполнение бюджета, контроль за подведомственными  ему учреждениями. В систему исполнительной власти входят как органы госвласти и госуправления федерального значения, так и органы, созданные ими или субъектами РФ на местах. Все они действуют в рамках правового пространства РФ, охватывая все сферы жизни общества.

Сейчас  утверждена новая структура федеральных  органов исполнительной власти. Теперь в нее входят: Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства. Общее руководство этой структурой власти осуществляется Президентом  РФ.

Следующим уровнем исполнительной власти являются органы субъектов Федерации. Администрация  республики, края, области формируется  главой соответствующего органа исполнительной власти (президент, губернатор, глава  администрации), избранным на основе всеобщих выборов в данном субъекте Федерации, и включает в себя Правительство, наделенное общей компетенцией, госструктуры по сферам управления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, территориальные органы специальной  компетенции, действующие на территории районов и городов. Администрация  республик, краев, областей осуществляет связь между федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, разрабатывает бюджет и обеспечивает его наполнение, а  также реализует политику государства  в сфере культуры, социальной сфере, охране правопорядка и т. д.

Третьей ветвью власти является судебная. Она  независима и действует исключительно  на основе российских законов, прежде всего Конституции. Судебная система  РФ включает в себя высшие суды, к  которым относятся Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный  суды и другие федеральные суды. К числу последних относятся  арбитражные суды в субъектах  Федерации, а также суды общей  компетенции республик, краев, областей, городов, районов, районов в городах. Судьи высших судов назначаются  Советом Федерации по представлению  Президента РФ, судьи остальных судов  назначаются им же. Надзор за точным и единообразным исполнением  законов министерствами, госкомитетами, ведомствами, предприятиями, администрацией любого уровня, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возложен на Прокуратуру РФ во главе с Генеральным  прокурором, а также на нижестоящих  прокуроров. Генеральный прокурор назначается  на должность и освобождается  от нее Советом Федерации по представлению  Президента, а прокуроры субъектов  Федерации — Генеральным прокурором по согласованию с субъектами Федерации.


Информация о работе История государственного управления